ЗЛОВОНИЕ КАПИТАЛИЗМА
Мировой рост потребительского спроса является причиной многих
глобальных проблем. Такой вывод содержится в докладе вашингтонского
исследовательского института «Уорлдуотч». По словам специалистов, в течение
десятилетий мировыми центрами потребления товаров и услуг оставались Западная
Европа и Соединенные Штаты. Сегодня же развивающиеся страны стали стремительно
наверстывать упущенное. Согласно докладу, увеличивающиеся объемы трат на товары
и услуги способствовали созданию новых рабочих мест. В то же время, как говорят
эксперты, небывалый рост потребительского «аппетита» человечества создает угрозу
окружающей среде. «Большинство связанных с экологией проблем можно объяснить
этой тенденцией», - считает руководитель исследования Гарри Гарднер.
Население земного шара безмерно использует запасы пресной воды и природных
ресурсов для удовлетворения покупательского спроса, загрязняет почву, выбрасывая
тонны полиэтиленовых пакетов. Как отмечают специалисты, процесс глобализации
приводит к тому, что товары, которые считались предметами роскоши в
развивающихся странах, становятся более доступными. Рост во всем мире спроса на
говядину, свинину и курятину также таит в себе множество проблем с точки зрения
охраны окружающей среды. Так, для того чтобы произвести примерно 2,5 кг. мяса,
требуется 25 тыс. литров пресной воды. Около 16% от общего количества метана,
одного из «парниковых» газов, вырабатывается на животноводческих фермах, и навоз
можно сравнить с токсичными отходами, попадание которых в ближайший водоем
грозит экологическим бедствием. Примечательно, что, согласно докладу, рост
благосостояния человека не делает его счастливей или здоровее. Люди, для того
чтобы удовлетворять свой высокий потребительский спрос, уделяют работе слишком
много времени, экономя на общении с семьей. Да и высокие доходы не всегда
приносят людям радость. Как показали данные опроса, проведенного в более чем 65
странах, человек увязывает понятие счастья с заработной платой, пока она не
превышает 13 тыс. долларов. Те же респонденты, которые сказали, что их доходы
выше данного показателя, менее склонны соотносить деньги и счастье. Проведенное
исследование выявило и ряд поразительных вещей. Так, люди по всему миру ежегодно
тратят на продукцию косметических компаний около 18 млрд. долларов, и это при
том, что для борьбы с голодом на нашей планете требуется 19 млрд. В Европе и США
на корм для домашних животных расходуют 17 млрд. В то же время для того, чтобы
сделать прививку каждому ребенку, обеспечить всех жителей Земного шара чистой
питьевой водой и побороть безграмотность, необходимо 16,3 млрд. долларов. По
словам Гарднера, для разрешения сложившейся ситуации следует
«сконцентрировать усилия на том, как добиться более высокого уровня жизни,
используя самое малое количество природных ресурсов, а также изменить способ
производства и потребления товаров».
Андрей ФИЛАТОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200408/?08_7_5