Feb 22, 2014 13:20
Посмотрела фильм. Ну что ж - «современное искусство» в чистом виде. Три часа дерьма, грязи, страшных харь, кишок и жоп. Микс из Кин-дза-дзы, Сталкера, Фауста и Записок мёртвого человека, из Тарковского, Лопушанского, Сокурова и Габриадзе.
Типа фильм антиутопия, как писали при совке - фильм-предупреждение. Что после серых придут чёрные, а это очень опасно!
И вот режиссёр, снимавший фильм 15 лет, выгребший кучу бабла на свой труд, он изо всех сил отжимал тему - старался создать киномир как можно более пакостный, блевотный, невыносимо вонючий и беспросветный, лишённый сантиметра красоты. Что ему отлично удалось. Виртуоз и гений мирового масштаба.
Возникает вопрос - зачем нас зрителей так вот мордой в грязь на протяжении 3 часов то, за что? Чем мы насолили кинематографисту?
Идея понятна - показать мерзких грязных серых людей, дикое антисанитарное средневековье, которое своим мракобесием и грубостью не дало возникнуть Ренессансу, закрыло университеты, физически замучило всех учёных и талантливых людей.
Типа это метафора совка, фашистской германии и других обществ, где грубые и примитивные правят бал.
Увы, бедный Герман. Идея его устарела, мир весь перевернулся. Средневековье реабилитировано как период высокой духовности, гармоничного кастового общества. В средневековом Новгороде были мощёные мостовые, канализция и водопровод, и одежда у людей была необыкновенно красива и сложна. Была письменность, поэзия трубадуров, музыка, изысканный дизайн. Герман оболгал средневековье. Атеизм ныне для 80 процентов России выглядит грубой карикатурой на полноту человеческого бытия. Христианский гуманизм, заново прочувствованный, делает идею фильма непереносимо тухлой и скучной, циничной и плоской.
Ибо ну не бывает таких скучных мерзких уродов, какими показаны в фильме люди. Каждый человек - образ и подобие Божие, даже самый жуткий упырь, дегенерат и болван. И так мир тяжек, и только Богу дано непереносимых людей любить, давать им шанс, посылать им хотя бы одну улыбку света в их жуткой жизни. А человеку ещё тяжелее делать усилия по человеколюбию. И как их не хватает нашему грубому миру! Падать легко, видеть гадости просто, катиться на дно в ненависти к себе и жизни, не прикладывая труда к сопротивлению - да нет ничего проще! Проявить сострадание, поднять и помыть- намного труднее
Увы, Алексей Герман пошёл по простому пути, вслед за всем падающим в бездну миром. Внёс свою лепту в показ беспросветной карикатуры на мир Божий. Собственно его мир - это мир Сатаны, мир, из которого ушёл Бог. Осталось мясо, вонь, чавканье, трупы и ад. Лучше бы Герман снял круги ада Данте, у него бы получилось.
И вот в этом аду единственное существо с человеческим опознаваемым лицом - дон Румато, который кокетливо весь фильм вздыхает, как трудно ему быть богом. Ибо он, согласно сюжету братьев Стругацких, прибыл на эту планету из другой, более высокой цивилизации. И чтоб его не разоблачили, прикидывается таким же грубым скотом: чавкает в грязи, отрезает уши, пинает и лупит всё попадающееся на пути. И, не в силах наблюдать трупы и кишки умученных и казнённых, решает сначала убить типа главного, а потом всех замочить за их дегенеративное кровавое скотство.
В фильме Алексей Герман старший пошёл по современному пути. Положительных и человекообразных персонажей у него вообще нет, все мерзкие твари поголовно - от детей и девушек до стариков. И когда они качаются на виселицах, их вообще не жалко. Даже когда качается существо с более благообразной физиономией под кодовым названием Поэт. Не верим мы, что он представлял ценность в этом мире, а одно наименование не убеждает. Болтается, да и фиг с ним.
