ФАЛЬШИВКА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Feb 17, 2004 12:55


ФАЛЬШИВКА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

25 января на Первом канале и канале «Россия» массово прокрутили ряд сюжетов, посвященных махинациям сборщиков подписей.

В программе «Время» показали ролик, где скрытая камера зафиксировала, как инструктируют сборщиков правильно подделывать подписи и фальсифицировать подписные листы. Инструктор убеждает студентов, что преступления в этом нет, «дело абсолютно законное и вам за это ничего не будет». Далее один из сборщиков рассказывает, что все денежные посулы, с помощью которых их привлекли к сбору подписного урожая, - ложь. Заработать на этом нельзя, обманут и денег не выплатят.

Закадровый голос диктора повествует, что сюжет снят в штабе одного из кандидатов в президенты, являющегося «политиком второго-третьего эшелона». Диктор же сообщает, что дело происходит в столовой одного из учебных заведений. Сюжет завершается кадром с подписным листом кандидата, для которого, надо полагать, и подделывались подписи. Кадр обрезан так, что имя кандидата не видно, зато в кадр случайно попала дата его рождения: 7 октября 1952 года.

Из всех возможных кандидатов в президенты эта дата совпадает только с днем рождения действующего президента Путина Владимира Владимировича.

Возникает ряд предположений:

1) Штаб по сбору подписей для Путина действительно занимался фальсификацией. Первый канал не решился вывести на чистую воду фальсификаторов впрямую, но тем не менее дал ход разоблачительному материалу.

2) Штаб по сбору подписей для Путина действительно занимался фальсификацией. Соответствующие органы подготовили сюжет для нагнетания атмосферы. Путин не был целью провокации, а в его штабе сюжет сняли, просто чтобы далеко не ходить. «Предательский» кадр прошел в эфир по недосмотру.

3) Скрытая съемка велась не в путинском штабе, а бланк подписного листа подмонтировали потом, просто потому что он оказался под рукой.

4) Весь сюжет является постановкой. Кадр с бланком путинского подписного листа вставлен намеренно. В целом все это пример антипутинского черного пиара.

Как бы то ни было, остается масса вопросов. Знал ли сам Путин, что часть его подписей - сфабрикованная фальшь? Кто фальсификаторы - услужливые дураки или провокаторы, срывающие перевыборы действующего президента?

Редакция «Новой» надеется, что ведомство Александра Вешнякова проведет соответствующую проверку и даст ответы на поставленные нами вопросы.

Фальшь должна быть чистой
и красивой

Нынешнюю подписную кампанию критиковали: во-первых, за то, что столько подписей в такой срок собрать нельзя, во-вторых, за то, что при желании подписи любого кандидата можно забраковать, основания найдутся, было бы решение на сей счет, в-третьих, сбор нужного числа подписей - это результат не народной поддержки, а привлеченных для этого денег.

Бывший глава Центризбиркома Александр Иванченко рассказал нам, как определяется подписная планка и как вырабатывались нормы проверки подписей:

- Сколько надо собрать подписей устанавливается специальными поправками в закон «О выборах президента РФ». Все поправки в избирательное законодательство были внесены на рассмотрение Госдумы Центризбиркомом по инициативе президента РФ.

Повышение «подписного порога» до 2000000 превратило выборы в игру для состоятельных людей.

Работа графологов и паспортистов в ЦИКе ведется на основе подзаконных актов и «доработанных» норм. Единых и четких правил проверки просто не существует. К проверке подписей ЦИКом привлекаются только работники административных ведомств.

Репетиторы из ЦИКа

Основная проблема, с которой столкнулись сборщики на этих выборах, - просроченные паспорта. До 26 января подписи можно было брать только у владельцев новых паспортов, но 26-го вышло постановление МВД о продлении срока действия старых паспортов. ЦИК рассудил так: подпись владельца старого паспорта действительна лишь в случае, если ее взяли после 26 января.

