«ПОМОЩНИКИ»
В 2002-04 годах Грузия получила от США военную помощь более чем на 98
млн. долларов. По этому совокупному показателю она вышла на 20-е место
среди зарубежных партнеров Вашингтона. За предыдущие 3 года ей было
выделено лишь около 18 млн. долларов, и она занимала 41-ю ступеньку.
Такие данные приводятся в новом докладе «Сопутствующий ущерб»,
подготовленном исследовательской организацией «Центр за честность в
общественной жизни» по результатам годичного журналистского
расследования. Смысл работы заключался в том, чтобы выяснить, как
изменились приоритеты программ военной помощи США после чудовищных
терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Именно поэтому
сравнивались два трехлетия: с 1999 по 2001 гг. и с 2002 по 2004 гг.
Общий вывод специалистов сводится к тому, что, объявив глобальную «войну
против терроризма», Вашингтон принялся переориентировать свою военную
помощь, зачастую не считаясь с такими соображениями, как «права человека
и финансовая отчетность». Самым ярким примером служит Пакистан, который
по объему американской военной помощи сделал скачок с 9 млн. долларов и
56-го места по итогам 1999-2001 гг. до 4,15 млрд. долларов и 3-го места
/после Израиля и Египта/ за последующие три года. Из соседних с Россией
стран наибольшую «прибавку» - с 33 млн. долларов до 301 млн. долларов -
получила Польша, вошедшая в итоге в первую десятку. Военная помощь
постсоветским государствам как таковым предметом изучения в данном
случае не служила. Однако и с точки зрения политики США в данном регионе
цифры получились наглядные. России, например, за оба трехлетия были
выделены примерно одинаковые суммы: 8,3 млн. за 1999-2001 гг. и 8,5
млн. за 2002-04 гг. У Украины соответствующие показатели - 19 млн. и
31,5 млн. долларов, у Узбекистана - 9 млн. и 96,5 млн., у Киргизии - 5
млн. и 24 млн. долларов. Латвия, Литва и Эстония получили за 2002-04 гг.
примерно по 30 млн. долларов на каждую, что означало приблизительно
50-процентную прибавку. Впрочем, в процентном выражении наибольший
прирост американской военной помощи в СНГ получил, очевидно,
Таджикистан: с 50 тыс. до 18 млн. долларов. Что касается других стран
СНГ, военная помощь США Казахстану в первом трехлетии составляла 9,5
млн. долларов, а во втором выросла до 20,5 млн. долларов. У Армении она
увеличилась, соответственно, с 1,7 млн. до 16,5 млн. долларов, у
Туркменистана - с 3 млн. до 9 млн. долларов, у Молдовы - с 5,7 млн. до 8
млн. долларов. Кстати, в методологических пояснениях к собранной
информации американские исследователи указали, что «трактовали
военную помощь США, как поддерживаемые налогоплательщиками программы,
способствующие усилению наступательного военного потенциала иностранного
государства». Поэтому, по их словам, «такие операции, как
программа Нанна-Лугара, финансирующая демонтаж ОМУ и другие инициативы в
области безопасности, в данном случае не учитывались». Зато в
соответствии со своим изначальным замыслом организаторы проекта
приводили оценки послужного списка стран-получателей помощи в
правозащитной области. Источником этих оценок служили доклады
госдепартамента США. У большинства стран СНГ картина в них отражена
плачевная.
Еще одним важным поводом для претензий к собственному правительству
авторы «Сопутствующего ущерба» считают фактическую бесконтрольность в
расходовании средств. По их словам, она характерна прежде всего для так
называемых Фондов поддержки партнеров по /антитеррористической/
коалиции. Для стран-участниц коалиции это один из самых полноводных
каналов получения американской военной помощи. Вместе с тем, по словам
специалистов, схожая ситуация наблюдается и еще в двух крупных новых
программах Пентагона, официально призванных содействовать подготовке
военных кадров для борьбы с терроризмом и решения других актуальных
задач. Общая стоимость всех этих программ, согласно отчету, исчисляется
в миллиардах долларов.
Андрей ШИТОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200726/?26_7_3