УМ И ПОДЛОСТЬ НЕСОВМЕСТИМЫ
Услышал
у Задорнова остроумную и точную мысль: «Афоризм - это хорошо отредактированный
роман». Поскольку я редактор, то эта мысль мне безусловно близка и нравится
своей точностью: действительно, автор любого произведения, если он не графоман,
хочет донести до читателя какую-то главную мысль, и при желании редактора эту
мысль действительно можно представить в виде одной-двух фраз, в том числе и
взятых прямо из текста автора. И если автор человек умный, то и афоризм будет
стоящим того, чтобы над ним задуматься. Ну, а если автор кретин, то и афоризмы
будут соответствующими. К этому выводу я пришел вот по какому случаю.
Просматривал «Международную еврейскую газету», №17-18 за 2004 год, и в ней на
8-й полосе «Золотые перья» увидел афоризмы Фазиля Искандера. Повторю то, о чем
уже говорил и, кажется, неоднократно, - о чем бы или о ком бы автор ни писал, но
он всегда пишет о себе. То есть, его собственный ум и его собственная мораль
раскрываются в его произведении, хочет он этого или не хочет.
Так вот, Ф. Искандер, если судить по его произведениям, на мой взгляд, по жизни
подонок, а подонок, по моим наблюдениям, не может быть умным. С этой моей мыслью
не все читатели согласны, но я возьмусь настаивать - эти читатели путают ум с
хитростью. Но ведь и звери, скажем, лиса, хитры, и та же кошка, если ей что-то
надо, будет ласково о вас тереться, стараясь растрогать и добиться желаемого. Но
значит ли это, что они умны?
Вот давайте оценим интеллект Фазиля Искандера по его афоризмам. Я их дам все в
том порядке, в котором он их дал в газете. Итак.
В представлении огромного большинства людей ум гораздо привлекательней доброты и
уж точно выгодней. Не потому ли в жизни человечества пропаганда ума оказалась
гораздо действенней пропаганды доброты? История накопила огромный список
выдающихся умов. Но где список людей выдающейся доброты?
Кем нужно быть, чтобы соотносить доброту с выгодой? Ведь Искандер вполне
серьезно считает прибыль с доброты и уверен, что она потому редка, что приносит
мало дивидендов. Вот уж воистину «новый кавказец».
* * *
Тот, кто хамит здесь, где-то там непременно холуйствует.
Что же, мысль банальная, но довольно точная и, главное, Искандер ее ниже
доказывает своим примером.
* * *
Терпимость хороша, но вспыльчивость, к сожалению, полезней для здоровья.
Но так ведь только у литературных героев типа Д’Артаньяна, у которых
вспыльчивость сочетается с хорошим владением шпагой. Однако, если подобной
защиты вспыльчивости нет, то она обычно может сказаться на здоровье не лучшим
образом. Терпимость ведь тоже не безгранична, если, конечно, Искандер имеет в
виду ее, а не трусость.
* * *
Аплодисменты тирану - восторг ужаса.
Тиран - всегда начальник, ужас перед начальником испытывает только ленивый
дурак, постоянно страшащийся наказания за свои лень и тупость. То есть, тут
Искандеру следовало бы уточнить: «Такие, как я, аплодируют тирану из ужаса».
* * *
Евразийцы, сидя в европейских шляпах, тянут азиатский кальян. Очень комфортная
позиция!
Мне евразийцы безразличны, но замечу, что интеллигент одним и тем же языком
лижет зад тирану и поносит его на кухне. Очень комфортный язык!
* * *
Когда над недостатками страны хочется смеяться, есть надежда на ее
выздоровление. Если смеяться уже не хочется - значит, страна погибла. Над
погибшими не смеются.
Но ведь в стране живут не только те, кто смеется над ее недостатками, есть и те,
кто работает над их исправлением. Очевидно, что страна гибнет, когда смеющихся
становится очень много и их поганый смех обессиливает работников. Но в данном
случае, отметим слова Искандера, что над погибшими не смеются. Это так, но ведь
это не относится ни к нему, ни к его братьям по разуму от «шестидерастов» до
хазановых со жванецкими. Вспомним, как они радостно смеются над погибшими, будь
то Сталин, Брежнев или СССР.
* * *
Английский джентльмен - это порядочный человек, который показывает пример
непорядочным людям. Русский интеллигент - это порядочный человек, который
показывает пример непорядочному государству.
В понятии Искандера «интеллигенты» - это поэты, писатели, журналисты и артисты.
Как много из людей этих специальностей не лижут зад любому государству - от
социалистического до капиталистического - и любому человеку с деньгами - от
государственного чиновника до «нового русского»? Это пример, но пример ли
порядочности? Какой пример сам Искандер показал государству, чтобы писать о
порядочности?
* * *
Он настолько презирал людей, что никогда им не лгал.
Давайте оценим эту мысль от обратного: «Он настолько уважал людей, что всегда им
лгал»?
* * *
Коммунисты, овладев Россией, постоянно обрушивали все традиционные формы жизни.
Уходя с исторической сцены, они даже свободу ухитрились обрушить на наши головы.
Как обрушить свободу на голову человека? И куда это с исторической сцены ушли
члены КПСС Ельцин, Путин, Шеварднадзе, Кучма, Назарбаев и т.д., и т.п.?
* * *
Все ремонтируют телевизоры, но никто не ремонтирует головы, поврежденные
телевизором.
А как же интеллигенция, показывающая пример порядочности? Она из этих
телевизоров не вылезает и все ремонтирует и ремонтирует людям головы.
* * *
Если слово «ягодица» происходит от слова «ягода», это бросает подозрительную
тень на наших предков. Нужна ли нам такая филология?
Я этот юмор не пойму. Возможно, Искандер активный гомосек?
