ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ
В настоящее время в Москве проводится
«совершенствование» системы «услуг» на пассажирском транспорте.
Кем-то (пока так) принято (и неукоснительно
исполняется) решение об установке в автобусах «электронных кондукторов». Не
сомневаюсь, что в обосновывающей части решения говорится о финансовых потерях в
городском транспорте из-за неоплаты проезда населением («зайцами»). В целях
борьбы с такими нарушениями и наведения должного порядка вводится система
жесткого контроля. Наверное, как во всяком «серьезном» документе, там есть
полагающийся параграф о предполагаемом экономическом эффекте.
Попробуем оценить этот экономический эффект и мы.
Стоимость устанавливаемого электронного кондуктора составляет 7 тыс. долларов.
Автопарк г. Москвы - около 16 тыс. автобусов. Первая цифра получена: 7000х16 000
= 112 000 000 долларов.
Монтаж оборудования - в пределах от 1 до 10% от его
стоимости. Сложившаяся на практике (когда рабочая сила - товар) норма опустилась
до 0,5-1%. Таким образом, стоимость монтажа - 56 тыс. долларов (по минимуму).
Добавим сюда агитационно-просветительные расходы - цветные схемы и инструкции по
пользованию электронными карточками. Цветные листы (4 шт.) украшают автобусные
остановки и салоны автобусов. Всего в Москве более 500 автобусных маршрутов
(точно - 525). На каждом из них (в среднем) два десятка остановок. При стоимости
типографских работ 0,2-0,25 руб. за лист, общая сумма выльется в величину 10,5
тыс. рублей, плюс 16 тыс. автобусов, которые дают еще 16 тысяч. Не забыть и
оплату труда расклейщиков - не менее 15 тыс. рублей.
Каждый, кто уже ездил в автобусах с электронным
контролем, наблюдал, какое испытывают неудобство пассажиры: очередь в переднюю
дверь - ведь каждую карточку обрабатывает электронный кондуктор; только потом,
когда все войдут, открываются задние двери для выпуска пассажиров.
По свидетельству водителей, из-за задержки на
каждой остановке продолжительность рейса увеличивается в 1,2 раза, а в часы пик
даже в 1,4 раза. То есть расход топлива увеличивается на 20-40%. Со слов
водителей общие затраты увеличатся на 300-400 тыс. руб. в месяц. Если их данные
«на глазок» верны хотя бы примерно, то общие потери (по минимуму) составят
величину, намного превосходящую потери от «зайцев».
Ну а если учесть изготовление электронных карточек,
стоимость киосков по их продаже, оплату работников в них, другие
административные расходы и прочие расходы, скажем, ремонт и эксплуатация, то…
страшно делать итоговый вывод.
В 1937 году эту деятельность оценили бы в
полмиллиарда долларов плюс соответствующий вывод.
А теперь совершеннейший пустячок к этим цифрам.
Контролеры, вылавливающие «зайцев», рассказывают, что за один рейс в лучшем
случае им удается обнаружить 2-3-х нарушителей, которых, кстати, они затем
облагают 10-кратным штрафом. Вероятность того, что безбилетник окажется
ненаказанным, возможна, когда мы, говорят контролеры, не выйдем на маршрут. Как
вы уже догадались, мое любопытство о «зайцах» вызвано закравшейся догадкой: а
стоит ли овчинка выделки - затраты окупятся лет через сто. Очевидно другое,
кто-то просто придумал такой бизнес: сбагривать электронно-механическую
конструкцию, красная цена которой не более 500-600 долларов, за цену в 14 раз
большую.
Бизнес этот перспективен. В планах -
«автоматизация» всего транспорта Москвы; с трамваями и троллейбусами это как
минимум удвоение прибыли. А потом начнется распространение столичного опыта по
всей России. В конечном счете ждите появления в списке миллиардеров нового
человека (или людей).
Скажу откровенно. Все приведенные здесь данные
взяты со слов различных сотрудников или получены по телефону. Полагаю,
прокуратура будет пользоваться точными данными. Прокуратура в 1937 году
заинтересовалась бы точно; ведь за перерасход топлива и электроэнергии пришлось
бы платить из казны.
Сегодняшняя прокуратура вряд ли проявит интерес.
Дело в том, что автором этой идеи (или бизнеса), говорят, является сын Лужкова.
Только говорят. И если прокуратура не проявит к этому делу интереса, то так оно
и есть. Но родственников высокопоставленной демократуры, как известно, нельзя
даже подозревать. Раз говорят, то и мы просто поговорили. Но газетку со статьей
я бы все-таки в прокуратуру отправил. Когда-нибудь ведь придется спрашивать и с
нее.
А.К. ДМИТРИЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200443/?43_2_3