ИЗОБРЕТАТЬ  ИЛИ ПРИОБРЕТАТЬ?

Jun 26, 2007 12:57


ИЗОБРЕТАТЬ  ИЛИ ПРИОБРЕТАТЬ?

Поэт Велимир Хлебников делил всех людей на ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ и ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ. Первых Природа нацелила на выдумывание и воплощение чего-то нового и необычного, что может пригодиться всем. И, чтобы материальная сторона жизни не слишком отвлекала этих творцов от дела, награду для них мудрая Природа задумала в виде чувства морального удовлетворения от процесса творчества и созидания. Вторых Природа нацелила на приобретение и накопление всяческих материальных благ (для себя, любимого, естественно), и, так как творчество им непосильно, наградой для них стал кайф от демонстрации окружающим своей «успешности» и материального достатка.

Понятно, что приобретатели всегда побеждают изобретателей во всем, что касается внешней, бытовой стороны жизни - здесь их успехи на виду. Красивая ухоженная жена, устроенные в престижный институт дети, дорогая машина, коттедж на Рублевке (или финская сантехника в квартире - это в советскую эпоху) - вот «афиша» типичного приобретателя. Успехи же противоположной стороны (а они тоже есть) как-то теряются на ее фоне и подчас не воспринимаются всерьез. Ну разве может впечатлить кого-то изданная книга стихов, доказанная теорема, взлетевший вопреки всему самолет или открытое месторождение каких-то бокситов, если автор этих «достижений» одет так, что его в порядочный ресторан не пустят, разве что в рюмочную?

Упомянутый чуть выше Хлебников - ярчайший представитель племени изобретателей. Прожив на свете всего 37 лет, не нажил ни жены, ни квартиры. Скитался по городам, ночевал на вокзалах. Издавался при жизни очень мало. Рукописи носил в наволочке от подушки. Сочинял стихи, выдумывал новые слова и правила языка, убежденный в том, что наш современный язык примитивен и не позволит человечеству двигаться дальше, к светлому будущему. В итоге - практически неизвестен обывателю-приобретателю.

Еще один пример типичнейшего изобретателя - математик Перельман, прославившийся недавно тем, что решил нерешаемую задачу, а потом отказался от присужденной ему Нобелевской премии. Гений, гордец и упрямец - для них, изобретателей, это характерно. Беден, не женат, всячески скрывается от внимания прессы и телевидения (журналисты удивляются: как так, есть возможность прославиться - а человек не желает? Эх, Ксении Собчак на него нет!).

Несколько лет назад, в столетний юбилей Святослава Рихтера, НТВ показало фильм о нем. Зашла речь о бытовой стороне жизни великого пианиста, показали его квартиру. Я был поражен! Обычная советская «трешка», советские обои, советская мебель, советский хрусталь в серванте - и никаких предметов роскоши, ни картин на стенах, ни ваз, ни скульптур, ни бронзы! Какой вопиющий контраст с жилищем того же Ростроповича (вспоминается помпезная статья в каком-то журнале об этом жилище). Ростропович с Вишневской на журнальном фото просто утопали в выставленной напоказ роскоши! А здесь - спартанская простота. Глупенькая журналистка НТВ тогда пожалела Рихтера - надо же, мог бы с его талантом в золоте купаться, но разве в этом проклятом СССР развернешься как следует! Эх, не пожил человек, как надо, не пожил! Бедняжке-приобретательнице и невдомек, что Рихтер слеплен Природой совсем из другого теста, что ему безразличны внешние проявления успеха, если в жизни есть главное - возможность творить и создавать!

Вот они, портреты типичных изобретателей, а портреты типичных приобретателей я приводить здесь не буду - каждый из нас с вами, кто хотя бы изредка включает телевизор, назовет их без труда, десятками.

