ИЗОБРЕТАТЬ ИЛИ ПРИОБРЕТАТЬ?
Поэт Велимир Хлебников делил всех людей на ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ и
ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ. Первых Природа нацелила на выдумывание и воплощение
чего-то нового и необычного, что может пригодиться всем. И, чтобы
материальная сторона жизни не слишком отвлекала этих творцов от дела,
награду для них мудрая Природа задумала в виде чувства морального
удовлетворения от процесса творчества и созидания. Вторых Природа
нацелила на приобретение и накопление всяческих материальных благ (для
себя, любимого, естественно), и, так как творчество им непосильно,
наградой для них стал кайф от демонстрации окружающим своей «успешности»
и материального достатка.
Понятно, что приобретатели всегда побеждают изобретателей во всем, что
касается внешней, бытовой стороны жизни - здесь их успехи на виду.
Красивая ухоженная жена, устроенные в престижный институт дети, дорогая
машина, коттедж на Рублевке (или финская сантехника в квартире - это в
советскую эпоху) - вот «афиша» типичного приобретателя. Успехи же
противоположной стороны (а они тоже есть) как-то теряются на ее фоне и
подчас не воспринимаются всерьез. Ну разве может впечатлить кого-то
изданная книга стихов, доказанная теорема, взлетевший вопреки всему
самолет или открытое месторождение каких-то бокситов, если автор этих
«достижений» одет так, что его в порядочный ресторан не пустят, разве
что в рюмочную?
Упомянутый чуть выше Хлебников - ярчайший представитель племени
изобретателей. Прожив на свете всего 37 лет, не нажил ни жены, ни
квартиры. Скитался по городам, ночевал на вокзалах. Издавался при жизни
очень мало. Рукописи носил в наволочке от подушки. Сочинял стихи,
выдумывал новые слова и правила языка, убежденный в том, что наш
современный язык примитивен и не позволит человечеству двигаться дальше,
к светлому будущему. В итоге - практически неизвестен
обывателю-приобретателю.
Еще один пример типичнейшего изобретателя - математик Перельман,
прославившийся недавно тем, что решил нерешаемую задачу, а потом
отказался от присужденной ему Нобелевской премии. Гений, гордец и
упрямец - для них, изобретателей, это характерно. Беден, не женат,
всячески скрывается от внимания прессы и телевидения (журналисты
удивляются: как так, есть возможность прославиться - а человек не
желает? Эх, Ксении Собчак на него нет!).
Несколько лет назад, в столетний юбилей Святослава Рихтера, НТВ показало
фильм о нем. Зашла речь о бытовой стороне жизни великого пианиста,
показали его квартиру. Я был поражен! Обычная советская «трешка»,
советские обои, советская мебель, советский хрусталь в серванте - и
никаких предметов роскоши, ни картин на стенах, ни ваз, ни скульптур, ни
бронзы! Какой вопиющий контраст с жилищем того же Ростроповича
(вспоминается помпезная статья в каком-то журнале об этом жилище).
Ростропович с Вишневской на журнальном фото просто утопали в
выставленной напоказ роскоши! А здесь - спартанская простота. Глупенькая
журналистка НТВ тогда пожалела Рихтера - надо же, мог бы с его талантом
в золоте купаться, но разве в этом проклятом СССР развернешься как
следует! Эх, не пожил человек, как надо, не пожил!
Бедняжке-приобретательнице и невдомек, что Рихтер слеплен Природой
совсем из другого теста, что ему безразличны внешние проявления успеха,
если в жизни есть главное - возможность творить и создавать!
Вот они, портреты типичных изобретателей, а портреты типичных
приобретателей я приводить здесь не буду - каждый из нас с вами, кто
хотя бы изредка включает телевизор, назовет их без труда, десятками.
Да, СССР был, несомненно, державой изобретателей - для них были созданы
необычайно благоприятные условия! А вот приобретателям жилось в нем
неуютно - приходилось постоянно подавлять свои приобретательские замашки
и заниматься чем-то непонятным и несвойственным. Пытаться изобретать
или, по крайней мере, помогать в этом деле изобретателям. И было очень
мало возможностей для внешнего блеска - на порядок меньше, чем «за
бугром». Привозимые «из-за бугра» вещи становились предметами культа -
полуподпольного культа приобретательства. Так, в средние века исчезающие
под натиском христианства язычники ночами тайно собирались в лесах и
совершали родные обряды, чтобы, вернувшись поутру в свои деревни,
тоскливо отслужить опостылевшую мессу.
