УДОВОЛЬСТВИЯ НА БЕЛОЙ ПРОСТЫНЕ
(В.Ч. ПОСВЯЩАЕТСЯ)
…Зритель не так глуп, как это часто представляется.
Время от времени
у него проявляется здоровый
инстинкт и он смеется при виде
самых серьезных сцен, когда драма
закручена на пустой суете
и банальных диалогах.
«Альгемайне цайтунг», 1934
Уважаемый В.Ч.! Как водится, не то что не поняли «идеи моего письма», а и понять
не пытались, но об этом ниже, как и о методах вашей полемики. Ясное дело, что
мне чужда психология киногероев, так что в виду имелись не «Добровольцы» с
«Молодой гвардией». И не надо мне всуе поминать лефортовских комсомолок и
украинских революционеров - от названных мной «кинов» их наверняка воротит не
меньше моего, да и просил же зря не ругаться, специфика моих воззрений исходит
от гнусности характера, а не от антисоветских взглядов. А это дело частное, как
и ваша манера вечно передергивать - а что поделать, если вам иначе сказать
нечего?
Кино я не люблю
давно и прочно, смотрю из исследовательского интереса - часто бывает видно, во
что выльется очередная «Бригада». В моей же видеотеке почти все хроника и
документальные фильмы, и с лимоновским эссе из «Контрольного выстрела» трудно не
согласиться:
«Я не могу смотреть художественные фильмы. Они рассыпаются передо мной в куски.
Я знаю, что сценарии написаны людьми со слабыми мозгами для людей с еще более
слабыми мозгами. Разум много меньший, чем мой, задумал и написал неоригинальный
обывательский сценарий х/ф… Вся эта готовая херня - люди, костюмы, ландшафт и
декорации - были затем соединены проводами диалогов… фильмы - дешевое
развлечение для неумного человека. А чем, вы думаете, занимаются хитрые евреи в
своем Голливуде вот уже около ста лет? Гениальные шедевры для вас создают?»
А у нас иначе
было? Такие же козлы паслись в капусте огорода идеологического отдела ЦК; по его
заказу, например, была снята «Большая перемена» - «для создания положительного
образа учащихся вечерних школ». Забавный фильмец, только на правду похож, как
гвоздь на панихиду, снимай они живых людей, а не актеров, посмотрел бы я на тот
шедевр и на то, какие медали им бы навесили по первое число.
Была такая
книжка Ильи Земцова, бывшего придворного социолога при Гейдаре Алиеве, и там
сказано:
«В письме в редакцию республиканской газеты «Коммунист» 29 апреля 1971 года
преподаватель школы рабочей молодежи №2 писал: «Из страха перед учениками боимся
выходить по вечерам одни на улицу. Не решаемся задерживаться в школе, не ставим
неудовлетворительные оценки».
«Когда я на уроке, - рассказывала преподавательница той же школы Ольга Н.,
- я чувствую себя словно среди врагов» (Из заявления в ЦК КП
Азербайджана 7 декабря 1971 года). Учительница была идеалисткой - добровольно
вызвалась работать в вечерней школе. Считала, рабочих необходимо приобщать к
культуре…» В итоге ее изнасиловали в подсобке три ударника коммунистического
труда, и никто из учеников не заступился» (см. Илья Земцов «Партия или
мафия. Разворованная республика»*).
А через год вышла «Большая перемена», поди, и в Сумгаите показывали, где все
происходило; это вам к вопросу об интернационализме: учительница-то русская, а
ученики азербайджанцы, и кому там надо было из-за одной идеалистки братство
народов подрывать? Спустили, поди, на тормозах. «Широко шагает Азербайджан», как
тогда писали, ну он и дошагал до Москвы, тридцати лет не прошло.
