Прошел первый месяц обучения ребенка в школе, опишу первые впечетления. Хотя у школы вполне обычное четырехэтажное здание, учиться в школе всего 145 учеников, в классах максимум 12 человек. У Артема в классе всего 9 человек. Школа логопедическая, я вроде уже писала. У мальчиков видимо проблемы с речью чаше встречаються (это я впрочем и в России замечала), мальчиков в школе больше чем девочек. Первые три недели я отводила ребенка и сидела в коридоре (один раз и на уроке), ждала его, ну и на случай непредвиденных ситуаций. Такие были пару раз, когда он плакал и его надо было успокоить. Поэтому была возможность понаблюдать за детьми и вообще за порядками в школе.
Про учителей. Отношения учителей и детей не такие как в России. Если я привыкла, что у нас учитель - непререкамый авторитет, то тут учитель больше похож на пионервожатых из моего детства. Вроде взрослый и надо слушаться, но можно и посмеяться вместе и обнимет-пожалеет учитель тебя, если что. На перемене во время перекуса в классе учителя едят вместе с детьми, да и на уроке могут выпить кофе, съесть какую-нибудь конфету, никого это не волнует, если это не вредит процессу. И вообще в школе обстановка более расслабленая и дружелюбная, если честно. Еще одно меня удивило, наша учительница вместе с детьми ходит на урок физкультуры и помогает учителю физкультуры. То есть идет, переодеваеться в спортивную форму и вместе с учителем физкультуры занимаеться с детьми. Трудно представить это в русской школе.
Про детей. Дети очень мне понравились. Очень дружелюбные, Артему стараются помочь во всем. Когда видят, что он уходит в себя и зависает, зовут, показывают что надо делать. Когда надо куда-то идти или что-то делать, тоже зовут, стараються показать и объяснить. Причем видно, что где-то усть и наставление учителя, но часто это просто собственная инициатива.
Про Артема. Артем, конечно, первое время сопротивлялся и постоянно ныл, что не хочет в школу, пришлось долго и нудно втолковывать, что это нужно и без этого никак. И хотя в школе ему не было плохо, а даже хорошо, все равно быть дома ему нравится больше. Но со временем он свыкся с мыслью что никуда не деться и стал относиться спокойнее к школе. Плюс еще увидел, что ничего страшного там не происходит. Но я стала замечать, что когда я сижу за дверью, он расслабляется и может поплакать, просто чтоб отпустили из класса ко мне. А еще пару раз отпустили его пораньше с уроков, он вообще решил что это норма. Поговорили с учительницей и договорились, что я буду уходить. Если нет занятий для него (такое бывает, когда нашей учительницы нет, а другие не знают чем его занять) - пусть хоть рисует, но пусть сидит на уроках. Ну и основная проблема была в том, что на больших переменах они ходят гулять в школьный двор, надо спускаться и подниматься потом назад, а Артем боится ходить один на такое большое расстояние (четвертый этаж), пока я была в школе, я ходила с ним. Учительница сказала, что решит эту проблему. Сейчас, насколько я поняла, дети не бегут кто как может на перемену, а стараються идти все вместе с Артемом, или обязательно кто-то один идет с ним. В общем-то и когда я была, девочки старались с ним ходить, но сейчас все это под присмотром учителя делаеться, не только по собственой инициативе детей.
Поскольку школа логопедическая, в школе нет специалистов по аутизму. Нет и нет, дети с аутизмом ведь не какие-то другие дети, им просто нужно немного больше внимания и спокойную обстановку, что эта школа и так дает. Я как-то и не думала о специальных педагогах, если бы проблемы начались -тогда да, а просто так зачем? Но тут очень пристально следят за здоровьем особых детей, как оказалось. На прошлой неделе приезжала женщина из школы для аутистов (куда нас не взяли), надлюдала пару уроков за Артемом, проверяла как он адаптируется. Сказала, что все очень хорошо, но еще хочет что-то обсудить, будем встречаться через неделю. Посмотрим, что еще интересного нам скажут.
Если что, в других школах и в других землях Германии все может быть совсем по другому. В Баварии, например, вообще логопедические школы отменили, о чем многие родители сожалеют, но власти считают что логопедические проблемы не такая великая вещь, чтобы ради таких детей отдельные школы содержать, тут все тоже очень индивидуально, во многом зависит от местонахождения и человеческого фактора, ну и от пресловутого "как повезет". Есть люди, которые уезжали с детьми-аутистами обратно в Россию и считают, что очень правильно сделали.