ТОГДА, В ЧЕМУЛЬПО. КАК ЭТО БЫЛО

Mar 09, 2004 12:48


ТОГДА, В ЧЕМУЛЬПО. КАК ЭТО БЫЛО

100 лет минуло с того дня, как 09.02.1904 г. (н.ст.), на 30-мильном фарватере в шхерах корейского порта Чемульпо бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой с эскадрой контр-адмирала Уриу. Что приходится напоминать читателю в наше время?..

Японский отряд состоял из 7 бронированных кораблей: четырех бронепалубных крейсеров отряда Уриу («Нанива», «Такочико», «Нийтака», «Акаси»), усиленных адмиралом Того - двумя броненосными крейсерами (тяжелый «Асама» и легкий «Чиода»), авизо (корабля-сигнальщика и связного) «Чихая», а также - двух минных отрядов в составе восьми миноносцев. Уриу имел задание: эскортировать конвой и обеспечить высадку с транспортных судов пехотного десанта - выдвигаемых на р. Ялу, к северной границе Кореи японских сухопутных войск (!), уничтожив отряд русских военных стационеров в Чемульпо. Эту подробность упоминают не часто - приходится вспоминать, что в аналогичном эпизоде 1950 г., во время Американской интервенции в Корее, Главнокомандующий войсками США и ООН на Тихом океане Дуглас Макартур - показал себя не столько «военным гением», сколько исправным плагиатором недавно «побежденных США» японцев. С существенной, правда, разницей - ему боевые корабли противника (в вооруженных силах КНДР просто отсутствовавшие) на фарватере Чемульпо не противостояли.

Задача Уриу была предельно облегчена предательством. На самых верхах С.-Петербурга!

О предстоящем, официально, в по-восточному дипломатически-обтекаемой формулировке, объявленном (никакой «внезапности»!.. для Петербурга по крайней мере!) открытии военных действий, Русские моряки на Дальнем Востоке НЕ ЗНАЛИ и превентивных мер против Японии предпринять не могли - имея строжайший запрет на то в мирное время, данный из Питера же. В правительственной телеграмме, сообщившей 25.01.1904 г. о разрыве Японией дипломатических отношений, по предложению Министра (ино)странных дел России Ламсдорфа (к слову - «голубой» был господин), из текста японского демарша - были ИЗЪЯТЫ слова, свидетельствующие об объявлении войны (т.е. смысл их в МИДе России прекрасно поняли!). Отозвать из Чемульпо «Варяга» и «Корейца» морскому командованию было из Петербурга запрещено также, а Российский посланник в Сеуле Павлов, несмотря на очевидные на месте событий - признаки начала Японией военных действий, взять на себя инициативу не решился и просьбу командира «Варяга» капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева, командовавшего отрядом русских стационеров, - отослать вверенный отряд из мышеловки рейда Чемульпо в Порт-Артур, - отклонил.

Подробности сражения 1904 г. любителям истории известны давно (а не желающим видеть очевидное - что-либо доказывать бесполезно!), однако, некое «белое пятно» все же остается. Речь об уроне, понесенном кораблями Уриу от огня бронепалубного «Варяга» и безбронной канонерской лодки «Кореец». Любим мы быть обхитрёнными и битыми, «униженными и оскорбленными». А надо бы - наоборот!

Отечественные энциклопедические издания (МСЭ, 50-е г.г., БСЭ, 70-е гг., Военно-энциклопедический словарь, 1984 г. и т.д.) обыкновенно пишут об этом предельно лапидарно: «потопил миноносец, повредил два крейсера противника» - без раскрытия названий, без оценки тяжести ущерба. Однако, есть иная точка зрения. Вот что говорит (привожу с сокращениями, в скобках - мои комментарии) в статье «Тогда, под Чемульпо» («Техника молодежи», №3\1984 г.) инженер Виктор Катаев (г. Калининград МО): «…Объясняется это тем, что японское командование старательно замалчивает потери своего флота, к примеру, о гибели броненосца «Яшима» оно объявило спустя полгода, как он пошел на дно (т.е. уже после падения Порт-Артура; хотя это со стороны командования Японии - было как раз закономерно… странно, что историки становятся в тупик, встречая подобный факт: свои потери скрывают, в том числе и от штабов противника).

Заинтересовавшись этой проблемой, я проанализировал почти все доступные (!) мне военно-исторические труды. …Надо сказать, факт потопления «Варяга» и «Корейца» своими командами, а не стараниями Уриу,  был не в его пользу. Потому Уриу всячески отрицал любые сведения о повреждениях своих судов.

…В «Описании военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» этому сражению посвящена объемная статья, согласно которой: «Крейсер «Асама», имея неприятеля по левому борту и идя на пересечение его курса,  в 12.20 открыл огонь, стреляя по «Варягу». Так как в 13.15 неприятель подошел к якорной стоянке (после поворота в 13.00 от о. Иодольми, схему см.: Р.М. Мельников «Крейсер «Варяг», Ленинград, «Судостроение»), «Асама» прекратил огонь… Неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь».