Кинематограф же
создавал «положительные образы», а что еще? Посеял конфликт между поколениями -
старики ведь молодежь терпеть не могли, также рознь между мужчинами и женщинами,
между мечтой и реальностью, насаждал фальшь в отношениях и невыносимые интонации
в разговорах, и объясните мне, мужику необразованному, на кой черт это было
нужно и кому?
Манеру
подражать киногероям я заметил еще в школе - явление, надо сказать,
пренеприятнейшее. Разнесся слух, что запретили «Фантомаса», и на вопрос почему,
подружка объяснила: «Да выходки всякие начинаются». Действительно, школа то
орала, как индейцы, то везде чирикала «Фантомас», то начинала играть в гестапо
со всеми вытекающими, разве что за ноги в подвале не подвешивали (кое-где
бывало, но Питер не Казань), то после «Несовершеннолетних» начали бить друг
друга в поддыхало, приговаривая: «Хороший пресс…».
Потом я узнал,
что задолго до этого сопляки копировали походку Юля Бриннера и ходили, как с
кочергой в заду, что во Франции тоже была мода на подражание Жану Габену,
«сердитые молодые люди», сплошная тошниловка, и зло брало всерьез - этим козлам
надо обезьянничать, а мне из-за них на того же «Фантомаса» не попасть. На дурь
народную накладывалась дурь кинематографа, и хотите верьте, не хотите - ляд с
вами - не намерен был иметь ничего общего ни с тем, ни с другим. Пусть я
мерзавец и ничтожество, но в своем уме, а не в чужом маразме, школьником был -
ни Тимуром, ни Квакиным не был, ни Алешей Птициным, ни мудаком из пятого «Ч»;
солдатом был - Иваном Бровкиным не был, и ничуть об этом не жалею. Еще лет 17
назад разругался с невестой, вздумавшей разыгрывать сценарий «Зимней вишни», и
тоже оказалось, что к лучшему.
Старшие,
думаете, лучше были? Не-а. Тоже корчили из себя то Матвея Журбина с моржовьими
усами, то начальника из «Доброго утра» с его «шуруй, вкалывай, двигай» и
разговаривали, как провинциальные трагики. Что хорошего из этого вышло? То, что
мы сегодня имеем со всеми его ароматами, перестройка - перестройкой, а
обывательскую сущность не Горбачев изобрел, ведь, надевши маску, она не
наполнялась содержанием ни на грош; была у меня на Лиговке тихопомешанная
соседка, и она очень ясно объясняла: «Скафандры! Скафандры ходят: а внутри -
черт знает кто».
24 мая вышел
номер 19 газеты «Ваш тайный советник» со статьей В. Береснева «Эпоха без лица»
на такую же тему:
В послевоенные годы в самых отдаленных городках Союза почему-то встречалось
много людей, чрезвычайно похожих на актера Крючкова: те же грубоватые мужицкие
черты, походка вразвалочку и даже тот же, с застенчивой хрипотцой голос. Потом
была эпоха «хорошего рабочего парня» Рыбникова, и «крючковы» куда-то исчезли с
улиц или просто стали неузнаваемы в толпе. А потом пришли и другие кумиры,
заслонившие собой наивных героев наших бабушек и дедушек, - Баталов, Янковский,
Меньшиков. Эти уже слыли интеллектуалами и эстетами и щеголяли непролетарским
лоском».
Только не актер - собирательный образ поколения, как утверждает Береснев, а
толпа - его копии. Я и так был невысокого мнения о наших бабах, но когда узнал,
что после выхода «Москва слезам не верит» толпы идиоток катались в подмосковных
электричках, поджидая Гошу-слесаря в нечищеных ботинках, стало совсем уж
нехорошо.
В 73-м году
самиздатчик М. Крупицын писал в своей работе «Оккупация»: «…нас теперь
преднамеренно «душит» телевидение азиатскими фильмами, чтобы подготовить к
заселению России азиатами, но мы с трудом воспринимаем это искусство, и это
неслучайно… и в заселении России азиатами кроется страшное, запланированное
сионистами зло». Помните этих трогательных махмудов-саидов? А настоящих
видели? Там же: «Евреи навязали нам пространную спекуляцию вокруг темы любви.
