ТОГДА, В ЧЕМУЛЬПО. КАК ЭТО БЫЛО
100 лет
минуло с того дня, как 09.02.1904 г. (н.ст.), на
30-мильном фарватере в шхерах корейского порта Чемульпо бронепалубный крейсер 1
ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой с эскадрой контр-адмирала
Уриу. Что приходится напоминать читателю в наше время?..
Японский отряд
состоял из 7 бронированных кораблей: четырех бронепалубных крейсеров отряда Уриу
(«Нанива», «Такочико», «Нийтака», «Акаси»), усиленных адмиралом Того - двумя
броненосными крейсерами (тяжелый «Асама» и легкий «Чиода»), авизо
(корабля-сигнальщика и связного) «Чихая», а также - двух минных отрядов в
составе восьми миноносцев. Уриу имел задание: эскортировать конвой и обеспечить
высадку с транспортных судов пехотного десанта - выдвигаемых на р. Ялу, к
северной границе Кореи японских сухопутных войск (!), уничтожив отряд русских
военных стационеров в Чемульпо. Эту подробность упоминают не часто - приходится
вспоминать, что в аналогичном эпизоде 1950 г., во время Американской интервенции
в Корее, Главнокомандующий войсками США и ООН на Тихом океане Дуглас Макартур -
показал себя не столько «военным гением», сколько исправным плагиатором недавно
«побежденных США» японцев. С существенной, правда, разницей - ему боевые корабли
противника (в вооруженных силах КНДР просто отсутствовавшие) на фарватере
Чемульпо не противостояли.
Задача Уриу
была предельно облегчена предательством. На самых верхах С.-Петербурга!
О предстоящем,
официально, в по-восточному дипломатически-обтекаемой формулировке, объявленном
(никакой «внезапности»!.. для Петербурга по крайней мере!) открытии военных
действий, Русские моряки на Дальнем Востоке НЕ ЗНАЛИ и превентивных мер против
Японии предпринять не могли - имея строжайший запрет на то в мирное время,
данный из Питера же. В правительственной телеграмме, сообщившей 25.01.1904 г. о
разрыве Японией дипломатических отношений, по предложению Министра (ино)странных
дел России Ламсдорфа (к слову - «голубой» был господин), из текста японского
демарша - были ИЗЪЯТЫ слова, свидетельствующие об объявлении войны (т.е. смысл
их в МИДе России прекрасно поняли!). Отозвать из Чемульпо «Варяга» и «Корейца»
морскому командованию было из Петербурга запрещено также, а Российский посланник
в Сеуле Павлов, несмотря на очевидные на месте событий - признаки начала Японией
военных действий, взять на себя инициативу не решился и просьбу командира
«Варяга» капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева, командовавшего отрядом русских
стационеров, - отослать вверенный отряд из мышеловки рейда Чемульпо в
Порт-Артур, - отклонил.
Подробности
сражения 1904 г. любителям истории известны давно (а не желающим видеть
очевидное - что-либо доказывать бесполезно!), однако, некое «белое пятно» все же
остается. Речь об уроне, понесенном кораблями Уриу от огня бронепалубного
«Варяга» и безбронной канонерской лодки «Кореец». Любим мы быть обхитрёнными и
битыми, «униженными и оскорбленными». А надо бы - наоборот!
Отечественные
энциклопедические издания (МСЭ, 50-е г.г., БСЭ, 70-е гг.,
Военно-энциклопедический словарь, 1984 г. и т.д.) обыкновенно пишут об этом
предельно лапидарно: «потопил миноносец, повредил два крейсера противника» - без
раскрытия названий, без оценки тяжести ущерба. Однако, есть иная точка зрения.
Вот что говорит (привожу с сокращениями, в скобках - мои комментарии) в статье
«Тогда, под Чемульпо» («Техника молодежи», №3\1984 г.) инженер Виктор Катаев (г.
Калининград МО): «…Объясняется это тем, что японское командование старательно
замалчивает потери своего флота, к примеру, о гибели броненосца «Яшима» оно
объявило спустя полгода, как он пошел на дно (т.е. уже после падения
Порт-Артура; хотя это со стороны командования Японии - было как раз закономерно…
странно, что историки становятся в тупик, встречая подобный факт: свои потери
скрывают, в том числе и от штабов противника).
Заинтересовавшись этой проблемой, я проанализировал почти все доступные (!) мне
военно-исторические труды. …Надо сказать, факт потопления «Варяга» и «Корейца»
своими командами, а не стараниями Уриу, был не в его пользу. Потому Уриу
всячески отрицал любые сведения о повреждениях своих судов.
…В
«Описании военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» этому сражению посвящена
объемная статья, согласно которой: «Крейсер «Асама», имея неприятеля по левому
борту и идя на пересечение его курса, в 12.20 открыл огонь, стреляя по
«Варягу». Так как в 13.15 неприятель подошел к якорной стоянке (после поворота в
13.00 от о. Иодольми, схему см.: Р.М. Мельников «Крейсер «Варяг», Ленинград,
«Судостроение»), «Асама» прекратил огонь… Неприятельские снаряды ни разу не
попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь».