Самый пикантный - последний этап проверки. По нашей информации, практически во всех штабах по сбору подписей на коммерческой основе работали люди ЦИКа. Они оценивали, что пройдет через ЦИК, а что нет. На этих мастер-классах выяснялось, что, по большому счету, на сами подписи можно не смотреть, даже если они явно нарисованы одной рукой. Профессионалы из ЦИКа поясняли: «Даже если кажется, что каждая восьмая подпись написана одним почерком, это еще ничего не значит. Это может только казаться. Главное - техническая грамотность оформления: чтобы было красиво и чисто».

Возможно, в сотрудничестве «избиркомовских» со «штабными» и нет ничего незаконного, но согласитесь, это слишком похоже на то, как абитуриенту нанимают репетитора - преподавателя из того вуза, куда он будет поступать, и который будет принимать у него экзамен.

Деньги

По официальным данным, избирательные фонды кандидатов-самовыдвиженцев по состоянию на 14 января составили:

У Сергея Миронова - пять миллионов рублей, у Сергея Глазьева - один миллион, у Ивана Рыбкина - три с половиной миллиона, у Ирины Хакамады - один миллион, у Владимира Путина - 2 280 000 рублей.

На круг - 12 780 000 рублей, то есть около 45 тысяч долларов.

Ранее мы уже подсчитали, что только на закупку подписей каждый кандидат должен потратить порядка 40 миллионов рублей (Путин не в счет, ему и бесплатно все сделают, см. «Новую», №4 за 22.01.2004 г.).

Теперь подсчитаем, во сколько обходится содержание штабов.

Например, в центральном штабе по сбору подписей Ирины Хакамады было задействовано около 400 человек: 200 человек руководящего состава и 200 - так называемой «пехоты»: технические служащие, работники региональных штабов.

Вообще на выборах такого уровня график напряженный, работа идет больше трех недель в две смены. Из-за такого цейтнота зарплаты хорошие. «Пехота» получает долларов по 300-400, у руководства зарплат меньше тысячи просто нет, а у сетевиков, юристов и консультантов из ЦИКа они около 4 тыс. долларов.

Только на зарплаты штабистам истрачено более 200 тысяч долларов, а ведь еще есть региональные штабы, аренда офисов, расходы на агитацию.

Что браковать?

Итак, подписи поступают в Центральную избирательную комиссию. Сначала генератор случайных чисел выбирает для проверки 20% от двух миллионов подписей. Если «проблемных» подписных листов окажется более четверти, то проверяется еще 10%. Если и там окажется «нестыковочка», тогда ЦИК вправе отказать кандидату в регистрации и даже нажаловаться в правоохранительные органы.

Однако все прекрасно понимают, что за три недели два миллиона подписей собрать физически невозможно. Бывший глава ЦИКа Александр Иванченко утверждает: «В каком бы идеальном состоянии ни были подписные листы, забраковать их можно всегда, здесь множество нюансов».

Один из экспертов, сотрудничающий с Избиркомом, на условиях анонимности рассказал нам: «Мы понимаем, что в ЦИК поступает в большинстве своем хорошо сработанная фальшь. «Живых» подписей не так уж много. Конечно, графологи знают, что если, к примеру, подписывается человек 1917 года рождения, то цифры, буквы будут написаны витиевато. Но доказать, что подпись подделана, практически невозможно. Почерк развивается с возрастом, поэтому у людей двадцатилетнего возраста каждая третья подпись вполне может быть похожей. Но и фальшь может быть качественная, красивая, на которую приятно смотреть. И такая проходит. Главное, чтобы она не раздражала».

Наша справка: В 1991 году для участия в президентских выборах кандидату необходимо было собрать 100 тысяч подписей за 40 дней;

В 1996-м - 1 миллион за 60 дней;

В 2000-м - 500 тысяч подписей

за 38 дней;

В 2004-м - 2 миллиона за 48 дней.

Ирина ГОРДИЕНКО,
Орхан АЖЕМАЛЬ,
«Новая газета», №9,
11 февраля 2004 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200407/?07_2_1

200407, Ирина ГОРДИЕНКО, БЫЛОЕ И ДУМЫ

Previous post Next post
Up