УДОВОЛЬСТВИЯ НА БЕЛОЙ ПРОСТЫНЕ (В.Ч. ПОСВЯЩАЕТСЯ)

Aug 17, 2004 12:43


УДОВОЛЬСТВИЯ НА БЕЛОЙ ПРОСТЫНЕ
(В.Ч. ПОСВЯЩАЕТСЯ)

…Зритель не так глуп, как это часто представляется.
Время от времени у него проявляется здоровый
инстинкт и он смеется при виде
самых серьезных сцен, когда драма
закручена на пустой суете
и банальных диалогах.
«Альгемайне цайтунг», 1934

Уважаемый В.Ч.! Как водится, не то что не поняли «идеи моего письма», а и понять не пытались, но об этом ниже, как и о методах вашей полемики. Ясное дело, что мне чужда психология киногероев, так что в виду имелись не «Добровольцы» с «Молодой гвардией». И не надо мне всуе поминать лефортовских комсомолок и украинских революционеров - от названных мной «кинов» их наверняка воротит не меньше моего, да и просил же зря не ругаться, специфика моих воззрений исходит от гнусности характера, а не от антисоветских взглядов. А это дело частное, как и ваша манера вечно передергивать - а что поделать, если вам иначе сказать нечего?

Кино я не люблю давно и прочно, смотрю из исследовательского интереса - часто бывает видно, во что выльется очередная «Бригада». В моей же видеотеке почти все хроника и документальные фильмы, и с лимоновским эссе из «Контрольного выстрела» трудно не согласиться:

«Я не могу смотреть художественные фильмы. Они рассыпаются передо мной в куски. Я знаю, что сценарии написаны людьми со слабыми мозгами для людей с еще более слабыми мозгами. Разум много меньший, чем мой, задумал и написал неоригинальный обывательский сценарий х/ф… Вся эта готовая херня - люди, костюмы, ландшафт и декорации - были затем соединены проводами диалогов… фильмы - дешевое развлечение для неумного человека. А чем, вы думаете, занимаются хитрые евреи в своем Голливуде вот уже около ста лет? Гениальные шедевры для вас создают?»

А у нас иначе было? Такие же козлы паслись в капусте огорода идеологического отдела ЦК; по его заказу, например, была снята «Большая перемена» - «для создания положительного образа учащихся вечерних школ». Забавный фильмец, только на правду похож, как гвоздь на панихиду, снимай они живых людей, а не актеров, посмотрел бы я на тот шедевр и на то, какие медали им бы навесили по первое число.

Была такая книжка Ильи Земцова, бывшего придворного социолога при Гейдаре Алиеве, и там сказано:

«В письме в редакцию республиканской газеты «Коммунист» 29 апреля 1971 года преподаватель школы рабочей молодежи №2 писал: «Из страха перед учениками боимся выходить по вечерам одни на улицу. Не решаемся задерживаться в школе, не ставим неудовлетворительные оценки».

«Когда я на уроке, - рассказывала преподавательница той же школы Ольга Н., -  я чувствую себя словно среди врагов» (Из заявления в ЦК КП Азербайджана 7 декабря 1971 года). Учительница была идеалисткой - добровольно вызвалась работать в вечерней школе. Считала, рабочих необходимо приобщать к культуре…» В итоге ее изнасиловали в подсобке три ударника коммунистического труда, и никто из учеников не заступился» (см. Илья Земцов «Партия или мафия. Разворованная республика»*). А через год вышла «Большая перемена», поди, и в Сумгаите показывали, где все происходило; это вам к вопросу об интернационализме: учительница-то русская, а ученики азербайджанцы, и кому там надо было из-за одной идеалистки братство народов подрывать? Спустили, поди, на тормозах. «Широко шагает Азербайджан», как тогда писали, ну он и дошагал до Москвы, тридцати лет не прошло.

Кинематограф же создавал «положительные образы», а что еще? Посеял конфликт между поколениями - старики ведь молодежь терпеть не могли, также рознь между мужчинами и женщинами, между мечтой и реальностью, насаждал фальшь в отношениях и невыносимые интонации в разговорах, и объясните мне, мужику необразованному, на кой черт это было нужно и кому?

Манеру подражать киногероям я заметил еще в школе - явление, надо сказать, пренеприятнейшее. Разнесся слух, что запретили «Фантомаса», и на вопрос почему, подружка объяснила: «Да выходки всякие начинаются». Действительно, школа то орала, как индейцы, то везде чирикала «Фантомас», то начинала играть в гестапо со всеми вытекающими, разве что за ноги в подвале не подвешивали (кое-где бывало, но Питер не Казань), то после «Несовершеннолетних» начали бить друг друга в поддыхало, приговаривая: «Хороший пресс…».