Да, СССР был, несомненно, державой изобретателей - для них были созданы необычайно благоприятные условия! А вот приобретателям жилось в нем неуютно - приходилось постоянно подавлять свои приобретательские замашки и заниматься чем-то непонятным и несвойственным. Пытаться изобретать или, по крайней мере, помогать в этом деле изобретателям. И было очень мало возможностей для внешнего блеска - на порядок меньше, чем «за бугром». Привозимые «из-за бугра» вещи становились предметами культа - полуподпольного культа приобретательства. Так, в средние века исчезающие под натиском христианства язычники ночами тайно собирались в лесах и совершали родные обряды, чтобы, вернувшись поутру в свои деревни, тоскливо отслужить опостылевшую мессу.

Нужно признать, что в СССР имелись некоторые перекосы в деле обеспечения разумного баланса между интересами изобретателей и приобретателей. Первым ведь тоже нужно иногда пожить «для себя», да и последние, испытывая постоянное давление государственной системы, начинают озлобляться и мечтать о ее, системы, изменении. Скорее всего, проживи СССР еще 10-20 лет, эти перекосы были бы учтены и исправлены (вспомните программы по обеспечению семей отдельными квартирами и наполнению товарами полок магазинов, вспомните появившиеся в 80-е джинсы, кроссовки и видеомагнитофоны). Не поймите меня превратно - я не утверждаю, что изобретателям джинсы и видеомагнитофоны не нужны вовсе, просто эти вещи в их жизни - не главное, в отличие от приобретателей, которые ради этих вещей и живут на свете. Но История не дала нам этих 10-20 лет, СССР рухнул, и если снаружи его усиленно раскачивали враги внешние, то изнутри его подтачивала армия внутренних врагов - озлобленных приобретателей, уже давно мечтавших пожить в свое удовольствие.

Последние 15 лет наша страна уверенно идет по пути превращения в державу приобретателей. Изобретательство повсеместно высмеяно и низведено до полумертвого состояния. Известие о человеке, сделавшем что-то непонятное, да еще и для всех, да еще и бесплатно, да еще и на свои кровные, все чаще вызывает как минимум недоумение, как максимум - презрение. Весь наш российский послеперестроечный спекулятивный «бизнес» - прекрасное прибежище для применения приобретателями своих сил и талантов. Наши СМИ, ориентированные на пеструю шумиху и дешевые сенсации, - удобное поле для демонстрации успехов всероссийского приобретательства. Изобретателям же все труднее найти себе применение в новых условиях жизни. В современной России они ощущают себя людьми второго сорта, как раньше приобретатели в СССР.

Я не хочу сказать, что путь в ряды бизнесменов для изобретателей закрыт наглухо. Есть там и они, но скорее как исключение из правил. Наверное, и в советское время дети подпольных цеховиков шли иногда в геологические партии - но лишь единицы. И выжить таким бизнесменам-изобретателям гораздо труднее. Ведь они, заработав состояние на банальной купле-продаже (а как иначе?), при первой же возможности вложат его в какие-нибудь наукоемкие производства, которые если и дадут прибыль, то лет через 10, не раньше. Им это интереснее, чем спекулировать нефтью, но и рисков у таких вложений несравнимо больше. А их коллегам-приобретателям это ни к чему, им и на сырьевой «трубе» сидеть неплохо, а примитивность этого спекулятивного бизнеса их ничуть не смущает - они просто не знают, что и в бизнесе можно творить.

А приобретатели правят бал! Для удовлетворения своих столь долго подавляемых желаний они создали целую индустрию. Кино, книги и картины для приобретателей - они не заставляют думать. Одежда, автомобили, мебель для приобретателей - они привлекут к их обладателю чужое внимание. Телевидение и радио для приобретателей - с их помощью можно наконец-то заявить о себе, доказать всем свою «успешность», ведь внешняя сторона жизни гораздо важнее внутренней. И даже новая философия для приобретателей, главная идея которой состоит в том, что человеческое счастье измеряется  количеством и качеством употребленных вашим организмом вещей.

Вас не тошнит от откровений воинствующих приобретателей, изливающихся на нас с телеэкранов и глянцевых страниц? Вас не пугает та агрессия, с которой они стремятся доказать всем и вся, что не напрасно проживают свои жизни? Меня тошнит и пугает. Вам не кажется, что в глубине своих душ большинство из них понимает, что на самом деле они, такие красивые и успешные, не стоят и гроша? И чем ничтожнее человек перед нами, тем упорнее он будет доказывать свою мнимую исключительность? Мне кажется.

