Originally posted by
aillarionov at
Жертвоприношение миротворцев. Показания свидетелей - 2Окончание.
13. Участие в боевых действиях в Верхнем городке и его окрестностях спецназовцев (разведчиков).
АК: ...сначала представители медслужбы и разведчики пошли, ну, потом комбат. Человек 12 или 15 нас перебежало за баню.
ДЗ: В подвале находились и спецназ... Как раз в то время спецы, они перемещались, - раненые появились, надо было зашить... Еще помню, забегают наши спецназовцы, (а я с ранеными сидел), и говорят, что поймали грузинского военнослужащего...
...
АК: Было трое убитых разведчиков, просто с нами находились разведчики, спецы из Краснодара, вот у них было трое погибших. В сумме 13 человек. Полковник медицинской службы Антоненко, который был старшим нашей группы, вел две тетрадки со списками раненых, перемещение раненых, убитых. Это было, если не ошибаюсь, было 13 убитых: 10 миротворцев, 3 разведчика.
АК: Наши разведчики вставали за ним, аккуратненько перемещались.
...
АВ: Ну и грузинских военных у вас тоже не было в плену?
ДЗ: Да один был, его потом отпустили, потому что уже все бежали... Его хотели сначала с собой взять ... Его наш спецназ взял, они тоже вокруг там ходили, вели боевые действия... У некоторых была связь. Спецназовцы они все время со связью были.
АВ: А если бы спецназ не подошел вовремя?
ДЗ: А там, на территории, уже был спецназ. Мы были усилены.
АВ: Они видимо тоже неспроста там появились?
ДЗ: Отдать должное, они хорошо так отражали. Я сам помню, кто-то 9-го забежал к нам «дайте от подствольника гранату, гранат нету!». Все так молча переглянулись...
АИ: Показания свидетелей АК и ДЗ дают весьма подробную картину действий спецназовцев. В Верхнем городке кроме непосредственно военнослужащих МСБ 135 мсп 18 мсд 58-й армии СКВО находилось еще подразделение спецназовцев - 107-го отряда 10-й Краснодарской бригады спецназа. По официальной легенде (и в грубое нарушение Дагомысских соглашений) она была направлена в Цхинвали («придана миротворцам») до начала боевых действий «для усиления» МСБ. Спецназовцы и «обычные миротворцы» находились рядом друг с другом, не раздельно, так что внешним наблюдателям было непросто отличить их друг от друга и создавало им впечатление, что и те и те являлись обычными миротворцами. Однако по комментариям свидетелей нетрудно видеть, что, во-первых, спецназовцы не подчинялись командованию МСБ, действовали по собственной программе, по сравнению с обычными военнослужащими миротворческого батальона спецназовцы были лучше экипированы, подготовлены, обеспечены связью, «постоянно передвигались» как по территории Верхнего городка, так и за его пределами, смогли взять в плен грузинского военнослужащего, а главное: «вели боевые действия», «хорошо так отражали», что даже полностью использовали запас своих гранат. Следует обратить внимание на то, что просьба спецназовца поделиться гранатами вызвала у ДЗ и его коллег смешанные чувства: с одной стороны, искреннее восхищение («хорошо так отражали»), с другой стороны, очевидное понимание того, что, ведя боевые действия со стороны (от имени, под флагом, эгидой) миротворческого батальона, спецназовцы, во-первых, нарушали правила ведения боевых действий, во-вторых, создавали реальную угрозу ответной атаки со стороны грузин против обычных военнослужащих миротворческого батальона («все так молча переглянулись...»). Следует также заметить, что на вооружении спецназовцев кроме стрелкового оружия имелись минометы.
14. Вели ли миротворцы боевые действия против грузин?
АК: Мы передвигались туда, когда велся прикрывающий огонь из пулемета, чтобы дать перебежать... Наши БМПешки, соответственно стреляли в ответ...
ДЗ: Один экипаж решил выйти в Цхинвал сам и прочищать дорогу самостоятельно...
АК: Миротворцы отстреливались, когда по ним велся огонь. Огонь мы открывали периодически... А так мы отстреливались и стрелковым оружием, когда грузинский спецназ начал приближаться, и из минометных орудий, это уже когда велся по нам массированный огонь.
ДЗ: Его наш спецназ взял, они тоже вокруг там ходили, вели боевые действия...
АИ: Иными словами, свидетели АК и ДЗ подробно рассказывают, что военнослужащие МСБ вели боевые действия против грузинских сил, что является грубейшим нарушением как статуса миротворцев, так и Дагомысских соглашений, и что предъявлялось в качестве обвинений (правда, без каких-либо подтверждений) военнослужащим грузинского миротворческого батальона.