Нужно признать, что в СССР имелись некоторые перекосы в деле обеспечения
разумного баланса между интересами изобретателей и приобретателей.
Первым ведь тоже нужно иногда пожить «для себя», да и последние,
испытывая постоянное давление государственной системы, начинают
озлобляться и мечтать о ее, системы, изменении. Скорее всего, проживи
СССР еще 10-20 лет, эти перекосы были бы учтены и исправлены (вспомните
программы по обеспечению семей отдельными квартирами и наполнению
товарами полок магазинов, вспомните появившиеся в 80-е джинсы, кроссовки
и видеомагнитофоны). Не поймите меня превратно - я не утверждаю, что
изобретателям джинсы и видеомагнитофоны не нужны вовсе, просто эти вещи
в их жизни - не главное, в отличие от приобретателей, которые ради этих
вещей и живут на свете. Но История не дала нам этих 10-20 лет, СССР
рухнул, и если снаружи его усиленно раскачивали враги внешние, то
изнутри его подтачивала армия внутренних врагов - озлобленных
приобретателей, уже давно мечтавших пожить в свое удовольствие.
Последние 15 лет наша страна уверенно идет по пути превращения в державу
приобретателей. Изобретательство повсеместно высмеяно и низведено до
полумертвого состояния. Известие о человеке, сделавшем что-то
непонятное, да еще и для всех, да еще и бесплатно, да еще и на свои
кровные, все чаще вызывает как минимум недоумение, как максимум -
презрение. Весь наш российский послеперестроечный спекулятивный «бизнес»
- прекрасное прибежище для применения приобретателями своих сил и
талантов. Наши СМИ, ориентированные на пеструю шумиху и дешевые
сенсации, - удобное поле для демонстрации успехов всероссийского
приобретательства. Изобретателям же все труднее найти себе применение в
новых условиях жизни. В современной России они ощущают себя людьми
второго сорта, как раньше приобретатели в СССР.
Я не хочу сказать, что путь в ряды бизнесменов для изобретателей закрыт
наглухо. Есть там и они, но скорее как исключение из правил. Наверное, и
в советское время дети подпольных цеховиков шли иногда в геологические
партии - но лишь единицы. И выжить таким бизнесменам-изобретателям
гораздо труднее. Ведь они, заработав состояние на банальной
купле-продаже (а как иначе?), при первой же возможности вложат его в
какие-нибудь наукоемкие производства, которые если и дадут прибыль, то
лет через 10, не раньше. Им это интереснее, чем спекулировать нефтью, но
и рисков у таких вложений несравнимо больше. А их
коллегам-приобретателям это ни к чему, им и на сырьевой «трубе» сидеть
неплохо, а примитивность этого спекулятивного бизнеса их ничуть не
смущает - они просто не знают, что и в бизнесе можно творить.
А приобретатели правят бал! Для удовлетворения своих столь долго
подавляемых желаний они создали целую индустрию. Кино, книги и картины
для приобретателей - они не заставляют думать. Одежда, автомобили,
мебель для приобретателей - они привлекут к их обладателю чужое
внимание. Телевидение и радио для приобретателей - с их помощью можно
наконец-то заявить о себе, доказать всем свою «успешность», ведь внешняя
сторона жизни гораздо важнее внутренней. И даже новая философия для
приобретателей, главная идея которой состоит в том, что человеческое
счастье измеряется количеством и качеством употребленных вашим
организмом вещей.
Вас не тошнит от откровений воинствующих приобретателей, изливающихся на
нас с телеэкранов и глянцевых страниц? Вас не пугает та агрессия, с
которой они стремятся доказать всем и вся, что не напрасно проживают
свои жизни? Меня тошнит и пугает. Вам не кажется, что в глубине своих
душ большинство из них понимает, что на самом деле они, такие красивые и
успешные, не стоят и гроша? И чем ничтожнее человек перед нами, тем
упорнее он будет доказывать свою мнимую исключительность? Мне кажется.