* * *
Русский человек не возразит начальнику, чтобы не рисковать карьерой. Но из
зависти подожжет коровник соседа, даже рискуя жизнью.
Я уже давно обратил внимание читателей на то, что душу русского человека лучше
всего понимают румынские евреи и кавказские люди. Ну, как в знании русского
человека не поверить Искандеру, всю жизнь возражавшего начальству?
* * *
Истинный алкоголик в минуту трезвости трогательно стесняется пьяных людей.
Здесь тоже тонкости, которые могут быть понятны только узкому кругу истинных
алкоголиков.
* * *
Рабство вполне производительно при строительстве пирамид. Но уже при разведении
кур никуда не годится: тут нужно душу вкладывать. Вот почему при советской
власти строились грандиозные пирамиды индустрии, а курятину приходилось покупать
в Европе и даже в Америке.
Вот тут и вспомним афоризм Искандера про хамство и холуйство. При советской
власти курятина была своя, даже в Москве венгерские куры, утки и гуси,
продавались не часто. Ни в Европе, ни в Америке курятину не закупали.
Холуйствуешь, интеллигент?
* * *
Страдание догоняет мыслящего человека, чтобы он не перестал мыслить.
Даже плохо соображающий человек мыслит вне зависимости от страдания или счастья.
И если в этом афоризме есть хоть крупица ума, то тогда Искандер чрезмерно быстро
бежит.
* * *
Чем хуже живет страна, тем чаще встречаются в ней красивые проститутки. Впервые
приехав в Германию, я поразился уродливости стоявших на улице проституток. И тут
я окончательно поверил, что Германия - благополучная страна. Кстати, говорят,
что самые красивые проститутки на Кубе.
Искандера заставили поверить во что-то не логика и ум, а проститутки. Крупный
мыслитель! Что бы он сказал, если бы ему пришло в голову выйти из строя,
повернуться и глянуть на красоту российских политических проституток?
* * *
Немало людей достойно встречает насильственную смерть. Но трудно представить
человека, который достойно встречает смерть в панике горящего театра.
А чем горящий театр отличается от горящего самолета, который летчик направляет в
цель? И потом, о какой достойной смерти можно говорить, если приведенный пример
- о паникующих?
* * *
Иногда наша храбрость - лишь форма покаяния нечистой совести.
Такое могло прийти в голову только человеку вообще без совести.
* * *
Доход от ленинских идей:
Сменил шалаш на мавзолей.
Зато Россия в этой драке
Дома сменила на бараки.
Это к вопросу о хамстве и холуйстве. Напомню, что хамство - это издевательство
над родителями. В данном случае - над теми миллионами, кто погиб за эти идеи в
Великой Отечественной. Хотя бы задумался Искандер, какой доход стране от его
идей, даже тех, до которых он додумается за то время, когда ему надо будет
переселяться в мавзолей?
* * *
Есть писатели, у которых все события романа происходят в сумеречном свете, где
трудно что-либо разглядеть. Это создает ложный эффект многозначительности.
Человек поднял руку, чтобы почесать ухо, а нам в сумраке кажется, что он хочет
застрелиться.
Это еще что! Есть писатели, которые гонят словесный понос, а придуркам, типа
придурков из «Международной еврейской газеты», он кажется чем-то значительным.
* * *
У российского человека готовность быть ограбленным уравновешивается готовностью
ограбить. На этом основана победа революции и все, с этим связанное. Например,
государство грабило колхозы, фактически превращая их в свою собственность. А
колхозники воровали в колхозах, фактически признавая, что это собственность не
их, а государства.
Это только в уме кретина может возникнуть мысль, что собственник может грабить
свою собственность и что собственность можно «фактически» приобрести, если ее
украсть. А кому она после этого нужна будет?
* * *
Карьера раба - лакей.
Карьера лакея - лакей. Раб своей Родины, раб своего народа, раб совести
чьим-либо лакеем стать не сможет именно потому, что он раб. Не надо бы таким
лакеям, как Искандер, оскорблять всех рабов, не каждый раб лакей, а только раб
своей подлости. Поэтому данный афоризм звучал бы корректно только так: «Карьера
такого подлеца, как я, Искандер, - лакей».
* * *
Надо выпадать из жизни, чтобы впадать в мысль.
Тонкая мысль, похожая на другую: «Надо выпадать из автомобиля, чтобы быстрей
доехать». Прямо не Искандер, а кавказская «спиноза».
* * *
Для женщины скандал - просто форма оздоровительной гимнастики. Не потому ли в
мужчинах-скандалистах чувствуется что-то бабье?
Но если скандал - гимнастика, то почему Искандер не чувствует ничего бабьего в
спортсменах или спортивного в скандалистах? В огороде бузина, а в Киеве -
дядька…
* * *
Революция - истерика народа. Никогда не надо доводить народ до истерики.
Где-то я уже читал подобное у какого-то философа. Ах, да: «Веревка - это вервие
простое».
* * *
С утверждением заики охотно соглашаешься, видимо, чтобы не слышать
дополнительных аргументов.
Да, Искандер всерьез уверен, что доброта выгоды не дает. Какой доход можно
получить от доброты к заике?
* * *
Все замечают униженность раба, но никто не замечает более страшную вещь: у раба
нет святыни.
Ну, абсолютный дурак! Ведь понятия «святыня» намертво связано с понятием «раб
Божий».
* * *
Б-г на шестой день создал человека. Интересно, кто ему мешал подольше подумать?
Что ни говори - торопливое решение...
Почему? Ведь он создал человека только после того, как создал искандеров.
* * *
Вот это афоризмы, на которые сподобилось «золотое перо». А теперь обоснуйте мне
мысль, что подонок тоже может быть умным человеком.
Ю.И. МУХИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200328/?28_1_2