"ДЕЛО БЫЛО ПОД ПОЛТАВОЙ, ПОД ЗНАМЕНАМИ ПЕТРА..."
Есть в России (и в Великой, и в Малой, и в Белой!) среди множества больших и
малых полей такие, в названиях которых для каждого русича, для любого восточного
славянина заключен особый смысл. Куликовское, Полтавское, Бородинское,
Прохоровское поля… На первом из них героическое русское воинство под
предводительством великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича
полностью уничтожило разбойничью орду тайного исмаилита Мамая, на втором -
доблестная русская армия наголову разгромила шведское войско, на третьем -
мужественная русская армия под командованием Михаила Илларионовича
Голенищева-Кутузова нанесла смертельную рану разноплеменной наполеоновской
«большой армии», на четвертом - бронетанковые части Красной Армии сломали хребет
ударной танковой мощи бандитских полчищ людоедской фашистской Германии. Все эти
великие события мирового значения свершились на русских полях и отметили
важнейшие рубежи истории России.
Двести девяносто пять лет тому назад, 27 июня (8 июля) 1709 года, судьба России
решалась на Полтавском Поле. Русской армией командовал сам царь Петр I
Алексеевич. Ко времени генерального сражения с самой маневренной и сильной
армией Западной Европы полководческий опыт Петра I вобрал и урок Нарвского
поражения 1700 года, когда русских воинов подло предали и продали иноземные
наемные офицеры, и годы кропотливого и неимоверно тяжкого труда по созданию
новой русской регулярной армии и русского регулярного военно-морского флота, и
радость многочисленных побед, и добрую память о разгроме и уничтожении шведского
корпуса генерала Левенгаупта в сражении у деревни Лесной 28 сентября (9 октября)
1708 года. Как поистине мудрый, и, главное, дальновидный (!!!) государственный
деятель, он подготовил к решительной схватке не только Русскую армию, но и всю
Россию, начав постепенное переустройство ее государственной структуры. Вот
почему Полтавская битва оказалась не только жестокой и кровопролитной, но и
скоротечной, а результаты блистательной победы обрели долговременный характер.
…Весной 1709 года шведы, безрассудно вторгшиеся в Россию, осадили город Полтаву.
Маленький гарнизон и мирные жители Полтавы больше двух месяцев героически
отражали все подкопы, атаки и штурмы вдесятеро более многочисленного противника.
Петр I часть русских войск отправил в Речь Посполитую, чтобы помешать шведскому
холую Станиславу Лещинскому оказать помощь коронованному авантюристу Карлу ХII,
а сам с главными силами подошел к Полтаве. Он решил дать здесь шведам
генеральное сражение и полностью уничтожить войско захватчиков. По его указанию
солдаты быстро возвели перед русскими позициями земляные укрепления - редуты,
находившиеся на расстоянии ружейного выстрела друг от друга и позволявшие
обстреливать наступавшего врага перекрестным огнем. Русская армия насчитывала 42
000 солдат и офицеров, а шведская - 34 000. Превосходство в артиллерии было у
русских (72 пушки против 30 шведских). Карл ХII, сославшись на легкую рану в
ногу, полученную накануне, лег на носилки и удалился в обоз. Однако при этом он
не забыл пригласить своих «верноподданных рабов»… пообедать в русский лагерь и
заодно пообещал им… двойное жалованье и тройные порции водки до окончания
кампании…
На рассвете 27 июня 1709 года шведские войска, получившие утроенные порции
водки, двинулись на русские позиции. Громко звучали барабаны, бросавшие в небо
трескучую дробь. Перед битвой Петр I обратился к русским солдатам и офицерам со
следующими словами:
«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы
помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за род
свой, за предков своих великих, за Отечество, за великий русский народ, за
православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля,
будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно
доказывали!.. О Петре же ведайте, что ему своя жизнь не дорога - лишь бы жила и
цвела Россия для вящего благополучия вашего!..»
…После этой вдохновенной речи великий государь Петр Алексеевич обнажил громадную
шпагу и занял место в боевом строю в самом опасном месте, куда был направлен
главный удар противника.
Битва началась. Русские встретили наступавших шведов перекрестным ружейным огнем
и метанием ручных гранат из редутов. Шведы попытались обойти редуты с северной
стороны, но попали под убийственный прицельный огонь русской артиллерии. Затем
на уцелевших шведов обрушилась русская драгунская конница под командованием
Александра Даниловича Меншикова. Две правофланговых колонны шведов (пехота
генерала Рооса и конница генерала Шлиппенбаха), отсеченные от остальных шведских
сил метким огнем русских из редутов и в беспорядке отступившие в лес по
направлению к Полтаве, были уничтожены. Роос и Шлиппенбах сдались в плен. Враги
понесли огромные потери.