15. Почему активные боевые действия в Верхнем городке, сопровождаемые потерями личного состава, прекратились около полудня 8 августа?
АК: Основные потери были часов с семи и до 11-ти утра 8-го..., а там уже просто осколочные ранения, пока кто-то там забирал раненых, перебегали - ранение получили, пока бойцы перемещались между постами, - вот они получали. Основное, это грубо до 11-ти, 12-ти утра основные были потери.
АИ: Первое сообщение о гибели двух российских миротворцев в Верхнем городке появилось на лентах российских и зарубежных информационных агентств в 11.54 8 августа. Очевидно, что и российское командование и российское политическое руководство получило эту информацию около этого времени или или незадолго до него. Задача по получению трупов миротворцев была выполнена.
16. Были ли потери среди российских миротворцев на блок-постах?
АВ: А за пределами батальона находился кто-нибудь из вас?
ДЗ: Да, блок-посты, но они как-то вовремя ушли. Оставили позиции и ушли.
АИ: Потерь среди российских миротворцев на десятках блок-постов, разбросанных по всей территории конфликта, не было. Против них не было зафиксировано ни одной атаки грузинских войск.
17. Как погибли российские миротворцы, оказавшиеся в бронетехнике?
АК: Наши БМПешки, соответственно стреляли в ответ, два или три экипажа сгорели заживо, они находились в этих БМП, с полным боекомплектом сгорели.
АВ: А вот те БМП, расстрелянные грузинской стороной, в которых сгорели экипажи?
ДЗ: Были такие ребята. Один экипаж решил выйти в Цхинвал сам и прочищать дорогу самостоятельно и только спустились вниз их сразу же прямой наводкой... Там и сгорели.
АИ: Таким образом, все миротворцы, погибшие в бронетехнике, погибли в результате боестолкновений с грузинскими войсками, когда их БМП были сознательно направлены против грузинских танков с абсолютной гарантией их уничтожения и гибели.
18. Что было целями грузинских войск в Верхнем городке?
АК: Слева от нас (от медпункта) стояла казарма, а на третьем этаже казармы стояла наблюдательная вышка, выложенная камнем, и там стоял осетинский наблюдатель и наш боец - миротворец-наблюдатель. И вот первый залп, после всего все началось, пошли первые раненые... Первый тяжелораненый, который после оказания помощи перешел из разряда груза 300 в груз 200, это был осетинский наблюдатель. Был выстрел с танка со стороны грузинской территории, из села Земо-Никози, прицельно в эту вышку наблюдателя.
АК: ...грузинский танк вышел на позицию и практически расстрелял полностью наш парк. Наши БМПешки, соответственно стреляли в ответ, два или три экипажа сгорели заживо они находились в этих БМП, с полным боекомплектом сгорели.
ДЗ: Один экипаж решил выйти в Цхинвал сам и прочищать дорогу самостоятельно и только спустились вниз их сразу же прямой наводкой...
АК: И была единственная уцелевшая машина из всего автопарка, которая называется броне-Урал... рядом стоял БМП, попаданием из танка он загорелся...
АИ: Таким образом, основных четко идентифицированных целей для грузинских войск в Верхнем городке было две:
- наблюдатель (осетинский) на крыше (вар.: на 3 этаже) казармы;
- БМП, ведшие огонь против грузинских войск.
Иными словами целями грузинских атак были юго-осетинские и российские военные, ведшие против грузинских войск боевые действия.
Судя по всему, после уничтожения БМП, ведших против грузинских частей огонь, грузинские танкисты решили также «для профилактики» уничтожить и большую часть автопарка МСБ. О других грузинских целях для атаки и уничтожения на территории Верхнего городка свидетели не сообщают.
19. Препятствовали ли грузины вывозу раненных военнослужащих МСБ из Верхнего городка?
АК: Где-то в районе шести часов вечера восьмого числа командующим миротворческими силами, была достигнута договоренность с ОБСЕ и нам дали коридор. И была единственная уцелевшая машина из всего автопарка, которая называется броне-Урал. Она, по крайней мере, защищает от стрелкового оружия. Мы собрали тяжелораненых, потом раненых средней степени тяжести, что нам повезло, это было около 24-х человек и с ними был санинструктор, который сам получил осколочное ранение, это был рядовой Шенц. Он был старшим этой машины и поехал через Цхинвал, занятый грузинскими войсками под обстрелом.
КЛ: ...Было по бумагам у нас 23 тяжелорененых, тяжелой и средней степени тяжести, Шенц был 24-м, по нашей тетрадке. Мы ребят отправили, потом с ними мы связывались. Где-то уже ночью, в час ночи кто-то из ребят прозвонился, сказал, что «все, мы добрались!». По-моему, они сначала в Джаву приехали, а уже из Джавы на Владикавказ их отправили.
