После того, как мир узнал о так называемом «микрофонном откровении» Барака Обамы, произошел ряд событий, которые, так или иначе, обратили на себя внимание касательно развертывания систем американской противоракетной обороны.
И главное из этих событий то, что американские власти объявили о твердом намерении распространить свои ракеты-перехватчики SM-3 не только в Восточной Европе, но и в Восточной Азии: Японии, Южной Корее. Кроме того, появилась информация, что элементы глобальной ПРО могут обосноваться в Австралии и на Аравийском полуострове.
Если из всех перечисленных государств и регионов мира выделить восточноазиатское направление, то очевидно, что американцы собираются обложить своими противоракетами еще и Китай под видом противодействия северокорейской ядерной угрозе. Да и Дальний Восток России очевидно окажется под прицелом объектов американской ПРО.
Однако в этом случае никаких эмоциональных выступлений со стороны российского руководства по поводу адекватных мер не последовало. Неужели ситуация в азиатским сегментом ПРО не так сильно волнует Москву, потому что от Токио и Сеула до российской столицы гораздо дальше, чем от Варшавы и Бухареста... Однако молчание российских руководителей связано, скорее всего, не с тем, где еще собираются разворачивать свои базы ПРО американцы, а с теми самыми словами Барака Обамы в адрес Дмитрия Медведева, которые он (Обама) произносил, думая, что микрофон отключен. По всей вероятности, Кремль сегодня действительно решил предоставить возможность американскому «президенту» свободно дойти до победы на президентских выборах. «Более гибкий» Обама - это, безусловно, для Москвы неплохо, но кто сказал, что Обама точно останется в Белом Доме еще на четыре года. Ведь после информационной атаки республиканцев, общественное мнение рядовых граждан США может и пошатнуться в сторону поддержки того же Митта Ромни.
Нисколько не претендуя на дар ясновидения, рассмотрим вопрос, а что же может произойти для России в том случае, если «гибкого» Обаму обскачут-таки на президентских выборах республиканцы. Те самые республиканцы во главе с Ромни и время от времени выглядывающим из-за его спины Маккейном, которые уже не стесняются называть Россию первоочередным американским врагом. В таком случае ситуация для Москвы может иметь два варианта: плохо или совсем плохо. Плохо, если тот же гипотетически возможный президент США Ромни заявит, что погорячился с оценками России, но продолжит ПРО-эпопею, затеянную еще при Джордже Уокере Буше. Совсем плохо, если Ромни действительно считает, что пришло время для нового обострения холодной войны и сделает понятие «безопасность США от русских» лейтмотивом своего президентства со всеми вытекающими последствиями по глобальной милитаризации территорий, окружающих Россию. И ведь единственное, что может ему в этом помешать - дырявый американский бюджет, который сегодня в военном смысле определенно играет на руку России. Была бы у американского руководства возможность тратить деньги на оборонку в масштабах прошлых лет, то все эти разговоры о ПРО давно бы решились в пользу создания сегментов и в Европе, и в Азии, и в Австралии, и никакие бы «Искандеры» тому не стали препятствием. Нужно признать, что пока воплощению вселенских ПРО-планов мешает вовсе не позиция, занятая в прошлом году российским руководством, а именно долговая пропасть экономики США и необходимость приручить электорат в преддверие выборов.
Хотя, республиканцы вполне могут воспользоваться «микрофонным проколом» Обамы для убеждения граждан в том, что если сейчас Пентагон не получит дополнительного финансирования, то русские десантники буквально завтра высадятся на Манхэттене или на лужайке перед Белым Домом. Такие страшилки действуют на рядового американца гораздо сильнее, чем перспектива остаться безработным...