В 9 часов утра 27 июня 1709 года главные силы Карла ХII, по-прежнему трусливо
прятавшегося позади всех своих «верноподданных рабов», снова пошли в наступление
с развернутыми знаменами. Шведы, построившись в одну линию, ввели в бой всех
солдат и офицеров королевской армии (их оставалось 25 000). Петр I вывел из
полевых укреплений 10 000 русских воинов и, построив их в две линии, лично повел
навстречу врагу. Началась рукопашная битва. В центре боевого порядка русских
войск создалась угроза прорыва (шведам удалось смять батальон первой лини
Новгородского полка). В этот момент Петр I возглавил второй батальон полка,
стремительной контратакой отбросил и смял противника, ликвидировав
образовавшуюся брешь. Шведская пуля сбила с головы Петра шляпу, другая пуля
ударила его в богатырскую грудь, но отскочила от висевшего на ней толстого и
массивного серебряного креста.
Напряжение битвы нарастало. Гром пушечных выстрелов и ружейных залпов, звон
скрещивавшихся штыков, шпаг и палашей, ржание боевых коней, бой барабанов, крики
сражавшихся и стоны раненых сливались в один сплошной страшный гул. Шведы не
выдержали неистового натиска русских воинов и побежали, бросая оружие. Напрасно
взывал к ним со своих носилок Карл ХII: «Шведы, шведы! Вспомните о двойном
жалованье!» Его никто не слушал. Захватчики думали теперь не о двойном
жалованье, а о спасении собственных шкур.
В 11 часов 27 июня 1709 года Полтавская битва закончилась. На поле сражения
лежали 9234 убитых шведа; 3000 шведских солдат, многие офицеры, почти все
генералы и главнокомандующий шведской армией фельдмаршал Реншильд были взяты в
плен. Остатки шведских войск бежали к Днепру в панике. На переправе у
Переволочной их настигла конница А.Д. Меншикова, насчитывавшая 9000 драгун. 16
000 окончательно перетрусивших и деморализованных шведских солдат и офицеров
бросили оружие и сдались в плен. Карл ХII и изменник Мазепа с несколькими
наемными телохранителями первыми успели переправиться через Днепр и бежали в
Турцию. Всего в Полтавской битве и при кавалерийском преследовании шведы
потеряли более 13 000 солдат и офицеров убитыми и… более 19 000 - пленными.
Отборная армия короля шведов, вандалов и готов (официальный титул королей Швеции
до начала XIX столетия!) была уничтожена полностью. Она потеряла всю артиллерию
и все знамена и штандарты (числом 264). Победители - русские - потеряли 1345
человек убитыми и 3280 - ранеными. Великая Полтавская победа русской армии над
сильнейшей западноевропейской армией начала XVIII века знаменовала полный провал
захватнических планов Швеции и высоко подняла международный престиж России.
Победу русского оружия в Полтавской битве воспели титаны русской художественной
литературы и отечественного изобразительного искусства. Некоторые поэтические
строки, посвященные ей, мы помним с отроческих лет, из уроков русской литературы
в семилетней, восьмилетней и средней школе:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.1
Так воссоздал ожесточенную сечу на Полтавском поле огненным своим поэтическим
воображением великий русский поэт, прозаик, публицист, литературный критик и
историк Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - правнук участника Полтавского
сражения Абрама Петровича Ганнибала (около 1693 или 1695-1781), главного героя
незаконченного романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого».
С необыкновенным приливом высочайшего вдохновения слагались строфы бессмертной
пушкинской поэмы. То была в его поэтическом творчестве эпоха какого-то особого
озарения. Он словно распахнул окно в минувшее и увидел явственно живых людей
начала XVIII столетия, услышал их речи, изведал их страсти. Время создания
«Полтавы» было обозначено для великого русского национального поэта тревожной
полосой в его жизни. Призрак новых правительственных репрессий, связанных со
следственным делом об антирелигиозной и открыто атеистической поэме «Гаврилиада»,
вызывая душевное смятение, торопил его излить на бумагу нахлынувшее творческое
вдохновение. А.С. Пушкин признался: «Полтаву написал я в несколько дней;
далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все».