Потом я узнал, что задолго до этого сопляки копировали походку Юля Бриннера и ходили, как с кочергой в заду, что во Франции тоже была мода на подражание Жану Габену, «сердитые молодые люди», сплошная тошниловка, и зло брало всерьез - этим козлам надо обезьянничать, а мне из-за них на того же «Фантомаса» не попасть. На дурь народную накладывалась дурь кинематографа, и хотите верьте, не хотите - ляд с вами - не намерен был иметь ничего общего ни с тем, ни с другим. Пусть я мерзавец и ничтожество, но в своем уме, а не в чужом маразме, школьником был - ни Тимуром, ни Квакиным не был, ни Алешей Птициным, ни мудаком из пятого «Ч»; солдатом был - Иваном Бровкиным не был, и ничуть об этом не жалею. Еще лет 17 назад разругался с невестой, вздумавшей разыгрывать сценарий «Зимней вишни», и тоже оказалось, что к лучшему.

Старшие, думаете, лучше были? Не-а. Тоже корчили из себя то Матвея Журбина с моржовьими усами, то начальника из «Доброго утра» с его «шуруй, вкалывай, двигай» и разговаривали, как провинциальные трагики. Что хорошего из этого вышло? То, что мы сегодня имеем со всеми его ароматами, перестройка - перестройкой, а обывательскую сущность не Горбачев изобрел, ведь, надевши маску, она не наполнялась содержанием ни на грош; была у меня на Лиговке тихопомешанная соседка, и она очень ясно объясняла: «Скафандры! Скафандры ходят: а внутри - черт знает кто».

24 мая вышел номер 19 газеты «Ваш тайный советник» со статьей В. Береснева  «Эпоха без лица» на такую же тему:

В послевоенные годы в самых отдаленных городках Союза почему-то встречалось много людей, чрезвычайно похожих на актера Крючкова: те же грубоватые мужицкие черты, походка вразвалочку и даже тот же, с застенчивой хрипотцой голос. Потом была эпоха «хорошего рабочего парня» Рыбникова, и «крючковы» куда-то исчезли с улиц или просто стали неузнаваемы в толпе. А потом пришли и другие кумиры, заслонившие собой наивных героев наших бабушек и дедушек, - Баталов, Янковский, Меньшиков. Эти уже слыли интеллектуалами и эстетами и щеголяли непролетарским лоском».

Только не актер - собирательный образ поколения, как утверждает Береснев, а толпа - его копии. Я и так был невысокого мнения о наших бабах, но когда узнал, что после выхода «Москва слезам не верит» толпы идиоток катались в подмосковных электричках, поджидая Гошу-слесаря в нечищеных ботинках, стало совсем уж нехорошо.

В 73-м году самиздатчик М. Крупицын писал в своей работе «Оккупация»: «…нас теперь преднамеренно «душит» телевидение азиатскими фильмами, чтобы подготовить к заселению России азиатами, но мы с трудом воспринимаем это искусство, и это неслучайно… и в заселении России азиатами кроется страшное, запланированное сионистами зло». Помните этих трогательных махмудов-саидов? А настоящих видели? Там же: «Евреи навязали нам пространную спекуляцию вокруг темы любви. Сколько насочиняли пьес, оперетт, но приглядитесь к лицам авторов - это же сплошь сладострастные подлые рожи сатиров. Сами они издеваются над любовью, буквально в грязь ее втаптывают. Еврей-режиссер, например, никогда не пропустит актрису на важную роль, если она не будет принадлежать ему, и любой еврей никогда не прозевает попользоваться служебным положением для ублажения своей похоти… Мы смотрим порою совсем безобидные фильмы: «Андрей Рублев», «А зори здесь тихие», «Как Петр Арапа женил», видим в мимолетных сценах обнаженных дам в приличных позах, но представим себе съемку…». Ну да, например, съемку «Ста дней после детства», сказку о чистой любви с известным романом Соловьева и Друбич, да и многое другое. Вспомните еще «Романс о влюбленных», вот уж дурдом на воле, мало с чем сравнимый - такой пошлятины на полном серьезе, по-моему, больше и нет, даже в Индии не найдешь.

И даром это не проходит, уважаемый В.Ч., немудрено, что психиатры приглядываются, еще в 70-е годы многие журналы («Семья и школа», «Работница», «Здоровье» и др.) писали - гнать надо детей от телевизоров к чертовой матери, на улицу, в деревню, куда угодно - здоровее будут.

«Почти все советские люди - психически больные, - писал в своем «Дневнике» Юрий Нагибин в 82-м веселом году. - Их неспособность слушать, темная убежденность в кромешных истинах, душевная стиснутость и непроветриваемость носят патологический характер… Проанализировать причины тут сложно: тут и самозащита, и вечный страх, надорванность - физическая и душевная, изнеможение души под гнетом лжи, цинизма, необходимости существовать в двух лицах: одно для дома, другое для общества. Самые же несчастные те, кто и дома должен носить маску. А таких совсем немало». «Замечательное свойство советских людей - их ни в чем нельзя убедить».