Впрочем, здесь надо отметить одно интересное явление: насытившись всем
этим, приобретатели вдруг заскучали по прежней жизни, жизни с элементами
изобретательства. Нет, они не изменили свою жизнь в корне, не
попробовали изобрести что-нибудь всерьез. Они лишь играют в
изобретателей, лишь копируют их поведение, как обезьяны копируют
поведение людей, не понимая его смысла.
В среде приобретателей вдруг стало модным писать книги. И хотя качество
этих книг сомнительно, нашлись и читатели - такие же приобретатели,
интересующиеся достижениями более удачливых соплеменников. Вдруг
приобретатели, утомленные лежанием на пляжах Турции, Испании и Египта,
вспомнили про турпоходы и покорение горных вершин, популярное когда-то у
романтиков-изобретателей. Возродилась мода на советские песни, и даже на
Грушинский фестиваль бардов, эту последнюю вотчину изобретательского
искусства, все чаще приезжают состоятельные люди - поностальгировать.
Правда, это не украшает фестиваль, и многие его посетители, не привыкшие
к шумным компаниям с водкой и шашлыками, уезжают в более спокойные
места, где можно не только пить, но и петь.
Куда же мы движемся? Кто и что, подобно маяку, освещает наш путь в
приобретательский рай? Конечно же, главный эталон мирового
приобретательства - Соединенные Штаты Америки! В прошлом - страна
изобретателей, несомненно. Но прошлое это уже так далеко, что кажется
легендой. Неужели эта страна, где культ потребления поднят на знамя,
когда-то могла творить и созидать? Да, могла. Но это - история. Какие-то
силы так упорно выдавливали из американцев тягу к изобретательству, так
упорно прививали вирус приобретательства, что сегодняшняя Америка
способна только потреблять и мусорить. И даже последний бастион
американской экономики - Голливуд - постепенно всасывает в себя таланты
со всего мира, пересаживая коренных американцев в зрительские кресла.
Посмотрите их фильмы, снятые в последние 20-30 лет, - половина актеров и
режиссеров там не из США. А кто преподает в американских университетах?
Кто забрасывает шайбы на площадках НХЛ?
Имеющая население, равное 5 процентам мирового, страна потребляет до
четверти мировых ресурсов и производит до четверти мировых отходов -
того дерьма, которым мы, человечество, убиваем свою планету. И при этом
бахвалится перед другими народами своим богатством и комфортом, не
понимая, что если все 6 миллиардов людей на Земле станут жить так же
«успешно», как живут теперь 300 миллионов американцев, - планета
погибнет в считанные годы! Не читают американцы баснописца Крылова, его
басню про свинью под дубом - не читают!
Да, это так - повсеместное внедрение культа потребления и
приобретательства неминуемо приведет к гибели человечества. И когда
гибель эта станет очевидной, больное человечество отчаянно примется
искать меры к спасению - и не найдет их! Некому будет спасти нас, потому
что обыватели-приобретатели на это не способны, а умниц-изобретателей
уже не будет!
Есть ли выход? Да, есть! Искоренить на Земле культ приобретательства и
вместо него дать человечеству культ изобретательства. С детства
объяснять всем людям, что счастье - не в том, чтобы хапать, жрать и
копить, а в том, чтобы придумывать, творить и отдавать. Что хвастают
только мнимыми достижениями, а истинные достижения видны всем и без
хвастовства. Высмеивать приобретателей и возвеличивать изобретателей.
Да, Природа создает и тех, и других примерно поровну, и задача
человечества в будущем - сделать так, чтобы планетой руководили
бескорыстные изобретатели, а не корыстолюбивые приобретатели. Это
приведет к тому, что материальные потребности человечества станут
несоизмеримо скромнее нынешних, а интеллектуальные возможности
многократно возрастут. Вот тогда и станет возможным принцип «от каждого
- по способностям, каждому - по потребностям», при современном положении
вещей абсолютно нереальный по причине безграничных потребностей
воинствующих приобретателей. И, может быть, наступит на Земле тот самый
Золотой Век, о котором мечтали поэты и философы прошедших тысячелетий.
Роман ЕФРЕМОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200726/?26_1_3