Наряду с гениальной пушкинской «Полтавой» нельзя не вспомнить замечательный
памятник русского изобразительного искусства XVIII века - монументальную
мозаичную картину Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) «Полтавская
баталия». Созданная как важнейшее звено обширного замысла по увековечению
военной и государственной деятельности Петра I и предназначенная для украшения
его усыпальницы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, она в исторических
лицах и массах рядовых участников Полтавской битвы представляет собой
торжественный гимн славе русского оружия.
Сначала М.В. Ломоносов обратился к теме Полтавской битвы в поэзии. Поскольку
императрица Елизавета Петровна (1709-1761), царствовавшая в 1741-1761 годах,
родилась в год великой Полтавской победы, Михаил Васильевич напомнил о ней
многочисленным читателям в строфе двенадцатой «Оды на день рождения Ея
величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския,
1746 года»:
Тогда от радостной Полтавы
Победы Росской звук гремел.
Тогда не мог Петровой славы
Вместить Вселенныя предел,
Тогда Вандалы побежденны
Главы имели преклоненны
Еще при пеленах твоих;
Тогда предъявлено судьбою,
Что с трепетом перед Тобою
Падут полки потомков их.2
Действительно, при императрице Елизавете Петровне Россия еще раз разгромила
Швецию, снова дерзновенно посягнувшую на исконно русские земли, и заключила с
побежденным «королевством шведов, вандалов и готов» Абоский мирный договор,
подписанный 28 июня 1743 года в городе Або (шведское название финского города
Турку) и завершивший победоносную для России русско-шведскую войну 1741-1743
годов. По Абоскому мирному договору Швеция безоговорочно признала прежние
русские завоевания в Прибалтике, а в Финляндии русская граница со Швецией была
продвинута до реки Кюмене. Кроме того, Россия получила Кюменегорскую провинцию с
укрепленными городами Вильманстрандом и Фридрихсгамом, укрепленный город Нейшлот
с его округом и некоторые другие районы Финляндии.
Началу славных дел Петровых Михаил Васильевич Ломоносов посвятил величественную
героико-эпическую поэму «Петр Великий», которую он, к сожалению, не успел
закончить. Но самым главным художественным творением Ломоносова, посвященным
жизни и деяниям Петра I, должен был стать колоссальный надгробный памятник
первому императору всероссийскому, украшенный огромными мозаичными картинами. Из
этих картин Михаил Васильевич успел завершить только «Полтавскую баталию».
Обратившись к столь важной теме, как жизнь и деяния Петра Великого, Ломоносов
мечтал о вечном материале для художественного воплощения своей высокой идеи.
Великий русский ученый-энциклопедист, поэт, оратор и художник ценой бессонных
ночей в короткое время произвел более четырех тысяч химических опытов в поисках
утраченных сотни лет тому назад художественно-ремесленных тайн изготовления
цветных стекол-смальт для мозаик, и благородная одержимость его была
вознаграждена радостью общего признания. Ломоносов не только полностью
восстановил утраченное, но и значительно расширил цветовой спектр сияющих смальт
(в частности, изобрел особое стекло - золотой рубин Ломоносова). Академик
Леонард Эйлер (1707-1783) написал гениальному русскому ученому из Берлина 30
марта 1754 года в связи с этим: «Достойное вас дело есть, что вы стеклу
всевозможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое
дело почитают».3
Заработала основанная М.В. Ломоносовым Усть-Рудицкая фабрика цветного стекла,
подробно описанная в интереснейшей монографии выдающегося русского историка
науки и техники Виктора Васильевича Данилевского (1898-1960) «Ломоносов и
художественное стекло», обнародованной в 1964 году в Москве и в Ленинграде
издательством «Наука». Быстро совершенствовалось мастерство учеников
художественной артели Ломоносова по мозаичному набору, и вот, в какой-то мере
оттолкнувшись от опыта французского баталиста П.Д. Мартена, которому Петр I в
1711 году заказывал написать несколько картин на темы Северной войны 1700-1721
годов, Михаил Васильевич сочинил свою композицию, полную движения, огня и
страсти.