Обратимся к
свидетельствам другой стороны. Командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Руднев
сообщал, что итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения (в Чемульпо
стояли стационеры 6 стран, в т.ч. Италии), и команда английского парового
катера, возвращавшегося от японской эскадры, утверждали, что на крейсере «Асама»
был виден большой пожар и сбит кормовой мостик (при расхождении от о. Иодольми
«Варяга» и «Корейца» (см. схему в указ. соч.), последний - развил предельный
огонь, введя в действие оба 203-мм орудия в носовой части… после попаданий в
крейсер «Асама» головной корабль противника замолчал, лишившись управления
огнем; вода буквально кипела вокруг «Корейца», на нем, по выходе «Варяга» из
строя, сосредоточился японский огонь, но «Кореец», со срубленным перед боем
рангоутом, прямых попаданий не имел - возможно, из-за применения Уриу при
стрельбе по старому и слабому кораблю устаревших вертикальных дальномеров вместо
современных, предназначенных для мощного «Варяга», - горизонтально-базисных, на
другом крейсере между двумя трубами наблюдался взрыв и что потоплен один
миноносец. Это впоследствие подтвердилось.
«Когда был
замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Асама», - сказано в рапорте
командира «Корейца» капитана 2-го ранга Г. Беляева, - команда приветствовала
громким «ура!»… Был замечен взрыв и на четвертом по порядку строя японском
крейсере («Акаси»)».
А теперь
попробуем проследить за действиями Уриу после боя. Он сосредоточил эскадру за
островом Иодольми. О состоянии кораблей авторы японского «Описания» умалчивают,
но «Асама» упоминается снова лишь месяцем позже, при рассказе об очередной
бомбардировке Порт-Артура (т.е. отсутствовал в
составе японских сил в самые первые дни войны - дни ожесточенных боев на внешнем
рейде Порт-Артура и Владивостока!..). Вероятно, в течении месяца «Асама»
ремонтировался, устраняя повреждения…
На
следующий день после боя испортилась погода, и Уриу отвел миноносцы в укрытие,
оставив на рейде «Чихая», а «Чиоду» - на разведке в Чемульпо. Крейсер же
«Ниитака» и миноносец «Цубами» он спешно отослал в японский порт Сасебо, куда
после разведки отбыл и «Чиода». Одновременно Уриу запросил помощи (!!), и вскоре
к нему присоединились канонерки «Осима» и «Акаши». Но позвольте, с какой стати
Уриу, отряд которого не понес потерь, столь спешно отправил в Сасебо 3 боевых
корабля, да еще и запросил помощи?
Не менее
любопытно, что «Акаси» исчезает со страниц «Описания» вплоть до 1905 г., а его
место в отряде заместил крейсер «Цусима». (Именно «Акаси» угодил под огонь
тяжелых орудий неповрежденного японским огнем «Корейца»). …Кстати сказать, в
иностранных источниках есть сведения, что один из японских крейсеров
(миноносцев?), направлявшихся после боя в Сасебо, затонул на переходе.
Теперь
обратимся к крейсеру «Чиода». В «Описании» сказано, что Уриу, не дожидаясь
подкрепления, «крейсер «Чиода» по способности (!) отправил в Сасебо». Нелишне
вспомнить - при преследовании подбитого «Варяга» этот крейсер, следуя вторым в
строю, заметно отставал от «Асамы».
…Известно,
что в бою участвовали 7 миноносцев кроме находившегося в дозоре «Касасаги». Если
верить «Описанию», непосредственный огневой контакт с «Варягом» имели 3
миноносца ХIV отряда, а 4 миноносца IХ
отряда перед боем были отправлены Уриу за углем и пресной водой. Право,
сомнительно, чтобы японский адмирал (поставивший
флагманский «Нанива», вместе с однотипным «Такачико», отдельной колонной, в
бОльшем удалении от противника, чем «Асама», и 3 возглавлявшихся тем легких
крейсера, т.е.серьезно опасавшийся боя на узком рейде) заведомо пошел перед
сражением на ослабление эскадры.
…Итак,
анализ действий адмирала Уриу позволяет сделать вывод, что огнем «Варяга» и
«Корейца» были серьезно повреждены броненосные крейсера «Асама» и «Чиода»,
бронепалубные крейсера «Акаси» - вышел из строя на год, - и «Нийтака», потоплен
или (и?) подбит один миноносец».
Т.е. «Варягом»
и «Корейцем» выведены из строя 4 вражеских крейсера (включая оба броненосных, в
т.ч. - единственный в отряде Уриу тяжелый), потоплен безусловно - один,
предположительно выведен из строя (вероятно, также потоплен) - еще один
миноносец. Такой урон - свидетельство об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОМ применении
нашими моряками вверенного им оружия. Невзирая на исключительно неблагоприятные
условия боя - отсутствие защиты артиллерии на русских кораблях, подавляющее
огневое преимущество противника, его превосходство в артиллерийской оптике и
приборах управления огнем, невозможность маневра на фарватере, невозможность
развития полного хода энергетической установкой «Варяга» (см. далее) и т.д..