АИ: Свидетель АК вводит слушателя (читателей) в заблуждение, не указывая главную, а фактически - единственную - причину предоставления коридора - инициативное предложение грузинского командования вывезти раненных и гражданских лиц с территории Верхнего городка. Именно этим объясняется тот факт, что российский военный грузовик, заполненный раненными военнослужащими российского миротворческого батальона, только что участвовавшими в боевых действиях против грузинских войск, беспрепятственно проезжает через занятый грузинами Цхинвали, через боевые порядки грузинских частей, ведущих там в это время боевые действия, и без каких-либо повреждений и затруднений добирается в конце концов в Джаву, а затем и во Владикавказ. Можно ли представить себе зеркальную картину? Например, чтобы 11-12 августа грузинский военный грузовик с раненными грузинскими военнослужащими из Тамарашени проехал бы через районы Цхинвали, занятые юго-осетинскими и российскими войсками, ведшими там боевые действия против грузин, и беспрепятственно достиг бы Эредви (Никози), затем Гори и, наконец, Тбилиси? Понятно, что это риторический вопрос.
20. Продолжали ли грузины обстреливать Верхний городок с полудня 8 августа до утра 9 августа?
АК: Где-то в районе шести часов вечера восьмого числа командующим миротворческими силами, была достигнута договоренность с ОБСЕ и нам дали коридор.
ДЗ: Вроде бы ночь прошла спокойно, даже начали перемещаться опять по батальону. Пошел, даже свои вещи какие-то забрал, но так по мелочи... Книжки взял.
ДЗ: 9-го утром грузинская сторона возобновила артобстрел.
АИ: Таким образом, в течение почти суток - примерно с полудня 8 августа до утра 9 августа - в районе Верхнего городка не было заметных боевых действий, и, следовательно, грузинские войска не обстреливали расположение МСБ в Верхнем городке.
21. Чья авиация бомбила Цхинвали и Верхний городок российских миротворцев?
АВ: Помимо танков 8-го действовала еще и грузинская авиация?
ДЗ: Тяжело сказать, кто бомбил. Когда кругом земля горит и все взрывается,тяжело вообще понять, куда и кто бежит. Уже не до скальпеля, уже и не до помощи... Восьмого числа, как раз во время бомбежки... ...и будет авиаудар. И все поняли, что подвалы «Град» выдержат, но авиаудара уже нет. Авиабомба пробивает здание насквозь и взрывается в подвале.
КЛ: ...все думают, сейчас полетят наши самолеты...
АИ: За все время с полуночи 8 августа до 12 августа грузинская авиация совершила два вылета: один разведывательный - примерно в половине шестого утра, второй - единственный вылет, во время которого (примерно в 7 часов утра) грузинские штурмовики бомбили (неудачно) Джаву и Гуптинский мост. После возвращения на свои базы около 8 часов утра 8 августа грузинская авиация вылетов до конца войны больше не делала. Бомбежек Цхинвали и тем более Верхнего городка, расположенного в 700 метрах от позиций грузинских войск в Никози, грузинская авиация е совершала. Возникает вопрос:
Если после 8 часов утра 8 августа грузинская авиация не совершала вылетов, не бомбила Цхинвали и Верхний городок, то тогда чья авиация бомбила город и базу миротворцев 8-10 августа?
22. Воспользовались ли грузины возможностью атаковать российских миротоврцев, когда последние покинули Верхний городок?
АК: Сотрудники следственного комитета при прокуратуре говорят, что якобы один или двое у нас погибших, я не знаю сколько у нас погибло когда ... мы отходили. Получился такой момент отойти.
КЛ: Мы уходили почему-то какими-то группами. Сначала ушел от нас Дмитрий Зубок - травматолог, я помню, что он ушел с ранеными. Я уходила практически предпоследней. Я Сашу Коновалова видела, когда по кукурузному полю мы бежали. Это было самое ужасное, ты бежишь, кукурузное поле еще не выросло, такие маленькие кустики, и ты бежишь, просто по тебе стреляют.
АК: Да, сзади преследовал грузинский спецназ, рядом с нами параллельно шел грузинский танк. Нам повезло, скорее всего, он просто нас не видел. У него был свой сектор обстрела. Поэтому сзади грузинский спецназ преследует, сбоку танк - неприятное ощущение...
АИ: Информация СК не соответствует действительности. При выходе миротворцев из Верхнего городка никто из них не пострадал. Несмотря на то, что они в течение некоторого времени находились на открытом поле перед грузинскими частями, а по соседней дороге двигался грузинский танк. Следует обратить внимание на то, что, имея полную возможность атаковать отступающих военнослужащих МСБ и уничтожить их, грузинские войска не совершили ни одной попытки это сделать.