Сколько насочиняли пьес, оперетт, но приглядитесь к лицам авторов - это же
сплошь сладострастные подлые рожи сатиров. Сами они издеваются над любовью,
буквально в грязь ее втаптывают. Еврей-режиссер, например, никогда не пропустит
актрису на важную роль, если она не будет принадлежать ему, и любой еврей
никогда не прозевает попользоваться служебным положением для ублажения своей
похоти… Мы смотрим порою совсем безобидные фильмы: «Андрей Рублев», «А зори
здесь тихие», «Как Петр Арапа женил», видим в мимолетных сценах обнаженных дам в
приличных позах, но представим себе съемку…». Ну да, например, съемку «Ста
дней после детства», сказку о чистой любви с известным романом Соловьева и
Друбич, да и многое другое. Вспомните еще «Романс о влюбленных», вот уж дурдом
на воле, мало с чем сравнимый - такой пошлятины на полном серьезе, по-моему,
больше и нет, даже в Индии не найдешь.
И даром это не
проходит, уважаемый В.Ч., немудрено, что психиатры приглядываются, еще в 70-е
годы многие журналы («Семья и школа», «Работница», «Здоровье» и др.) писали -
гнать надо детей от телевизоров к чертовой матери, на улицу, в деревню, куда
угодно - здоровее будут.
«Почти все советские люди - психически больные,
- писал в своем
«Дневнике» Юрий Нагибин в 82-м веселом году. - Их неспособность слушать,
темная убежденность в кромешных истинах, душевная стиснутость и
непроветриваемость носят патологический характер… Проанализировать причины тут
сложно: тут и самозащита, и вечный страх, надорванность - физическая и душевная,
изнеможение души под гнетом лжи, цинизма, необходимости существовать в двух
лицах: одно для дома, другое для общества. Самые же несчастные те, кто и дома
должен носить маску. А таких совсем немало». «Замечательное свойство советских
людей - их ни в чем нельзя убедить».
Себя не
узнаете, уважаемый В.Ч.? Вы хоть смену времен года-то замечаете, или для вас и
зимние холода - вымыслы разных клеветников, которым только в камере место?
Отсюда же, кстати, и малый тираж «Дуэли», но большой «СПИД-инфекции» - народ
такой, он и в прошлые годы был ничуть не лучше, да и те же киношники
постарались, всякая сволочь научилась прикрывать собственное свинство тяжелой
судьбой, каждая сука, пережившая 45-й год, хоть на Ташкентских рынках, уже и
сукой не могла считаться, потому что «их поколение многое вынесло». Кому это
было на руку? Тем же ветеранам ташкентского фронта, бандеровцам да эстонским
легионерам СС: чичикам, вернувшимся из ссылки, и пр. Ведь отрицательные герои
были только в детективах, да и то в итоге наказывались или раскаивались, видал я
это счастье - по третьему разу сидят и все «на пути исправления» в хозобслуге да
секции внутреннего правопорядка.
А от
патриотических фильмов, думаете, результат был иным? Так не все ли равно, в
какой маске чудить, в хорошей даже лучше, куда удобнее корчить из себя чекиста,
а не гестаповца. Соседка по фамилии Каплан рассказала, как ее в 50-е годы
отвалдохали сообщажницы, пришедшие из кино, где смотрели что-то про Ленина: «Это
ее тетка в Ленина стреляла!» - выкинули из койки да отпинали каблуками сонную,
хотя не могли не знать, что фамилия ей досталась от приемных родителей.