И поэтому озверение Руматы малоинтересно. Нет планки, от которой он прыгает. Вообще он похож на совкового интеллигента заплёванного, которого в классе обижали более брутальные, простые и грубые дети. И очкарик таил обиду, люто ненавидел одноклассников, не в силах опроститься и страждущий от одиночества, и лелеял кровавую месть в мечтах - как бы всех этих жлобов отжахать мечом. Он же бог по сравнению с окружающим быдлом. И как ему трудно сдерживать себя, видя всеобщее скотство, но он же выше, и пока терпит. Такая мечта мучила очкарика, и в фильме он свои детские проблемы разрешил во всю ширь.
В фигуре Руматы нет ничего интересного, мудрого, высшего и «божественного». Это обычный советский атеист, предающийся сладости гордыни, надменности, не знающий самых простых и первоначальных азов христианина. Ни любви, ни смирения, ни терпения. Ни одной потуги, которая может окружающих упырей сделать сердечными светлыми людьми, высветить в них искру божью, которая есть в самом падшем. Одно гавно душевное мучает Румату, потому и вокруг гавно.
В-общем, это такой Уэльбек, или американское кино про вампиров, токмо вместо вампиров более тонко, по европейски сделанные хари с глубокими культурными ассоциациями: видения Босха, средневековые миниатюры, «Капричос» Гойи. По форме тонко и филигранно. А по сути - пустота тяжкая.
Как нас разогревало Эхо Москвы. Как верещали тетёньки о фильме, о книжке Стругацких, аж сделали радиоинсценировку. Вот он - чудовищный художественный образ совка, вот она, метафора, приговор окончательный и бесповоротный!!! Как страдала очкастая интеллигенция среди быдла, сталинских кошмаров и мяса, среди опрощённого скотского народа! Вот он, совок - мясо, грязь и антисанитария! И всех умочить! Увы, ну не срастается. Ну не было таких харь и грязи, ну это уж пасквиль.
Можно узреть в фильме пророчество о современных днях. О современных серых, которые ныне голубые. Все эти жопы, гавно, испражнения, моча, вся эта скотская низменность, чавканья, жратва, отсутствие речи, отсутствие женщин и девочек, брутальная борьба, унижения, право сильного - всё это можно отнести к нынешней глобалистической цивилизации, которой присущи все перечисленные выше описания.
Увы, и это не катит. Даже в Содоме и Гоморре, при виде которых сам Господь не воздержался и снёс их на хрен, оправдываясь, пожалуй, фразочкой Руматы: «Ну трудно быть Богом, видя это скотоложество! Ну не выдержал, погорячился, всех в пухто без права на исправление ошибок», - даже в Содоме и Гоморре ну наверняка было нечто хоть чуток человечное. Тем более после Христа. Во времена нового завета у последнего содомита, сатаниста и скота есть капля надежды на величайшее милосердие.
И именно в этом нуждаются современные люди больше всего. И именно даже микрона этого света не даёт Герман, увлёкшийся погоней за модой - чернее, ещё чернее; грязнее, ещё грязнее, ещё ниже, ещё сквернее. В финале вываливающиеся кишки и последняя кучка гавна из жопы в рот выглядят даже комично, как последнее смакование больного депрессивно-маньякальым неврозом мастера, склонного к садомазо и с скрытой склонностью к пидерастии.
Есть ли дно у дна? Наверное, есть, ибо не пробирает с какого-то момента. Сколько бы кишок и трупов нам не показал режиссёр, уже скучно и не срабатывает, уже гаже и не выйдет и незачем. Спасибо, сыты, ещё больше дерьма в нас не влезет уже. О. а из вас всё лезет? Боже, как вы его так много на 3 часа накопили, поразительный источник!
Дядя Боря, вы маньяк? - хочется спросить у создателей кино. Мы не маньяки, ваши проблемы по кишкокопанию нам мало интересны.
А типа пафос - за серыми придут чёрные - да и пусть приходят. Хуже уже не изгадиться. Ибо в этом однополярном плоском мире жижи и грязи нет ни капли надежды, солнца, красы. А так не бывает и не будет. До конца времён битва Дьявола с Богом продолжается, а поле битвы - сердце человека. И нам малоинтересно и непознавательно быть запертыми глухими стенками в каморке дьявола, в стороне от главного и единственного поединка, который отличает Человека от всех остальных тварей.