23. Почему Тимерман не покинул Верхний городок 8 августа, но ушел из него 9-го?
ДЗ: Мы ждали помощи постоянно. Связь была и нам постоянно говорили «вот-вот, вот-вот». 8-го числа все ждали... Продолжали держать оборону.
КЛ: Димка (Зубок) ... как раз сказал, говорит: «Кристин, снимай! Это пригодится, это надо будет. Видишь, никто нам не может помочь, связи нет, ничего нет. Что будет, неизвестно. И все время ждем подмогу, говорят да-да, сейчас она придет, но ее нет. Реально просто, куча раненых».
Люди сами себя подбадривали, сейчас, все думают, сейчас полетят наши самолеты, придут спецы, десантники... Никого этого не было, поэтому мы были отрезаны и оставались одни. Самое интересное, до последнего момента, пока не пошли первые трупы, было ощущение, что это компьютерная игра, что-то где-то стреляет и происходит это не с тобой, ты как бы участник, но это не с тобой. Потом было уже не до смеха, не до улыбок.
ДЗ: Вроде бы ночь прошла спокойно, даже начали перемещаться опять по батальону... 9-ое число оно тоже знаменательное. На тот момент 4 танка появились, наши. Первый, по-моему, сразу подбили. Второй давление стравил, тоже встал. Я помню, с него еще боеприпасы перегружали. А один танк стоял у входа в нашу казарму, так как от задней части казармы к тому времени вообще ничего не осталось. Он не дал зайти грузинам с обратной стороны и завалить этот единственный вход... Водитель танка, когда узнал, что идет грузинская пехота (там недалеко КПП), прыгнул в танк, выехал и начал их просто пугать. Мол, «мы еще оказывается живы, мы дадим отпор»...
АК: Комбатом было принято решение на отход батальона...
АИ: Не кажется ли странной описываемая ситуация? 8 августа, будучи отрезанным от основных сил российской армии, Тимерман не только оставляет МСБ в Верхнем городке, но и отдает приказ своим подчиненным «открыть огонь на поражение» по грузинским частям. В течение целых суток 8 августа и половины дня 9 августа «миротворцы» обстреливают грузинские войска, одновременно ожидая помощи - самолетов, десантников, дополнительный спецназ. Однако помощь все никак не идет. Тем не менее они не покидают расположения Верхнего городка. Наконец, 9 августа к МСБ подходят регулярные российские войска, к Верхнему городку подходят 4 российские танка, которым «удается отогнать грузинские части». При этом один из танков встает у входа в казарму, обезопасив его. И в этот момент, когда становится совершенно ясно, что самое тяжелое испытание для МСБ уже позади, командир батальона отдает приказ на отход из Верхнего городка, который не планировался и приказ на который Тимерман от своего командования так и не получил.
АК: ... до последнего мы не собирались уходить... ... был момент, когда на помощь к нам шел батальон Прохладненского полка...
Именно в это время, когда подходит батальон Прохладненского полка, Тимерман отдает приказ на выход батальона из укрепленных позиций Верхнего городка на открытое пространство кукурузного поля. Почему? Зачем? Похоже, что ответ на эту загадку дает ДЗ.
ДЗ: Еще помню, забегают наши спецназовцы, (а я с ранеными сидел), и говорят, что поймали грузинского военнослужащего, мол, он уже поставил маячки рядом с нашей казармой и будет авиаудар. И все поняли, что подвалы «Град» выдержат, но авиаудара уже нет. Авиабомба пробивает здание насквозь и взрывается в подвале. И тогда комбат сказал: «Ну все, уходим через зеленку...» Зеленкой оказалось.... кукурузное поле. Пришлось вот с ранеными бежать.
Как известно, ударов грузинской авиации по позициям миротворцев не было и не планировалось. Главной целью грузинских войск были юго-осетинские части. С 8 утра 8 августа грузинская авиация не совершила ни одного вылета. Более того, даже если бы она и совершала такие вылеты, то авиаудар по позициям, находящимся в 700 метрах от одной из основных грузинских военных баз в Никози, был бы суицидальным. Особенно если учесть, что в этом районе находились грузинские танки.
Похоже, что своими показаниями ДЗ непроизвольно выдал действительно подготовку авиаудара против Верхнего городка. Только со стороны не грузинской, а российской авиации. Складывается ощущение, что, получив информацию о готовящемся реальном авиационном ударе, командир МСБ Тимерман сделал вывод, что последствия бомбежки Верхнего городка российской авиацией могут существенно отличаться от последствий его обстрела грузинскими танками. И тогда, в нарушение приказа Кулахметова во что бы то ни стало оставаться в Верхнем городке, он приказал военослужащим МСБ спешно мелкими группами покинуть его расположение.