«ПОМОЩНИКИ»

Jun 26, 2007 12:34


«ПОМОЩНИКИ»

В 2002-04 годах Грузия получила от США военную помощь более чем на 98 млн. долларов. По этому совокупному показателю она вышла на 20-е место среди зарубежных партнеров Вашингтона. За предыдущие 3 года ей было выделено лишь около 18 млн. долларов, и она занимала 41-ю ступеньку. Такие данные приводятся в новом докладе «Сопутствующий ущерб», подготовленном исследовательской организацией «Центр за честность в общественной жизни» по результатам годичного журналистского расследования. Смысл работы заключался в том, чтобы выяснить, как изменились приоритеты программ военной помощи США после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Именно поэтому сравнивались два трехлетия: с 1999 по 2001 гг. и с 2002 по 2004 гг. Общий вывод специалистов сводится к тому, что, объявив глобальную «войну против терроризма», Вашингтон принялся переориентировать свою военную помощь, зачастую не считаясь с такими соображениями, как «права человека и финансовая отчетность». Самым ярким примером служит Пакистан, который по объему американской военной помощи сделал скачок с 9 млн. долларов и 56-го места по итогам 1999-2001 гг. до 4,15 млрд. долларов и 3-го места /после Израиля и Египта/ за последующие три года. Из соседних с Россией стран наибольшую «прибавку» - с 33 млн. долларов до 301 млн. долларов - получила Польша, вошедшая в итоге в первую десятку. Военная помощь постсоветским государствам как таковым предметом изучения в данном случае не служила. Однако и с точки зрения политики США в данном регионе цифры получились наглядные. России, например, за оба трехлетия были выделены примерно одинаковые суммы: 8,3 млн. за 1999-2001 гг. и 8,5 млн.  за 2002-04 гг. У Украины соответствующие показатели - 19 млн. и 31,5 млн. долларов, у Узбекистана - 9 млн. и 96,5 млн., у Киргизии - 5 млн. и 24 млн. долларов. Латвия, Литва и Эстония получили за 2002-04 гг. примерно по 30 млн. долларов на каждую, что означало приблизительно 50-процентную прибавку. Впрочем, в процентном выражении наибольший прирост американской военной помощи в СНГ получил, очевидно, Таджикистан: с 50 тыс. до 18 млн. долларов. Что касается других стран СНГ, военная помощь США Казахстану в первом трехлетии составляла 9,5 млн. долларов, а во втором выросла до 20,5 млн. долларов. У Армении она увеличилась, соответственно, с 1,7 млн. до 16,5 млн. долларов, у Туркменистана - с 3 млн. до 9 млн. долларов, у Молдовы - с 5,7 млн. до 8 млн. долларов. Кстати, в методологических пояснениях к собранной информации американские исследователи указали, что «трактовали военную помощь США, как поддерживаемые налогоплательщиками программы, способствующие усилению наступательного военного потенциала иностранного государства». Поэтому, по их словам, «такие операции, как программа Нанна-Лугара, финансирующая демонтаж ОМУ и другие инициативы в области безопасности, в данном случае не учитывались». Зато в соответствии со своим изначальным замыслом организаторы проекта приводили оценки послужного списка стран-получателей помощи в правозащитной области. Источником этих оценок служили доклады госдепартамента США. У большинства стран СНГ картина в них отражена плачевная.

Еще одним важным поводом для претензий к собственному правительству авторы «Сопутствующего ущерба» считают фактическую бесконтрольность в расходовании средств. По их словам, она характерна прежде всего для так называемых Фондов поддержки партнеров по /антитеррористической/ коалиции. Для стран-участниц коалиции это один из самых полноводных каналов получения американской военной помощи. Вместе с тем, по словам специалистов, схожая ситуация наблюдается и еще в двух крупных новых программах Пентагона, официально призванных содействовать подготовке военных кадров для борьбы с терроризмом и решения других актуальных задач. Общая стоимость всех этих программ, согласно отчету, исчисляется в миллиардах долларов.

Андрей ШИТОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200726/?26_7_3

ИТАР-ТАСС, Андрей ШИТОВ, 200726

Previous post Next post
Up