НАВОЗ

Apr 06, 2004 12:55


НАВОЗ

Сельское хозяйство современной России остро испытывает нужду в минеральных удобрениях. Заводы по производству удобрений работают, но цены на свою продукцию держат на высоком уровне, и сельскохозяйственным производителям, в основном, недоступны.

В то же время практически 98% сельхозпредприятий (беру только Московскую область, положение в других регионах России еще хуже) одновременно пытаются решить и другую проблему, а именно - утилизация и дальнейшее использование отходов жизнедеятельности крупного рогатого скота (КРС), птиц и других сельхозживотных.

При Советской власти эта проблема не стояла так остро перед совхозами и колхозами. Навоз, птичий помет (органика) смешивались с торфом, лигнином, опилками вблизи ферм, компостировались и вывозились на поля. Все эти мероприятия решали сразу два важных вопроса: экологический - устранение загрязнения территорий вблизи ферм, и - получение органических удобрений.

Я же буду в данной статье касаться истории возникновения минеральных и органических удобрений, их характеристик, влияния на флору и фауну самих предприятий, выпускающих удобрения, последствий их применения для самого человека. Приведу лишь несколько примеров из своих наблюдений.

В моем селе Адамовка в Донецкой области сразу за огородом до сих пор стоит сад помещика, бывшая барская усадьба. Так вот, без малого сто лет за садом никто не ухаживает, а яблоки Белый налив моя родня и остальные селяне собирают каждый год: сочные, нетронутые вредителями и хранятся по приезде в Москву минимум десять дней. Хочу подчеркнуть - сад помещичий, древний, никто его не обихаживает, а плоды дает по сей день.

Второй пример опять из моего села. Наши соседи по огороду картошку сажали одновременно с нами, но если мы в период созревания, то есть до середины августа, ее окучивали, пропалывали, уничтожали колорадского жука, то соседи появлялись на огороде только для сбора урожая.  Сорняк у них в огороде был по пояс, и при этом последний раз навоз они вносили лет тридцать пять назад. Но клубни у них были все крупные, не поврежденные проволочником. Наша, по сравнению с их картошкой, очень сильно отличалась (в худшую сторону).

Примеров приводить можно много. Человек, имеющий свой участок земли, при этом наблюдательный, сам, наверное, знает не меньше моего.

Теперь о минеральных и органических удобрениях. Буду краток: минеральные удобрения (в нынешнем виде) были созданы в условиях химического производства в основном в Западной Европе при большом росте плотности населения, оскудении земель и при относительном сохранении пахотных угодий на протяжении многих сотен лет.

Сами минеральные удобрения при их применении в сельском хозяйстве являлись лишь подкормкой для растений, универсальность их исключалась, а споры среди ученых почвоведов о влиянии их на физический и химический состав грунтов идут до сих пор. Однозначных выводов они до сих пор не сделали. Следом за минеральными удобрениями, как следствие, возникла необходимость в ядохимикатах для уничтожения сорняков, патогенов (стафилококк, сальмонелла и другие болезнетворные микроорганизмы), насекомых-вредителей.

Органические удобрения в основной своей массе готовятся из навоза КРС, птичьего помета, овечьего навоза. Применяются на всех видах грунтов, в любой географической точке земного шара, где ведется сельское хозяйство. Особенно уникально удобрение из навоза КРС. Это удобрение при грамотном его использовании превращает суглинистые и песчаные почвы в плодородные грунты, способствует появлению дождевого червя и микроорганизмов, которые формируют гумус в земле.

С целью улучшения экологической ситуации в Космодемьянском округе Рузского района Подмосковья в 1991 году было создано производство, которое предотвращало сброс навоза в речку, протекавшую рядом с животноводческой фермой. Производство, а точнее завод, работает по новым технологиям утилизации отходов жизнедеятельности КРС, птиц, свиней и даже фекалий. Если старая технология предусматривала при компостировании отходов с/х животных использование торфа, опилок, соломы, лигнина - то здесь все делается только из одного навоза (независимо от влажности исходного сырья), и при этом производит не один вид органических удобрений, а 20. Качество минимум в 2 раза превосходит аналогичную продукцию. Я уж не говорю о затратах на электроэнергию, ГСМ и вообще о себестоимости. Она очень низкая.

При таких прекрасных производственных мощностях (они очень большие при обслуживающем персонале в 5 человек) завод загружен лишь на 5%. Более того, с мая 2002 года завод начал простаивать по вине местного председателя СПК, который запретил отпуск навоза, и течет он теперь прямиком в речку. Причина такого запрета очень уважительная - финансовые проблемы. В результате деятельности этого руководителя СПК «Космодемьянский» уже весной 2003 года сброс навоза в реку Таруса в некоторые дни доходил до 600 куб.м в час. Какова цена того молока, которое получает СПК в своей хозяйственной деятельности?

По результатам последней проверки природоохранных органов в декабре 2003 года в который раз за это накладывался штраф на СПК. Безрезультатно. Навоз продолжает течь в реку Таруса. А ведь завод органических удобрений построен в первую очередь для решения экологических задач и конкретно - для утилизации навоза с ферм СПК «Космодемьянский» в целях предотвращения попадания в реку Таруса. При этом построен он на средства инвалидов и является единственным источником средств для программ Общества инвалидов Рузского района.

Вот так мы живем в современной России. Есть новейшие технологии - завод по утилизации, а навоз продолжает течь в 10 метрах от него в речку, и сколько это будет продолжаться - никто не знает.

В.Е. ОЗЕРОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200414/?14_3_1

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА, В.Е. ОЗЕРОВ, 200414

Previous post Next post
Up