ЕВРОПЕЙСКТЕ ВИРАЖИ
ПАРИЖ.
В газете «Фигаро-экономики» опубликована статья Филипа Миго. Автор, в частности,
пишет: Непорядочность представителей американской оборонной промышленности в
отношении стран Восточной Европы вызвала весьма серьезные последствия. В Польше
и Чехии правительства и предприятия, которые начали сотрудничать с такими
компаниями, как «Боинг», в настоящее время признаются, что сожалеют о своем
выборе. Однако для американских компаний все начиналось очень хорошо.
Воспользовавшись вступлением в НАТО Венгрии, Польши и Чехии в 1999 году, они
буквально бросились на этот рынок, считая его весьма прибыльным. Колоссальные
арсеналы бывших народно-демократических стран должны были быть модернизированы,
дабы соответствовать стандартам Атлантического альянса. Таким образом, вопрос
стоял о замене тысяч танков, боевых самолетов... считали американцы.
Действительно, новые члены НАТО производили подобное впечатление. Но эти
компании стали жертвами типично американской болезни: они пренебрегли
необходимостью заранее провести достаточно точные исследования, прежде чем
начать работу на новых рынках. Забыв, что СССР распался и у стран Восточной
Европы больше нет оснований сохранять соответствующий уровень обороны времен
Варшавского договора, чья стратегия основывалась на обеспечении подавляющего
численного превосходства. К тому же, эти государства, которые также являлись и
кандидатами на вступление в Европейский союз - вступление состоялось 1 мая -
столкнулись с необходимостью кардинальной реструктуризации своей экономики,
чтобы соответствовать необходимым для вступления в ЕС критериям. Как и их
западные коллеги, они выбрали путь жесткого сокращения оборонных бюджетов. А
стало быть - и отказа от закупок западной техники... Модернизация вооружения,
как правило советского производства, за исключением электронных средств, которое
оставалось в прекрасном рабочем состоянии, стало их основной задачей, поскольку
это было единственно приемлемым с экономической точки зрения решением. Чувствуя
себя обманутыми, американские компании тогда полностью пренебрегли взятыми на
себя обязательствами на этих новых рынках. «Американцы весьма тщательно
выполняют все пункты контракта... в том случае, если этот контракт заключен с
одним из своих сограждан. Но, когда они пересекают океан, они уже не соблюдают
правил», - иронично заметил один российский специалист. Европейские компании
могли бы воспользоваться неудачами американцев, чтобы занять оставшееся
свободным место в этом сегменте рынка. «Би-Эй системз» и ЕАДС, которые, в
частности, проявляют явный интерес к Чехии, и авиакомпания «Аэро водоходы» это
быстро поняли. И оба крупнейших оператора в области европейского вооружения
воспользовались удачной ситуацией, чтобы закрепиться на Востоке. Существует
столько возможностей и явных преимуществ, которыми невозможно пренебречь, что
некоторые американские компании встали на путь явно агрессивного давления на
Западную Европу, а европейские компании в ответ концентрируют свой потенциал
вокруг «Би-Эй системз» и итальянской компании «Финмекканика». Достаточно
поучительных уроков, которые не следует забывать, особенно в связи с вступлением
в НАТО семи новых государств - Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии,
Словакии и Словении. Теперь уже атмосфера отнюдь не проамериканская, как во
времена падения Берлинской стены. Вспоминая об американской лживой информации о
наличии в Ираке оружия массового уничтожения, некоторые страны Центральной и
Восточной Европы, по примеру Польши, дистанцируются от США. Положительное
явление для Парижа, Берлина и Москвы, которые в свое время резко осудили
присоединение Восточной Европы к лагерю войны.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200426/?26_7_6