ЗАКОН ИЛИ ПАССИОНАРНОСТЬ?
Неблагодарное
дело - отнимать у людей любимые иллюзии, но
статья Александра «Не требуйте!» («Дуэль»,
№44(341)) «достала» меня. Ну сколько можно
молиться на «пассионарность», не пытаясь
даже понять, откуда она берётся?
Я тоже
уважаю Л.Н. Гумилёва за его безграничную
эрудицию и смелость суждений, но
согласиться с его «теорией» пассионарности
- значит отказаться от понимания реальных
причин исторических событий.
Разными
историческими путями идут разные народы.
Одни прозябают, растворяются, исчезают,
Другие подминают под себя пол мира. В чём
причина? Воспользуемся любимым приёмом Л.
Гумилёва - рассмотрим конкретные
исторические примеры.
Спарта. X-XIV вв.
до н.э. Большая деревня без городских стен и
башен. 9 тысяч семей. Были в Греции племена и
помногочисленнее и побогаче. Но именно
спартанцы доминировали в Греции более 600
лет, именно они диктовали свою волю всем
другим грекам. Почему? Как им это удавалось?
Причина лежит
на поверхности - это законы Ликурга. В то
время, как другие греческие племена успешно
«развивались», превращая свободных граждан
в люмпенов и рабов, спартанцы принудительно
оставались равными - спартиатами. Законы
Ликурга не позволяли обществу расслоиться,
не позволяли отдельным гражданам
разбогатеть.
Да и деньги,
если кто-то добывал их каким-то путём, не на
что было тратить. Предметы роскоши в Спарте
вызывали осуждение, и даже дома строить
закон предписывал самыми простыми
инструментами, без излишеств (кошмар,
тоталитаризм! Сплошное ущемление права
человека ограбить соседа). Так в чём же
можно было превзойти соседа? Только в
доблести. К чему они и стремились. И
преуспевали. Результат - господство на
Балканах.
Перестали
работать законы Ликурга - и пала Спарта (у
них там тоже завелись свои Яковлевы и
Ельцины). Ну и при чём тут пассионарность?
Ещё пример -
Рим. Здесь тоже произошла задержка «развития».
Когда-то во время вражеского нашествия
плебеи просто ушли на соседнюю гору,
предоставив патрициям самим защищать свои
богатства и привилегии. И патриции
приползли на брюхе к народу и дали ему
равные права. Принятые законы закрепляли
равенство прав и консервировали
крестьянскую общину. А соседи римлян в это
время успешно «развивались»: крестьян
заменяли рабы, а армии становились наёмными.
Примером может служить Карфаген. Результат
борьбы этих держав известен. Карфаген
должен был быть разрушен и был разрушен.
О том, что
причиной римского могущества являются
римские законы, писал ещё Полибий две
тысячи лет назад. До пассионарности он так и
не додумался.
Ещё пример,
обратный. Польша, Речь Посполитая.
Блестящая, мощная европейская держава в
XV-XVII веках. А в 18 веке была разорвана
соседями на части почти без сопротивления.
Что, пассионарность в Польше внезапно
иссякла? Нет, всё проще.
Был принят
закон, по которому любой член сейма мог
наложить вето на любой законопроект. И ни
один закон невозможно стало принять.
Результат - паралич власти и падение
державы. Причина катастрофы - один дурной
закон.
Ещё пример.
Англия, XVI век. Был принят закон о майорате,
по которому всю недвижимость мог
наследовать только старший сын. Ну, просто
государству так было удобнее, чтобы
поместья не дробились и налоги было удобнее
собирать.
Что
получилось в результате? В результате
младшие сыновья шли в армию, в коммерцию, в
мореплавание. Образованные, выросшие в
довольстве, но лишенные собственности, они
стремились добыть её любыми средствами,
вплоть до пиратства. Вот они и составили ту
массу пассионариев, которые создали
колониальную империю и ограбили пол мира. А
причина этой пассионарной вспышки - всего
один закон.
