по зиме собрались мы с ребятами в кафешке и зашел разговор за автотуризм. Мол мы и так почти всю республику исходили пешком, нужно куда-либо в другие места выбираться и там на что либо посмотреть, поснимать. Так и образовалась мысль докатить до Таганая на машине, а по самому парку прогуляться. Все как мы любим.
И вот, спустя полгода ожиданий и неясности в связи с пандемией, решили выезжать 6 июля, а там уж как пойдет. Экипаж определился несколько иной, нежели чем изначально планировался, но что поделать. За день до выезда нашел багажник на крышу и часть вещей закидали туда. Спасибо Артему! Без багажника было бы мягко говоря, тесновато.
На машине рулить по трассе все же несколько иначе, нежели чем на мопеде. Чуток пошире транспорт и нет той маневренности, что есть у мотика. Не привычно однако. Зато есть одно неоспоримое “но”. После обеда, в первый день пути, мы попали в жуткий ливень. Дворники не справлялись вообще никак и пришлось тормознуть на обочине, дабы ехать в ливень по приборам - опасное мероприятие. Основной фронт прошел за минут двадцать, а после стал поливать обычный мелкий дождь, который так и моросил всю дорогу до первой ночевки в мотеле после Уфы.
Занятно, но на восток по этой дороге я ехал второй раз. Первый был семь лет назад
в покатушке на Монголию. “Вот тут была первая ночевка и этот мост тоже помню” - в голове возникали мысли, а улыбка расползлась до ушей.
В Златоуст прибыли в обед второго дня. Ребята захотели сходить в музей оружейный, а после закупиться едой и выдвигаться на маршрут. Сам национальный парк довольно хорошо обустроен для туристов приезжих. Есть парковка для машин. Готовые маршруты и туры с гидами и все довольно дешево и сердито. Итак, мы зарегистрировали свою группу, состав, места ночевок, закинули в рюкзаки вещи, что нам понадобятся на эти несколько дней и двинули на первую стоянку “Олений мост”, первые четыре километра пути.
Еще дома я подумал, что наверное будет лучше, если в навик залью карты osm тех мест, где будем шататься. Только забыл включить точки POI. С ними бы было куда интереснее ходить по навигатору. Больше мест показывает, чем указано на тропе. Заодно не забываем про правила посещения парка. Ходить только по размеченным тропам, разжигать костры только в отведенных для этого местах и
остальные.
Две палатки и всего четыре человека на тропе. Мы привыкли ходить по равнинной местности и по горам редко удавалось ползать, но за эти несколько дней - мы упоролись. Я не припомню, чтобы в прошлые пешие походы настолько сильно уставал. Может быть, как говорят бывалые, “пора на воду”, может быть то, что подъемы и спуски постоянные и организму в период самоизоляции чужды такие перегрузки. Тем не менее, под конец маршрута я был очень сильно вымотан, и как сказала одна группа туристов, что закончили маршрут примерно в то же время, что и мы: “после такого отдыха, нужен еще отдых”.
Первая ночевка и я просыпаюсь от фонарика в ночи. Натягиваю одежду и выползаю на улицу. Темно, ничего не видать. Подумал, что пришли какие-то люди, или кто-то что-то искал на стоянке. Оказалось, что к одному нашему товарищу в соседней палатке пришел гость в виде клеща. Черт его знает, где поймал. После, мы старались не забывать друг друга осматривать, мало ли.
Утро, семь часов. Только мы немного забыли, что часовой пояс смещен на два часа и если на Таганае семь, в Йошке еще пять. Потихоньку поднимаю лагерь, разводим костер и готовим завтрак. У нас долгий день и нужно хорошо подкрепиться. Первая точка - стоянка “Белый ключ”. Там есть возможность оставить рюкзаки, взять с собой бутылку воды и считай налегке подняться на гору “Двуглавая сопка”. Полтора часа подъема и перед тобой открывается вид почти на весь парк. Тут и Каменная река и пара других вершин и город даже видно с озером. Несколько кадров и спускаться обратно. Правильно мы сделали, что пришли сюда немного раньше. Народу на подъеме было много. Хотя утром практически никого.