Впрочем, здесь надо отметить одно интересное явление: насытившись всем этим, приобретатели вдруг заскучали по прежней жизни, жизни с элементами изобретательства. Нет, они не изменили свою жизнь в корне, не попробовали изобрести что-нибудь всерьез. Они лишь играют в изобретателей, лишь копируют их поведение, как обезьяны копируют поведение людей, не понимая его смысла.

В среде приобретателей вдруг стало модным писать книги. И хотя качество этих книг сомнительно, нашлись и читатели - такие же приобретатели, интересующиеся достижениями более удачливых соплеменников. Вдруг приобретатели, утомленные лежанием на пляжах Турции, Испании и Египта, вспомнили про турпоходы и покорение горных вершин, популярное когда-то у романтиков-изобретателей. Возродилась мода на советские песни, и даже на Грушинский фестиваль бардов, эту последнюю вотчину изобретательского искусства, все чаще приезжают состоятельные люди - поностальгировать. Правда, это не украшает фестиваль, и многие его посетители, не привыкшие к шумным компаниям с водкой и шашлыками, уезжают в более спокойные места, где можно не только пить, но и петь.

Куда же мы движемся? Кто и что, подобно маяку, освещает наш путь в приобретательский рай? Конечно же, главный эталон мирового приобретательства - Соединенные Штаты Америки! В прошлом - страна изобретателей, несомненно. Но прошлое это уже так далеко, что кажется легендой. Неужели эта страна, где культ потребления поднят на знамя, когда-то могла творить и созидать? Да, могла. Но это - история. Какие-то силы так упорно выдавливали из американцев тягу к изобретательству, так упорно прививали вирус приобретательства, что сегодняшняя Америка способна только потреблять и мусорить. И даже последний бастион американской экономики - Голливуд - постепенно всасывает в себя таланты со всего мира, пересаживая коренных американцев в зрительские кресла. Посмотрите их фильмы, снятые в последние 20-30 лет, - половина актеров и режиссеров там не из США. А кто преподает в американских университетах? Кто забрасывает шайбы на площадках НХЛ?

Имеющая население, равное 5 процентам мирового, страна потребляет до четверти мировых ресурсов и производит до четверти мировых отходов - того дерьма, которым мы, человечество, убиваем свою планету. И при этом бахвалится перед другими народами своим богатством и комфортом, не понимая, что если все 6 миллиардов людей на Земле станут жить так же «успешно», как живут теперь 300 миллионов американцев, - планета погибнет в считанные годы! Не читают американцы баснописца Крылова, его басню про свинью под дубом - не читают!

Да, это так - повсеместное внедрение культа потребления и приобретательства неминуемо приведет к гибели человечества. И когда гибель эта станет очевидной, больное человечество отчаянно примется искать меры к спасению - и не найдет их! Некому будет спасти нас, потому что обыватели-приобретатели на это не способны, а умниц-изобретателей уже не будет!

Есть ли выход? Да, есть! Искоренить на Земле культ приобретательства и вместо него дать человечеству культ изобретательства. С детства объяснять всем людям, что счастье - не в том, чтобы хапать, жрать и копить, а в том, чтобы придумывать, творить и отдавать. Что хвастают только мнимыми достижениями, а истинные достижения видны всем и без хвастовства. Высмеивать приобретателей и возвеличивать изобретателей. Да, Природа создает и тех, и других примерно поровну, и задача человечества в будущем - сделать так, чтобы планетой руководили бескорыстные изобретатели, а не корыстолюбивые приобретатели. Это приведет к тому, что материальные потребности человечества станут несоизмеримо скромнее нынешних, а интеллектуальные возможности многократно возрастут. Вот тогда и станет возможным принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям», при современном положении вещей абсолютно нереальный по причине безграничных потребностей воинствующих приобретателей. И, может быть, наступит  на Земле тот самый Золотой Век, о котором мечтали поэты и философы прошедших тысячелетий.

Роман ЕФРЕМОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200726/?26_1_3

Роман ЕФРЕМОВ, 200726, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up