УМ И ПОДЛОСТЬ НЕСОВМЕСТИМЫ

Jul 13, 2003 12:58


УМ И ПОДЛОСТЬ НЕСОВМЕСТИМЫ

Услышал у Задорнова остроумную и точную мысль: «Афоризм - это хорошо отредактированный роман». Поскольку я редактор, то эта мысль мне безусловно близка и нравится своей точностью: действительно, автор любого произведения, если он не графоман, хочет донести до читателя какую-то главную мысль, и при желании редактора эту мысль действительно можно представить в виде одной-двух фраз, в том числе и взятых прямо из текста автора. И если автор человек умный, то и афоризм будет стоящим того, чтобы над ним задуматься. Ну, а если автор кретин, то и афоризмы будут соответствующими. К этому выводу я пришел вот по какому случаю.

Просматривал «Международную еврейскую газету», №17-18 за 2004 год, и в ней на 8-й полосе «Золотые перья» увидел афоризмы Фазиля Искандера. Повторю то, о чем уже говорил и, кажется, неоднократно, - о чем бы или о ком бы автор ни писал, но он всегда пишет о себе. То есть, его собственный ум и его собственная мораль раскрываются в его произведении, хочет он этого или не хочет.

Так вот, Ф. Искандер, если судить по его произведениям, на мой взгляд, по жизни подонок, а подонок, по моим наблюдениям, не может быть умным. С этой моей мыслью не все читатели согласны, но я возьмусь настаивать - эти читатели путают ум с хитростью. Но ведь и звери, скажем, лиса, хитры, и та же кошка, если ей что-то надо, будет ласково о вас тереться, стараясь растрогать и добиться желаемого. Но значит ли это, что они умны?

Вот давайте оценим интеллект Фазиля Искандера по его афоризмам. Я их дам все в том порядке, в котором он их дал в газете. Итак.

В представлении огромного большинства людей ум гораздо привлекательней доброты и уж точно выгодней. Не потому ли в жизни человечества пропаганда ума оказалась гораздо действенней пропаганды доброты? История накопила огромный список выдающихся умов. Но где список людей выдающейся доброты?

Кем нужно быть, чтобы соотносить доброту с выгодой? Ведь Искандер вполне серьезно считает прибыль с доброты и уверен, что она потому редка, что приносит мало дивидендов. Вот уж воистину «новый кавказец».

* * *

Тот, кто хамит здесь, где-то там непременно холуйствует.

Что же, мысль банальная, но довольно точная и, главное, Искандер ее ниже доказывает своим примером.

* * *

Терпимость хороша, но вспыльчивость, к сожалению, полезней для здоровья.

Но так ведь только у литературных героев типа Д’Артаньяна, у которых вспыльчивость сочетается с хорошим владением шпагой. Однако, если подобной защиты вспыльчивости нет, то она обычно может сказаться на здоровье не лучшим образом. Терпимость ведь тоже не безгранична, если, конечно, Искандер имеет в виду ее, а не трусость.

* * *

Аплодисменты тирану - восторг ужаса.

Тиран - всегда начальник, ужас перед начальником испытывает только ленивый дурак, постоянно страшащийся наказания за свои лень и тупость. То есть, тут Искандеру следовало бы уточнить: «Такие, как я, аплодируют тирану из ужаса».

* * *

Евразийцы, сидя в европейских шляпах, тянут азиатский кальян. Очень комфортная позиция!

Мне евразийцы безразличны, но замечу, что интеллигент одним и тем же языком лижет зад тирану и поносит его на кухне. Очень комфортный язык!

* * *

Когда над недостатками страны хочется смеяться, есть надежда на ее выздоровление. Если смеяться уже не хочется - значит, страна погибла. Над погибшими не смеются.

Но ведь в стране живут не только те, кто смеется над ее недостатками, есть и те, кто работает над их исправлением. Очевидно, что страна гибнет, когда смеющихся становится очень много и их поганый смех обессиливает работников. Но в данном случае, отметим слова Искандера, что над погибшими не смеются. Это так, но ведь это не относится ни к нему, ни к его братьям по разуму от «шестидерастов» до хазановых со жванецкими. Вспомним, как они радостно смеются над погибшими, будь то Сталин, Брежнев или СССР.

* * *

Английский джентльмен - это порядочный человек, который показывает пример непорядочным людям. Русский интеллигент - это порядочный человек, который показывает пример непорядочному государству.

В понятии Искандера «интеллигенты» - это поэты, писатели, журналисты и артисты. Как много из людей этих специальностей не лижут зад любому государству - от социалистического до капиталистического - и любому человеку с деньгами - от государственного чиновника до «нового русского»? Это пример, но пример ли порядочности? Какой пример сам Искандер показал  государству, чтобы писать о порядочности?

* * *

Он настолько презирал людей, что никогда им не лгал.

Давайте оценим эту мысль от обратного: «Он настолько уважал людей, что всегда им лгал»?

* * *

Коммунисты, овладев Россией, постоянно обрушивали все традиционные формы жизни. Уходя с исторической сцены, они даже свободу ухитрились обрушить на наши головы.

Как обрушить свободу на голову человека? И куда это с исторической сцены ушли члены КПСС Ельцин, Путин, Шеварднадзе, Кучма, Назарбаев и т.д., и т.п.?

* * *

Все ремонтируют телевизоры, но никто не ремонтирует головы, поврежденные телевизором.

А как же интеллигенция, показывающая пример порядочности? Она из  этих телевизоров не вылезает и все ремонтирует и ремонтирует людям головы.

* * *

Если слово «ягодица» происходит от слова «ягода», это бросает подозрительную тень на наших предков. Нужна ли нам такая филология?

Я этот юмор не пойму. Возможно, Искандер активный гомосек?