На обед хорошо заходят каши быстрого приготовления. Их умять можно довольно быстро и нет нужды заморачиваться с долгой готовкой. На стоянках обычно есть родники, где можно пополнить запасы воды, чем мы и воспользовались. Наша следующая стоянка - “Гремучий ключ”. И опять перепады высот. Всего лишь какие-то триста или четыреста метров на пять километров пути, но так одолевают, что когда мы пришли на место, часть ребят залипло на полчаса отдыха, вытянув ноги. Возможно это в подъем на гору по утру ушла большая часть сил. Мы особо и не тренировались перед поездкой. Время идет, а нам нужно протопать километров семь до места ночевки. Еще немного отдыхаем и опять на тропу. Ступать по камням, корягам и всему остальному, что встречается на пути.
Пока проходили “Плато Дьявола” перед нами открылся крутой вид на “Откликной гребень”. Выглядит монументально. Еще говорят, что если встать в определенном месте, то в ответ можно услышать оглушительное двенадцатикратное эхо, словно хохочет дьявол. Отсюда и пошло название.
Дальше была “Долина сказок” и гора “Круглица”, на которую подняться у нас уже не было сил. Лишь бы дойти до стоянки, поужинать, окунуть ноги в ледяную воду, умыться, да завалиться спать. На обратной дороге, уже в машине, мы рассуждали об этой точке нашего путешествия. Если бы к вечеру мы пришли на озеро какое и залипли бы там на день, то сам поход прошел бы куда легче. Парк по сути - это лес и размеченные тропы. В лесу приятнее ходить, чем по лысому плато в солнцепеке.
Вторая ночевка была на “Заячьей поляне”. На стойке регистрации, еще в начале пути, нам сказали что в этом году поляна будет открыта последний раз. Оставят только “Приют Таганай”, что в километре подальше. Там есть легкая цивилизация в виде баньки и домиков для ночевки. Впрочем как и на любом другом приюте.
Снова утро, снова пять утра, снова подъем всего лагеря. Подмечу про смещение часовых поясов. И пока пишу эти строки, начинаю понимать, почему так вымотался в последний день. Ведь встать так рано и толком не отдохнув - так себе затея. Еще соседи почему-то решили включить музыку, как они сказали “взбодриться” в половину шестого, мать его, утра! Сборы лагеря, завтрак гречкой, залитой водой под вечер и наш маршрут поворачивает в сторону “Центральной Усадьбы”. Это где-то четырнадцать километров обратной дороги по другой тропе и навигатор говорит, что это почти везде пологий спуск, за исключением пары моментов.
Вся обратная дорога заняла у нас где-то часов пять или шесть. Последний подъем мне не дался, закончилась батарейка. Да так, что вообще все вызывало отвращение и жуткое недовольство. Нужно только тормознуть, передохнуть и дойти последние несколько метров.
К обеду уже были у машины, складывали вещи, умывались от пота и соли. Эх, озеро было бы очень к месту на прошлой ночевке. Отдохнули бы, отмокли, да прошли бы последний участок легко. И пока собирали вещи в машину, было высказано мнение, что можем быть стоит заехать на Зюраткуль. Это еще один парк чуть южнее и как раз на обратной дороге домой. Там же находится и одноименное озеро с домиками и обустроенными местами для палаток.
Дорога до озера это двенадцать километров по пыльной грунтовке и с платой за въезд в сто рублей с человека. И первый прокол колеса. Благо есть датчики давления с противным писком и ремкомплект жгутиков. Полчаса на ремонт и заезжаем на парковку. Народу просто дофига. Куча машин, людей и мутный, каменистый берег. Нужно только отплыть немного и там уже вода прозрачнее и холоднее.
Зюраткуль - это единственное высокогорное озеро западного склона Южного Урала. Также есть и тропы, и можно где походить, погулять. Но в другой раз. Нам хватило залипнуть в гамаках на пару часов, пару раз искупаться да поужинать. Хотели найти место для ночевки тут же, но решили, что лучше проедем сейчас пару сотен километров, чем укатываться на следующий день. К вечеру следующего дня, мы неспешно въехали в родной город и разбрелись по домам.
Поскольку, как было замечено ранее, “после такого отдыха, нужен еще отдых”...
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132