Из великих сподвижников Петра I ко времени создания мозаики «Полтавская баталия»
уже никого в живых не было, однако еще жили и здравствовали многие рядовые
участники знаменитой битвы, окончательно и бесповоротно решившей исход Северной
войны. Среди этих ветеранов был и хороший знакомый академика М.В. Ломоносова
военный инженер А.П. Ганнибал. Если читать «Полтаву» между строк, то можно
обнаружить у А.С. Пушкина верный посыл своему прадеду, крестнику царя Абраму
Петрову, ставшему знаменитым Ганнибалом, крупным русским военным инженером
периода царствования Елизаветы Петровны. Великий правнук видел в личности
прадеда воплощение характернейших черт необыкновенно волновавшей его Петровской
эпохи. Отнюдь не случайно Александр Сергеевич написал в конце января или в
первой половине февраля 1825 года брату Льву из села Михайловского:
«Присоветуй Рылееву в новой его поэме поместить в свите Петра I нашего дедушку.
Его арапская рожа произведет странное действие на всю картину Полтавской битвы».4
Легко себе представить, как расценивал сверхгениальный Ломоносов в годы создания
своей «Полтавской баталии» общение с крестником Петра I. Согласно данным
документов Государственного архива Астраханской области, двух замечательных
современников объединяла совместная работа над «Российским атласом». А за
несколько лет до этого А.П. Ганнибал, бывший одним из руководителей Канцелярии
Главной артиллерии и фортификации, помог М.В. Ломоносову в январе 1753 года
приобрести огнеупорные кирпичи для стекловаренных печей Усть-Рудицкой фабрики.5
Когда создавалась картина в память о Полтавской победе и Петре I - победителе,
вполне уместно было ввести в число действующих лиц монументальной мозаики
«царского однодомца» А.П. Ганнибала. Таким художественным приемом восполнялся
ущерб, понесенный 5 декабря 1747 года, когда в огне пожара, бушевавшего в
Петровской Кунсткамере погибла «восковая персона» арапа Петра Великого,
изготовленная по царскому заказу в 1717 году в Голландии. Статуи из воска,
именовавшиеся «восковыми персонами», точно передавали внешние черты людей, а
нередко - и их внутренний мир.
Михаил Васильевич Ломоносов развернул в «Полтавской баталии» настоящую галерею
парадных портретов «птенцов гнезда Петрова» во главе с самим царем: здесь,
говоря словами Александра Сергеевича Пушкина, «и Шереметев благородный, и
Брюс, и Боур, и Репнин, и счастья баловень безродный полудержавный властелин»
(Александр Данилович Меншиков. - В.П.)6,
и… царский крестник Абрам Петрович Ганнибал в команде трубачей и барабанщиков,
идущих вслед за русскими генералами под сенью знамен лейбгвардии Преображенского
полка. Коричневое с ясно выраженными специфическими чертами лицо его с узкими
«петровскими» усами одухотворено тем пафосом, которым всегда одушевлялись люди,
и много лет спустя вспоминавшие о своем участии в славных боевых свершениях, в
исторической битве: «Дело было под Полтавой, под знаменами Петра».
Прошло почти три столетия, много воды и крови утекло в Непрядве, Ворскле,
Березине, Неве, Днепре, Дунае, Дону и Волге, но не исчезли в реке забвения
патриотические деяния наших предков - героев Невской битвы, Ледового побоища,
Куликовской, Полтавской, Рымникской, Бородинской, Московской, Сталинградской,
Курской, Берлинской и других великих битв. Во славу их подвигов воздвигнуты
архитектурные и скульптурные памятники. Есть колонна Славы и на Полтавском поле.
Но исторический опыт показал, что самыми долговечными, практически бессмертными
являются поэтические произведения и мозаичные творения. Именно такие памятники
Петру I и другим героям Полтавской битвы 1709 года создали гениальные светочи
русской и мировой культуры М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин.
В.Н. ПРИЩЕПЕНКО,
член Российской Народной Академии наук
1А.С.
Пушкин. Полное собрание сочинений в шести томах. Том второй. Стихотворения
1826-1836. Поэмы. - М.: Государственное издательство художественной литературы,
1949, с. 468.
2М.В.
Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том восьмой. Поэзия, ораторская проза,
надписи 1732-1764 гг. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959, с. 153.
3М.В.
Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том десятый. Служебные документы, письма
1734-1765 гг. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957, сс.575-576.
4А.С.
Пушкин. Полное собрание сочинений. Том тринадцатый. Переписка 1815-1827. - [Л.]:
Издательство Академии наук СССР, 1937, с. 143.
5См.:
В.В. Данилевский. Ломоносов и художественное стекло. М.-Л.: Наука, 1964, сс.
119-120.
6А.С.
Пушкин. Полное собрание сочинений в шести томах. Том второй. Стихотворения
1826-1836. Поэмы. - М.: Государственное издательство художественной литературы,
1949, с. 467.
Максим Калашников
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200430/?30_6_1