* * *

Русский человек не возразит начальнику, чтобы не рисковать карьерой. Но из зависти подожжет коровник соседа, даже рискуя жизнью.

Я уже давно обратил внимание читателей на то, что душу русского человека лучше всего понимают румынские евреи и кавказские люди. Ну, как в знании русского человека не поверить Искандеру, всю жизнь возражавшего начальству?

* * *

Истинный алкоголик в минуту трезвости трогательно стесняется пьяных людей.

Здесь тоже тонкости, которые могут быть понятны только узкому кругу истинных алкоголиков.

* * *

Рабство вполне производительно при строительстве пирамид. Но уже при разведении кур никуда не годится: тут нужно душу вкладывать. Вот почему при советской власти строились грандиозные пирамиды индустрии, а курятину приходилось покупать в Европе и даже в Америке.

Вот тут и вспомним афоризм Искандера про хамство и холуйство. При советской власти курятина была своя, даже в Москве венгерские куры, утки и гуси, продавались не часто. Ни в Европе, ни в Америке курятину не закупали. Холуйствуешь, интеллигент?

* * *

Страдание догоняет мыслящего человека, чтобы он не перестал мыслить.

Даже плохо соображающий человек мыслит вне зависимости от страдания или счастья. И если в этом афоризме есть хоть крупица ума, то тогда Искандер чрезмерно быстро бежит.

* * *

Чем хуже живет страна, тем чаще встречаются в ней красивые проститутки. Впервые приехав в Германию, я поразился уродливости стоявших на улице проституток. И тут я окончательно поверил, что Германия - благополучная страна. Кстати, говорят, что самые красивые проститутки на Кубе.

Искандера заставили поверить во что-то не логика и ум, а проститутки. Крупный мыслитель! Что бы он сказал, если бы ему пришло в голову выйти из строя, повернуться и глянуть на красоту российских политических проституток?

* * *

Немало людей достойно встречает насильственную смерть. Но трудно представить человека, который достойно встречает смерть в панике горящего театра.

А чем горящий театр отличается от горящего самолета, который летчик направляет в цель? И потом, о какой достойной смерти можно говорить, если приведенный пример - о паникующих?

* * *

Иногда наша храбрость - лишь форма покаяния нечистой совести.

Такое могло прийти в голову только человеку вообще без совести.

* * *

Доход от ленинских идей:

Сменил шалаш на мавзолей.

Зато Россия в этой драке

Дома сменила на бараки.

Это к вопросу о хамстве и холуйстве. Напомню, что хамство - это издевательство над родителями. В данном случае - над теми миллионами, кто погиб за эти идеи в Великой Отечественной. Хотя бы задумался Искандер, какой доход стране от его идей, даже тех, до которых он додумается за то время, когда ему надо будет переселяться в мавзолей?

* * *

Есть писатели, у которых все события романа происходят в сумеречном свете, где трудно что-либо разглядеть. Это создает ложный эффект многозначительности. Человек поднял руку, чтобы почесать ухо, а нам в сумраке кажется, что он хочет застрелиться.

Это еще что! Есть писатели, которые гонят словесный понос, а придуркам, типа придурков из «Международной еврейской газеты», он кажется чем-то значительным.

* * *

У российского человека готовность быть ограбленным уравновешивается готовностью ограбить. На этом основана победа революции и все, с этим связанное. Например, государство грабило колхозы, фактически превращая их в свою собственность. А колхозники воровали в колхозах, фактически признавая, что это собственность не их, а государства.

Это только в уме кретина может возникнуть мысль, что собственник может грабить свою собственность и что собственность можно «фактически» приобрести, если ее украсть. А кому она после этого нужна будет?

* * *

Карьера раба - лакей.

Карьера лакея - лакей. Раб своей Родины, раб своего народа, раб совести чьим-либо лакеем стать не сможет именно потому, что он раб. Не надо бы таким лакеям, как Искандер, оскорблять всех рабов, не каждый раб лакей, а только раб своей подлости. Поэтому данный афоризм звучал бы корректно только так: «Карьера такого подлеца, как я, Искандер, - лакей».

* * *

Надо выпадать из жизни, чтобы впадать в мысль.

Тонкая мысль, похожая на другую: «Надо выпадать из автомобиля, чтобы быстрей доехать». Прямо не Искандер, а кавказская «спиноза».

* * *

Для женщины скандал - просто форма оздоровительной гимнастики. Не потому ли в мужчинах-скандалистах чувствуется что-то бабье?

Но если скандал - гимнастика, то почему Искандер не чувствует ничего бабьего в спортсменах или спортивного в скандалистах? В огороде бузина, а в Киеве - дядька…

* * *

Революция - истерика народа. Никогда не надо доводить народ до истерики.

Где-то я уже читал подобное у какого-то философа. Ах, да: «Веревка - это вервие простое».

* * *

С утверждением заики охотно соглашаешься, видимо, чтобы не слышать дополнительных аргументов.

Да, Искандер всерьез уверен, что доброта выгоды не дает. Какой доход можно получить от доброты к заике?

* * *

Все замечают униженность раба, но никто не замечает более страшную вещь: у раба нет святыни.

Ну, абсолютный дурак! Ведь понятия «святыня» намертво связано с понятием «раб Божий».

* * *

Б-г на шестой день создал человека. Интересно, кто ему мешал подольше подумать? Что ни говори - торопливое решение...

Почему? Ведь он создал человека только после того, как создал искандеров.

* * *

Вот это афоризмы, на которые сподобилось «золотое перо». А теперь обоснуйте мне мысль, что подонок тоже может быть умным человеком.

Ю.И. МУХИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200328/?28_1_2

Ю.И. МУХИН, 200328, Мухин, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up