Вряд ли
нынешним «монтерам и верхолазам» и «не кочегарам - не плотникам» стоит
показывать гибсоновские «Страсти Христовы», как бы в Понтия Пилата играть не
начали или в римских солдат - религиозного самосознания-то у них ни на грош, а
кулаки чешутся, и на роль всяких мерзавцев, шпионов и предателей, каплановских
племянниц всегда отбирается тот, чья рожа не нравится, первый попавшийся слабак
- это уже классика жанра, а кинематограф подскажет, какую отмазку себе
придумать.
И не к добру,
любезный В.Ч., эти добрые фильмы стали покручивать, сдается мне, дело тут
нечисто, смотрите у мудрого С.Г. Кара-Мурзы в его «Манипуляции сознанием» главы
«Общество спектакля» да о людях толпы у телевизора. Тут какая-то обработка
электората, например, когда рвалась в депутаты Е. Драпеко (у нас ее в округе
прокатили, так прошла по спискам), ее Лиза Бричкина раза три тонула в болоте, и
пахло это все гнилыми пузырями. Иной раз невредно бы махнуть местами действующих
лиц и исполнителей, скажем, Бричкину в Думу, а Драпеко - в общем, ну ее.
Потом, какого
рожна это нам, обывателям, «учиться на положительных примерах», когда ни актеры,
ни режиссеры на них не то что не учатся, а совершенно наоборот ведут себя в
быту? Вспомните, к примеру, мучения Леонида Филатова, всеобщего любимца, и
подумайте - среди его героев много порядочных людей? Или одни обаятельные
мерзавцы? Это ведь даром не проходит, и ну ее к лешему, такую «психологию
героев», начнешь подражать - сам на куски развалишься.
Потом, В.Ч., вы
что, комсомолкам хотели этих лесбиянок из «Чужих писем» в пример поставить или
этого загадочного Зилова? Может, объясните, в чем там дело, а то я в толк не
возьму, почему эта гнида издевается над лучшими друзьями, а те с ним носятся,
как курица с яйцом? В аннотации читал, что он «потерял почву под ногами», а была
эта почва? Это вполне нагибинский психопат, видал я их, и какие там
«карикатурные оценки русских» вы у меня нашли, вы их сами-то давно видели не в
кино и не в театре? Тут и карикатур не надо, чего пенять на зеркало, когда
диагноз налицо.
Ну, и пару слов
о ваших полемических приемах. Это не критика, это манера обуревшего сержанта.
Возьмет чье-нибудь письмо, развесит губы, как орангутанг, и давай: «Хы-хы,
написал, бля, каззел, бля, тут сорок градусов мороз, бля, типа, мамочка, забери
меня отсюда, хы-хы… В камеру тя петухам, хы-хы-хы».
Видал я этих
орлов, редкие гниды были. Спасибо за добрые пожелания, вам - того же, может,
пойдет на пользу? Но где разум, где логика? По-вашему, тот едко-розовый идеализм
и интернационализм, что из меня выбили в пестроэтнической казарме МВД, зеки
могут обратно приделать? Долго искать придется, ту помойку давно бульдозером
распахали, куда я былые идеалы отнес много лет назад.
И никакого
комплекса неполноценности, Ваша Честь, я у русского народа не вижу - всякой
дряни полно, а этого нет, поищите у кого другого, у тех же удмуртов, да и
бросьте вы корчить из себя народного обвинителя, типа, «а если бы он вез
патроны?!»; киношка-то плохая, да и актер вы никакой.
Что еще?
Кажется, Амальрику много лет назад следователь, ведший его политическое дело,
сказал: «Вот вы все «народ» да «народ», а мы вас посадим, и узнаете, какая это
сволочь».
Я, кстати, тоже
из народа, так что не удивляйтесь. Примите и проч.
Г.В. ЛЮБОМИРОВ
P.S. Обратите внимание на
недавние сериалы - «Вокзал» и «Спас-под-березами». Очень душевное фуфло, и
артисты те же. Создание положительного образа бомжей - раз, гастарбайтеров -
два. И какой еще в них смысл?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200433/?33_7_2