Себя не узнаете, уважаемый В.Ч.? Вы хоть смену времен года-то замечаете, или для вас и зимние холода - вымыслы разных клеветников, которым только в камере место? Отсюда же, кстати, и малый тираж «Дуэли», но большой «СПИД-инфекции» - народ такой, он и в прошлые годы был ничуть не лучше, да и те же киношники постарались, всякая сволочь научилась прикрывать собственное свинство тяжелой судьбой, каждая сука, пережившая 45-й год, хоть на Ташкентских рынках, уже и сукой не могла считаться, потому что «их поколение многое вынесло». Кому это было на руку? Тем же ветеранам ташкентского фронта, бандеровцам да эстонским легионерам СС: чичикам, вернувшимся из ссылки, и пр. Ведь отрицательные герои были только в детективах, да и то в итоге наказывались или раскаивались, видал я это счастье - по третьему разу сидят и все «на пути исправления» в хозобслуге да секции внутреннего правопорядка.

А от патриотических фильмов, думаете, результат был иным? Так не все ли равно, в какой маске чудить, в хорошей даже лучше, куда удобнее корчить из себя чекиста, а не гестаповца. Соседка по фамилии Каплан рассказала, как ее в 50-е годы отвалдохали сообщажницы, пришедшие из кино, где смотрели что-то про Ленина: «Это ее тетка в Ленина стреляла!» - выкинули из койки да отпинали каблуками сонную, хотя не могли не знать, что фамилия ей досталась от приемных родителей.

Вряд ли нынешним «монтерам и верхолазам» и «не кочегарам - не плотникам» стоит показывать гибсоновские «Страсти Христовы», как бы в Понтия Пилата играть не начали или в римских солдат - религиозного самосознания-то у них ни на грош, а кулаки чешутся, и на роль всяких мерзавцев, шпионов и предателей, каплановских племянниц всегда отбирается тот, чья рожа не нравится, первый попавшийся слабак - это уже классика жанра, а кинематограф подскажет, какую отмазку себе придумать.

И не к добру, любезный В.Ч., эти добрые фильмы стали покручивать, сдается мне, дело тут нечисто, смотрите у мудрого С.Г. Кара-Мурзы в его «Манипуляции сознанием» главы «Общество спектакля» да о людях толпы у телевизора. Тут какая-то обработка электората, например, когда рвалась в депутаты Е. Драпеко (у нас ее в округе прокатили, так прошла по спискам), ее Лиза Бричкина раза три тонула в болоте, и пахло это все гнилыми пузырями. Иной раз невредно бы махнуть местами действующих лиц и исполнителей, скажем, Бричкину в Думу, а Драпеко - в общем, ну ее.

Потом, какого рожна это нам, обывателям, «учиться на положительных примерах», когда ни актеры, ни режиссеры на них не то что не учатся, а совершенно наоборот ведут себя в быту? Вспомните, к примеру, мучения Леонида Филатова, всеобщего любимца, и подумайте - среди его героев много порядочных людей? Или одни обаятельные мерзавцы? Это ведь даром не проходит, и ну ее к лешему, такую «психологию героев», начнешь подражать - сам на куски развалишься.

Потом, В.Ч., вы что, комсомолкам хотели этих лесбиянок из «Чужих писем» в пример поставить или этого загадочного Зилова? Может, объясните, в чем там дело, а то я в толк не возьму, почему эта гнида издевается над лучшими друзьями, а те с ним носятся, как курица с яйцом? В аннотации читал, что он «потерял почву под ногами», а была эта почва? Это вполне нагибинский психопат, видал я их, и какие там «карикатурные оценки русских» вы у меня нашли, вы их сами-то давно видели не в кино и не в театре? Тут и карикатур не надо, чего пенять на зеркало, когда диагноз налицо.

Ну, и пару слов о ваших полемических приемах. Это не критика, это манера обуревшего сержанта. Возьмет чье-нибудь письмо, развесит губы, как орангутанг, и давай: «Хы-хы, написал, бля, каззел, бля, тут сорок градусов мороз, бля, типа, мамочка, забери меня отсюда, хы-хы… В камеру тя петухам, хы-хы-хы».

Видал я этих орлов, редкие гниды были. Спасибо за добрые пожелания, вам - того же, может, пойдет на пользу? Но где разум, где логика? По-вашему, тот едко-розовый идеализм и интернационализм, что из меня выбили в пестроэтнической казарме МВД, зеки могут обратно приделать? Долго искать придется, ту помойку давно бульдозером распахали, куда я былые идеалы отнес много лет назад.

И никакого комплекса неполноценности, Ваша Честь, я у русского народа не вижу - всякой дряни полно, а этого нет, поищите у кого другого, у тех же удмуртов, да и бросьте вы корчить из себя народного обвинителя, типа, «а если бы он вез патроны?!»; киношка-то плохая, да и актер вы никакой.

Что еще? Кажется, Амальрику много лет назад следователь, ведший его политическое дело, сказал: «Вот вы все «народ» да «народ», а мы вас посадим, и узнаете, какая это сволочь».

Я, кстати, тоже из народа, так что не удивляйтесь. Примите и проч.

Г.В. ЛЮБОМИРОВ

P.S. Обратите внимание на недавние сериалы - «Вокзал» и «Спас-под-березами». Очень душевное фуфло, и артисты те же. Создание положительного образа бомжей - раз, гастарбайтеров - два. И какой еще в них смысл?

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200433/?33_7_2

200433, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, Г.В. ЛЮБОМИРОВ

Previous post Next post
Up