Подобных
примеров, когда один закон или комплекс
законов являются причиной пассионарной
вспышки или катастрофы, в истории масса.
Собственно, история из них и состоит, и не
заметить этого очень трудно.
Конечно, и
законы не появляются ниоткуда. Только
катастрофические, губительные законы
принимаются легко, в атмосфере всеобщего
благодушия, когда «народу на всё плевать, а
элита ищет личных выгод. Вспомним принятие
ельцинской конституции.
Принятие
созидательных законов, тех, что являются
причиной пассионарных вспышек, требует
изрядных усилий. Ликургу, например, выбили
глаз палкой в ходе дискуссий, но он и его
сторонники всё же победили. Да и римским
плебеям победа тоже не досталась даром, за
свои законы им не раз ещё пришлось драться.
Принятие закона - это всегда победа какой-либо
из идей, законодательное закрепление
победы этой идеи. В Спарте и Риме - это
победа идеи равенства граждан.
Идеи, как
известно, становятся силой, если овладевают
массами. Они могут иметь катастрофические
последствия и без законодательного
оформления. Ещё пример, из Гумилёва.
Византия, V век.
Чёрт дёрнул патриарха Нестория ляпнуть, что
Христос был рождён как человек и лишь потом
стал богом. Результат - после горячих
дискуссий раскол церкви, отпадение
восточных провинций и исход несториан из
Византии.
В VII веке
появилась ещё одна идея - что у Христа два
тела, человеческое и божественное. (Непонятно,
за каким дьяволом было вообще касаться этих
скользких тем.) Результат - новый раскол,
отпадение Сирии и Египта, ещё один шаг к
катастрофе.
И при чём тут
пассионарность? Один дурак задал обществу
дурацкий вопрос, заведомо не имеющий
решения, а результат - раскол и катастрофа. А
почему? А потому, что тема эта очень
интересовала византийцев. Им очень важно
было правильно понимать бога, чтобы душу
свою вонючую спасти наверняка. Всё-таки
вечное блаженство на кону стояло, ради
этого можно было и на целостность империи
рукой махнуть.
Вам это ничего
не напоминает? Мы ведь тоже от капитализма
большой халявы ожидали. Чтобы у всех акции
были, все - рантье, у всех счёт в банке. Идея
овладела массами, вот и просрали державу и
сидим теперь в дерьме. А «элита» это
состояние законодательно оформила.
Возможно ли
исправить положение? Только в том случае,
если другая идея овладеет массами. И идея
ответственности власти перед народом - одна
из созидательных идей. Конечно,
законодательное оформление этой идеи
потребует колоссальных усилий и жертв. Но
на халяву ещё ничего путного построить не
удавалось, удавалось только разрушать. Но
ведь другого пути, кроме пропаганды идеи и
доведения её до закона, не существует. Если,
конечно, не считать путём бездейственное
ожидание, когда на нас нассионарность
прольётся лет через пятьсот. А может, и
никогда.
Александр!
Ведь Вы же любите историю, так всмотритесь в
неё внимательнее. Что такое
раздробленность Руси в XIII веке? Это прямое
следствие господства идеи, что княжескую
власть должны наследовать сначала братья, а
уж потом сыновья. Результат - монгольское
иго. Хотя пассионарности на Руси в XIII веке
было - пруд пруди, девать некуда, почитайте
летописи.
Дмитрий
Донской ввёл и законодательно закрепил
другую идею - наследование власти от отца к
старшему сыну. Результат - объединение Руси.
Вот и весь источник пассионарности.
История - это
борьба идей разрушительных и созидательных.
И какая идея победит в России, от нас тоже
зависит. Ведите пропаганду созидательной
идеи, даже если не видите результатов. Капля
камень точит. Вспомните, как исподволь
овладевали массами идеи христианства,
ислама, марксизма. Убеждайте ваших друзей,
знакомых, малознакомых, случайных
собеседников. Сейте. Иное упадёт на камень,
иное склюют птицы, но всходы будут, рано или
поздно, неизбежно.
Е. ХРИСТЕНКО
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200349/?49_1_1