БЫВАЕТ ЛИ ПАТРИОТИЗМ БЕЗ НАЦИОНАЛИЗМА?

May 25, 2004 12:49


БЫВАЕТ ЛИ ПАТРИОТИЗМ БЕЗ НАЦИОНАЛИЗМА?

На первый взгляд, бывает. Иосиф Виссарионович Сталин, самый, наверное, великий гражданин нашего Отечества, был патриотом и интернационалистом. Правда, патриотом СССР, которого теперь нет. А был ли он патриотом дореволюционной России - это вопрос. Поэтому русским патриотам следует определяться, патриотами какой России они являются. Об этом пишет М. Валентинов («Дуэль», №13). Но при этом он упрекает А.А. Харчикова за соединение патриотизма и русского национализма. Низзя? Давайте разбираться.

В любых дискуссиях необходимо определять понятия, о которых идет спор. Напомним слова Р. Декарта: «Уточняйте значения слов и вы избавите человечество от половины заблуждений».

Термин «патриотизм» вроде бы понятен - им обозначается любовь к своей Родине (можно и с маленькой буквы). Ныне мы говорим о России. Но, действительно, о какой России? Можно говорить о современной Российской Федерации (очевидно, это не вся Россия), об СССР - преемнице России. Чаще же всего говорят об исторической России - того живого организма, который развивался еще до первых княжеств на нашей земле - Русской Земле. В нашем разговоре будем придерживаться этого значения России.

Исходя из такой позиции, можно определенно говорить, кто патриот России, а кто - нет. И.В. Сталин - патриот России, поскольку он, как никто другой, много сделал для могущества СССР - преемницы России, а значит, и современной России (до сих пор страна пожинает плоды, хорошие плоды его правления), и исторической России. А вот либерал-демократы и нынешние правители страны, приведшие ее к ужасному состоянию, - не патриоты России, как бы они ни ухищрялись в выражениях. Как можно любить страну и при этом подчинять ее западной демократии и США, способствовать вымиранию населения, прежде всего, русского, разрушать традиционные для России устои и приоритеты? Они не признают ни СССР, ни исторической России. Для них Россия начинается с 1991 года.

Можно ли любить Россию в ее нынешнем ужасном состоянии? Такой вопрос задает М.Валентинов, сам же сомневаясь в положительном ответе. Тут недалеко до высказывания известного космополита: «Как сладостно Отчизну ненавидеть». Нет, Отечество надо любить в любом его состоянии. На Родину, как на мать, не обижаются! Другое дело, надо сделать все, чтобы Россия выздоровела и окрепла. Может, именно оттого, что М.Валентинов сомневается в необходимости любви к нынешней истерзанной России, редактор газеты «Дуэль» поместил статью этого автора в раздел «культура и культпаскудство»?

Теперь о национализме. Сразу уточним, что разжигание национальной розни, идея национального превосходства к национализму не относятся. Как определили еще в начале ХХ века А.И. Ильин и П.И. Ковалевский, национализм - это идеология и политика национального достоинства. Проще говоря, любовь к своему народу, к своей нации. Сам термин исходит от слова «нация». Поэтому надо определиться и с понятием «нация». В терминологии западной демократии под нацией понимают всех граждан страны (американцы - граждане США). Здесь смешиваются понятия гражданственности и национальности. Другое понимание нации, которое принимаем и мы, исходит из того, что нация - определенный народ, обладающий общностью языка, культуры, характера. Русские - нация, россияне - граждане Российской Федерации.

Если опять вернуться к примеру
И.В. Сталина, то окажется, что вопрос о понимании нации в советский период непростой. При декларировании интернационализма тогда утверждалось, что в СССР сложилась новая общность людей - советский народ, который можно было понимать как новую нацию. Тогда И.В. Сталина можно назвать националистом. Конечно, не русским, но советским. Во всяком случае, не сторонником пролетарского интернационализма.

Понятие «национализм» к настоящему времени опошлено, извращено. Сплошь и рядом его путают с шовинизмом, расизмом, фашизмом. А с другой стороны, приукрашивают интернационализм, путая его с дружбой народов, хорошими отношениями между нациями. Хотя национализм, по определению, предполагает уважение национального достоинства других народов. Постоянно не к месту подчеркивают единство народов СССР, их совместную борьбу с оккупантами. Националист (не шовинист!) не будет называть других людей «чурками», «черными» за цвет кожи, мерить черепа и т.д. Русским важно, чтобы их не унижали, уважали их национальное достоинство.

Так бывает ли патриотизм без национализма? Отвечаю категорично - нет. Потому что нельзя любить свое Отечество, не любя свой народ. Ведь Россия - это не только березки, родные пепелища, не только земля. Это, прежде всего, люди, свой народ (вместе с другими народами). В конце концов, первичен народ, а страна, государство - вторично. Народ меняет государство, может сменить территорию проживания, но себя не сменить. И неправда, что национализм не имел опоры в русском народе. При огромной терпимости к другим народам себя русские всегда уважали. Уважали и охраняли многовековые традиции, верования, культуру своего народа. Именно поэтому сохранили Россию.

Д.Ф. СЕМЕНОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200421/?21_4_1

200421, Д.Ф. СЕМЕНОВ, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ

Previous post Next post
Up