Обратимся к свидетельствам другой стороны. Командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Руднев сообщал, что итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения (в Чемульпо стояли стационеры 6 стран, в т.ч. Италии), и команда английского парового катера, возвращавшегося от японской эскадры, утверждали, что на крейсере «Асама» был виден большой пожар и сбит кормовой мостик (при расхождении от о. Иодольми «Варяга» и «Корейца» (см. схему в указ. соч.), последний - развил предельный огонь, введя в действие оба 203-мм орудия в носовой части… после попаданий в крейсер «Асама» головной корабль противника замолчал, лишившись управления огнем; вода буквально кипела вокруг «Корейца», на нем, по выходе «Варяга» из строя, сосредоточился японский огонь, но «Кореец», со срубленным перед боем рангоутом,  прямых попаданий не имел - возможно, из-за применения Уриу при стрельбе по старому и слабому кораблю устаревших вертикальных дальномеров вместо современных, предназначенных для мощного «Варяга», - горизонтально-базисных, на другом крейсере между двумя трубами наблюдался взрыв и что потоплен один миноносец. Это впоследствие подтвердилось.

«Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Асама», - сказано в рапорте командира «Корейца» капитана 2-го ранга Г. Беляева, - команда приветствовала громким «ура!»… Был замечен взрыв и на четвертом по порядку строя японском крейсере («Акаси»)».

А теперь попробуем проследить за действиями Уриу после боя. Он сосредоточил эскадру за островом Иодольми. О состоянии кораблей авторы японского «Описания» умалчивают, но «Асама» упоминается снова лишь месяцем позже, при рассказе об очередной бомбардировке Порт-Артура (т.е. отсутствовал в составе японских сил в самые первые дни войны - дни ожесточенных боев на внешнем рейде Порт-Артура и Владивостока!..). Вероятно, в течении месяца «Асама» ремонтировался, устраняя повреждения…

На следующий день после боя испортилась погода, и Уриу отвел миноносцы в укрытие, оставив на рейде «Чихая», а «Чиоду» - на разведке в Чемульпо. Крейсер же «Ниитака» и миноносец «Цубами» он спешно отослал в японский порт Сасебо, куда после разведки отбыл и «Чиода». Одновременно Уриу запросил помощи (!!), и вскоре к нему присоединились канонерки «Осима» и «Акаши». Но позвольте, с какой стати Уриу, отряд  которого не понес потерь, столь спешно отправил в Сасебо 3 боевых корабля, да еще и запросил помощи?

Не менее любопытно, что «Акаси» исчезает со страниц «Описания» вплоть до 1905 г., а его место в отряде заместил крейсер «Цусима». (Именно «Акаси» угодил под огонь тяжелых орудий неповрежденного японским огнем «Корейца»). …Кстати сказать, в иностранных источниках есть сведения, что один из японских крейсеров (миноносцев?), направлявшихся после боя в Сасебо, затонул на переходе.

Теперь обратимся к крейсеру «Чиода». В «Описании» сказано, что Уриу, не дожидаясь подкрепления, «крейсер «Чиода» по способности (!) отправил в Сасебо». Нелишне вспомнить - при преследовании подбитого «Варяга» этот крейсер, следуя вторым в строю, заметно отставал от «Асамы».

…Известно, что в бою участвовали 7 миноносцев кроме находившегося в дозоре «Касасаги». Если верить «Описанию», непосредственный огневой контакт с «Варягом» имели 3 миноносца ХIV отряда, а 4 миноносца IХ отряда перед боем были отправлены Уриу за углем и пресной водой. Право, сомнительно, чтобы японский адмирал (поставивший флагманский «Нанива», вместе с однотипным «Такачико», отдельной колонной, в бОльшем удалении от противника, чем «Асама», и 3 возглавлявшихся тем легких крейсера, т.е.серьезно опасавшийся боя на узком рейде) заведомо пошел перед сражением на ослабление эскадры.

…Итак, анализ действий адмирала Уриу  позволяет сделать вывод, что огнем «Варяга» и «Корейца» были серьезно повреждены броненосные крейсера «Асама» и «Чиода», бронепалубные крейсера «Акаси» - вышел из строя на год, - и «Нийтака», потоплен или (и?) подбит один миноносец».

Т.е. «Варягом» и «Корейцем» выведены из строя 4 вражеских крейсера (включая оба броненосных, в т.ч. - единственный в отряде Уриу тяжелый), потоплен безусловно - один, предположительно выведен из строя (вероятно, также потоплен) - еще один миноносец. Такой урон - свидетельство об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОМ применении нашими моряками вверенного им оружия. Невзирая на исключительно неблагоприятные условия боя - отсутствие защиты артиллерии на русских кораблях, подавляющее огневое преимущество противника, его превосходство в артиллерийской оптике и приборах управления огнем, невозможность маневра на фарватере, невозможность развития полного хода энергетической установкой «Варяга» (см. далее) и т.д..