При этом Ромни может явно поспособствовать разрастанию ПРО в Восточной Азии, ведь этим можно будет уколоть не только Россию, но еще и Китай. Правда, на этот счет даже у американских аналитиков далеко не радужное настроение. В частности, руководитель исследовательского центра MDAA Рики Эллисон заявляет, что Китай может ответить Соединенным Штатам так, что российские претензии к американцам по поводу ПРО покажутся «невинной игрой». О степени негодования китайских властей в плане расположения американских противоракет в Японии и Южной Корее судить сегодня сложно, но то, что США действительно рискует получить еще одно мощное государство в качестве ярого противника разрастания территориального присутствия американских систем ПРО в мире - факт очевидный. При этом вряд ли стоит ожидать, что Ху Цзиньтао или его сменщик на посту Председателя КНР Си Цзиньпин выступят перед телекамерами с полным эмоций обращением к нации и миру, как это было сделано российским президентом. Менталитет не тот.
Если Китай и задумает ответить США на попытки обосноваться у границ Поднебесной, то это будет эксклюзивный восточный ответ. Не стоит ждать и откровений о том, где и как китайцы разместят свои ответные силы. Зато стоит ждать такого укола в адрес Соединенных Штатов, который заставит ойкнуть и «гибкого» Обаму, и чересчур прямого Ромни. Это вполне может быть и экономический ответ, но и военная составляющая современного Китая тоже не может ни приниматься во внимание.
Достаточно сказать, что уже сейчас в Китае действует курс на военный паритет с Соединенными Штатами. Одно из направлений масштабной модернизации выбрано следующим: создание морской группировки кораблей, оснащенных развитыми системами ПВО и ПРО. Китайцы решили не изобретать велосипеда и взяли за основу американские «Арли Берк» и систему Aegis. При этом до 2020 года в Китае планируется собрать и поставить на боевое дежурство 4 корабля проекта 052D - эсминцы водоизмещением до 9000 тонн, способные стать мощными элементами китайской ПРО-системы на море. При этом есть информация, что первый такой корабль уже заложен на судоверфи в городе Чансин. Если такой эсминец действительно появится на службе вместе с новой моделью АФАР у китайского флота, то это позволит КНР ликвидировать существующее отставание Китая от США в вопросах морской системы ПРО. Существующие же АФАР американского производства китайцы называют недоработанными, так как при сильной качке балансировка антенны может нарушаться, что приводит к снижению эффективности ее действия. Китайцы же обещают создать более совершенную модель АФАР.
Можно ли это называть гонкой вооружений - вполне. Но если так, то американцы уже сегодня провоцируют своих первоочередных конкурентов на новые ходы, которые призваны уравновесить чаши весов в военном плане. А такое уравновешивание может привести к бюджетной прорехе большого размера. Ситуация определенными деталями напоминает то, как гонка вооружений была в свое время использована для разрушения Советского Союза.
Президенты США приходят и уходят, а принципы, оказываются, остаются. Выходит, что кто бы ни стал президентом США, «гибкость» будет лишь декларативным шагом, не имеющим ничего общего с реальностью. Очевидно, что за спиной у каждого американского «лидера» стоят более основательные силы, которые не настроены на прагматичный диалог ни с Москвой, ни с Пекином.
При той долларовой зависимости, которая сегодня есть в российской экономике, гонка вооружений опять-таки будет на руку США. Да и заставить китайцев активнее выводить деньги из экономики для финансирования военной отрасли при том, что это может привести к экономическому спаду в Поднебесной (как в свое время было с СССР) - тоже плюс для Вашингтона. Получается, что США закидывают удочку с двойным крючком, на который желают изловить и Китай, и Россию, если они «клюнут» на наживку из ПРО. И все это под прикрытием противодействия северокорейской и иранской ядерной программы. Видимо, вашингтонские теоретики устранения сильных конкурентов с помощью старых добрых методов работают без отпусков и отгулов при любых президентах.
Но если так, то пора индуцировать свою стратегию в отношении Соединенных Штатов, которая сделала бы саму попытку втянуть страну в затратную гонку вооружений бессмысленной. - Стратегию, оставляющую американских «рыбаков» без «улова».