Можно
заметить, что названия кораблей, по которым вел огонь «Варяг», как и
последовательность открытия огня (энергичные минные атаки против Русского отряда
были предприняты Уриу лишь во время прохождения им о. Иодольми, после выхода из
строя большей части артиллерии «Варяга», - см. указ. соч. Р.М. Мельников),
отличаются от того, что имело место в снятом в 1954 г. кинофильме, где роль
«Варяга» «играла» закамуфлированная под него «Аврора» - единственный корабль
этого класса, оставшийся в строю к 1954 г. Хотя характерные особенности силуэта
«Варяга»: эшелонированное расположение орудий в оконечностях корабля («…Орудия в
ряд»), отсутствие броневых щитов на палубных орудиях (что, как и предвидел
командир «Варяга» Руднев, серьезно осложнило действия их расчетов в бою и
ускорил выход орудий из строя) в нем были соблюдены.
…После
возвращения на рейд Чемульпо, ввиду тяжести потерь боевых средств: на «Варяге»
потеряно 11 из 12 152-мм и 6 из 12 75-мм орудий, 4 из 5 торпедных аппаратов,
разрушены оба горизонтально-базисных дальномера и большая часть вертикальных
угломеров Люжоля-Мякишева, паровые катера-метатели мин и все гребные суда
выведены из строя, рулевой привод не действует, часть котлов сдвинулась с
фундаментов, остальные на полную мощность работать не могут, - военным советом
было принято решение: во избежание пленения противником на рейде боевые корабли
взорвать, стоящий в порту гражданский пароход «Сунгари» - сжечь, личному составу
кораблей, русским гражданским служащим и дипломатической миссии в Корее -
возвращаться на родину по способности.
После взрыва
канонерской лодки «Кореец» по просьбе командиров все еще стоявших в порту
иностранных стационеров, ввиду образования при взрыве мощной ударной волны в
узкой акватории, «Варяг» было решено затопить. Команды «Варяга» и «Корейца»
вместе с гражданским персоналом русских учреждений Сеула и Чемульпо были приняты
на борт покидающими занятую японцами Корею иностранных военными кораблями во
избежание пленения и доставлены в Россию, в Петербург морем.
Уходя из
Чемульпо, русские моряки не думали, что оставляют эту землю противнику надолго -
«Варяг» был затоплен на мелком месте с возможностью подъема в мирное время.
Однако, после затопления Порт-Артурской эскадры, капитуляции Порт-Артура, гибели
в Цусимском бою 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр, поражений сухопутной армии в
Манчжурии и высадки японских войск на Сахалине был подписан позорный
Портсмутский мирный договор, отдавший Корею, Квантунский полуостров и южную
часть о. Сахалин в руки противника. Япония, истощившая свою, тогда слабую и
полностью зависимую от морской торговли экономику, не могла продолжать войну - в
условиях крейсерских действий сохранившего свои боевые средства Владивостокского
отряда (даже усилившегося - введением в строй отремонтированного, после
тяжелейшей аварии в начале 1904 г., крейсера 1-го ранга «Богатырь», прибытием из
состава эскадры Рожественского - крейсера 2-го ранга «Алмаз» и трех эскадренных
миноносцев) и продолжения боев на удлинявшейся после каждой новой «победы»
операционной линии в Манчжурии. Но мир российским правительством был принят -
начиналась, после «падения Порт-Артура» и Кровавого воскресения в С.-Петербурге,
Первая русская революция - бороться уже надо было внутри страны!…
…Поднят же и,
перед тем, как вернуться в 1916 г. в состав Русского флота, «Варяг» был недавним
противником, где он служил в составе флота Японского. Но это уже новая,
отдельная история…
* * *
Широко
известный гимн (неофициальный) Советского, а затем Российского флота «Наверх вы,
товарищи, все по местам» - сложен под впечатлением боя «Варяга» и «Корейца» - по
тогдашним (!) газетным сообщениям с места боя, нынешних россиянских его
интерпретаторов не читавшим - немецким поэтом (в свое время довольно известным)
Рудольфом Грейнцем (1866-1942), впервые опубликован уже в феврале 1904 г.
Русский его перевод опубликован вместе с оригиналом в апреле 1904 г. Е.М.
Студенской - дочерью петербургского преподавателя словесности. Известный ныне
напев объединяет мелодии нескольких авторов - А.Б. Виленской, И.Н. Яковлева,
И.М. Корносевича, А.С. Турищева (сб. «Песни русских поэтов», Изд.
«Художественная литература» (Ленинградское Отделение), 1973 г., сс. 217, 243).
Характерно, что на немецких гравюрах того времени, посвященных бою «Варяга» и
«Корейца», первый несет на борту не просто транслитерированное, но и
«переведенное» (неправильно, но в немецком духе!) - германизированное имя
«Викинг», чем, видимо, объясняется его тогдашняя популярность в Германии.
Возможно - не владея немецким языком и не имея доступа к германским изданиям,
автор лишен возможности предположение проверить - это же имеет место и в стихах
Грейнца…
Роман ЖДАНОВИЧ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200410/?10_6_2