Можно заметить, что названия кораблей, по которым вел огонь «Варяг», как и последовательность открытия огня (энергичные минные атаки против Русского отряда были предприняты Уриу лишь во время прохождения им о. Иодольми, после выхода из строя большей части артиллерии «Варяга», - см. указ. соч. Р.М. Мельников), отличаются от того, что имело место в снятом в 1954 г. кинофильме, где роль «Варяга» «играла» закамуфлированная под него «Аврора» - единственный корабль этого класса, оставшийся в строю к 1954 г. Хотя характерные особенности силуэта «Варяга»: эшелонированное расположение орудий в оконечностях корабля («…Орудия в ряд»), отсутствие броневых щитов на палубных орудиях (что, как и предвидел командир «Варяга» Руднев, серьезно осложнило действия их расчетов в бою и ускорил выход орудий из строя) в нем были соблюдены.

…После возвращения на рейд Чемульпо, ввиду тяжести потерь боевых средств: на «Варяге» потеряно 11 из 12 152-мм и 6 из 12 75-мм орудий, 4 из 5 торпедных аппаратов, разрушены оба горизонтально-базисных дальномера и большая часть вертикальных угломеров Люжоля-Мякишева, паровые катера-метатели мин и все гребные суда выведены из строя, рулевой привод не действует, часть котлов сдвинулась с фундаментов, остальные на полную мощность работать не могут, - военным советом было принято решение: во избежание пленения противником на рейде боевые корабли взорвать, стоящий в порту гражданский пароход «Сунгари» - сжечь, личному составу кораблей, русским гражданским служащим и дипломатической миссии в Корее - возвращаться на родину по способности.

После взрыва канонерской лодки «Кореец» по просьбе командиров все еще стоявших в порту иностранных стационеров, ввиду образования при взрыве мощной ударной волны в узкой акватории, «Варяг» было решено затопить. Команды «Варяга» и «Корейца» вместе с гражданским персоналом русских учреждений Сеула и Чемульпо были приняты на борт покидающими занятую японцами Корею иностранных военными кораблями во избежание пленения и доставлены в Россию, в Петербург морем.

Уходя из Чемульпо, русские моряки не думали, что оставляют эту землю противнику надолго - «Варяг» был затоплен на мелком месте с возможностью подъема в мирное время.  Однако, после затопления Порт-Артурской эскадры, капитуляции Порт-Артура, гибели в Цусимском бою 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр, поражений сухопутной армии в Манчжурии и высадки японских войск на Сахалине был подписан позорный Портсмутский мирный договор, отдавший Корею, Квантунский полуостров и южную часть о. Сахалин в руки противника. Япония, истощившая свою, тогда слабую и полностью зависимую от морской торговли экономику, не могла продолжать войну - в условиях крейсерских действий сохранившего свои боевые средства Владивостокского отряда (даже усилившегося - введением в строй отремонтированного, после тяжелейшей аварии в начале 1904 г., крейсера 1-го ранга «Богатырь», прибытием из состава эскадры Рожественского - крейсера 2-го ранга «Алмаз» и трех эскадренных миноносцев) и продолжения боев на удлинявшейся после каждой новой «победы» операционной линии в Манчжурии. Но мир российским правительством был принят - начиналась, после «падения Порт-Артура» и Кровавого воскресения в С.-Петербурге, Первая русская революция - бороться уже надо было внутри страны!…

…Поднят же и, перед тем, как вернуться в 1916 г. в состав Русского флота, «Варяг» был недавним противником, где он служил в составе флота Японского. Но это уже новая, отдельная история…

* * *

Широко известный гимн (неофициальный) Советского, а затем Российского флота «Наверх вы, товарищи, все по местам» - сложен под впечатлением боя «Варяга» и «Корейца» - по тогдашним (!) газетным сообщениям с места боя, нынешних россиянских его интерпретаторов не читавшим - немецким поэтом (в свое время довольно известным) Рудольфом Грейнцем (1866-1942), впервые опубликован уже в феврале 1904 г. Русский его перевод опубликован вместе с оригиналом в апреле 1904 г. Е.М. Студенской - дочерью петербургского преподавателя словесности. Известный ныне напев объединяет мелодии нескольких авторов - А.Б. Виленской, И.Н. Яковлева, И.М. Корносевича, А.С. Турищева (сб. «Песни русских поэтов», Изд. «Художественная литература» (Ленинградское Отделение), 1973 г., сс. 217, 243). Характерно, что на немецких гравюрах того времени, посвященных бою «Варяга» и «Корейца», первый несет на борту не просто транслитерированное, но и «переведенное» (неправильно, но в немецком духе!) - германизированное имя «Викинг», чем, видимо, объясняется его тогдашняя популярность в Германии. Возможно - не владея немецким языком и не имея доступа к германским изданиям, автор лишен возможности предположение проверить - это же имеет место и в стихах Грейнца…

Роман ЖДАНОВИЧ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200410/?10_6_2

Роман ЖДАНОВИЧ, ИСТОРИЯ, 200410

Previous post Next post
Up