Jul 04, 2011 16:56
История Дудкинского острова
С 1944 по 1948 год Норское и часть Заволжья составляли один городской район, называвшийся Красноперевальским.
На нашем берегу - бывшая деревня Дудкино (теперь городская улица] окнами на Волгу. В глуби¬не района, как контрастный фон для деревенских домов, поднимаются корпуса и высоченные дымо¬вые трубы «Резинотехники». Перед Дудкином по¬среди Волги когда-то был большой остров, в 1930-е годы «переработанный» людьми.
Он разбит на две части, одна из которых превраще¬на в полуостров. А рядом с нами по пологой лощине выходит к реке и обрывается у воды совсем новенький железнодорожный путь.
Пустошь Дутково (пустошь - запустелая, бро¬шенная земля] была во владениях Толгского монас¬тыря еще в XVII веке. Во времена Екатерины Вели¬кой Дудкинским островом (в старину писали через «т» - Дуткинский) завладели жители Норского и стали сдавать его в аренду. Вот как рассказывают об этом краеведы.
В начале своего правления, в 1767 году, стремясь познать жизнь России и русс¬кого народа, Екатерина II совершала путешествие по Волге от Твери до Симбирска. По всей Волге толпы народа приветствовали императрицу. Принята была ею и де¬легация купцов и мещан Норской слободы. Делегаты пожаловались, что «землицы слобожане имеют маловато» и подкрепили свою просьбу выловленным утром осет¬ром весом 20 пудов (около 320 кг!). Удивилась императрица норскому дару и в ответ подарила слободе три острова на Волге и угодья по реке Черемухе, что под Рыбин¬ском. По-разному сложилась судьба царских даров: реку Черемуху рыбинцы «оттяга¬ли», как говорилось в старину; Савинский песчаный остров (40 км выше Норского по течению) забросили из-за непригодности, а Дудкинским и Жуковским жители Нор¬ского владели до самой революции. (Жуковский остров сейчас называют Верхним, увидим его на прогулке по 24-му маршруту.)
Из описания острова межевой комиссией Здесь была Черная лужа
-I в 1860 году: «Остров Дуткинский имеет 92 десяти¬ны 1500 сажен. Остров отдается в оброчное содер¬жание для сенокошения, рыбной ловли и срезки в каждую осень талового кустарника с торгов, сро¬ком на четыре года, с оплатой аренды каждогодно 125 рублей».
Легенды и тайны окутывали этот остров. Одна из легенд гласит, что именно из-за этого острова «на стрежень, на простор речной волны выплывали расписные Стеньки Разина челны». А почему бы и нет? Ведь опубликованы сведения о том, что Разин с «другами» дважды проплывал всю Волгу-матушку.
На нижнем конце острова находилась таинст¬венная Черная лужа, которой пугали своих чад мате-ри-норянки. Норское научное общество, созданное в 1924 году, провело тогда исследование острова и попыталось объяснить феномен Черной лужи. Вот что было отмечено: «Происхождение Дудкинского острова следующее - на острове песок белый, мелкий, как и на берегу около села Дудкина, а на верхнем конце его - красный, принесенный от разрушенных берегов Устья. Как образовалась Черная лужа на острове и ее глубина неизвестны, форма воронко¬образная, длина 8-10 сажен. В 1886 году середина Черной лужи не замерзала даже в самые сильные морозы: в середину уходили два составленных вместе шеста, причем конец оказывался испачканным теплой липкой грязью».
Верхний конец острова хранил свою страшную тайну. Столетие назад записан рас¬сказ старожила Норского посада Николая Ивановича Курочкина о событиях 1812 года: -«Когда французы бежали из Москвы, кучки басурман, голодные и холодные, заходили в Норское. Тогда норяне жарко топили бани, раскрывали печи с угаром и на ночь запи¬рали туда французов. К утру, батюшка, они все и передохнут. Хоронили их на верхнем конце Дудкинского острова, а дрова для бань казенные выдавали».
В наши дни то, что осталось от Дудкинского ос¬трова, остается любимым местом отдыха местных жителей и рыболовов, хотя изменился он до неузна¬ваемости.
Давайте же обратим внимание на улицу Дудкино, бывшую деревню. В ряду ее деревянных домов выделяется своим уникальным убранством ветхий дом № 24. Три окна по фасаду окружены очень на-рядными наличниками, выполненными в необычнои манере: резные детали наложены друг на друга
в несколько слоев, получившийся сложный высокорельефный узор дает великолеп¬ную игру светотени в солнечный день.
О жизни Дудкина, как одной из «заволжских деревень», упоминается в книгах, на¬писанных жителями Норского. Вот воспоминание Екатерины Сергеевны Петровых, сестры поэтессы Марии Пет¬ровых, относящееся к первым годам XX века: «По всем заволжским деревням и селам горят высокие костры - это деревенская молодежь и детвора жгли чучела Масленицы, отдавая дань языческому обряду».
Масленичные костры на Волге жгут до сих пор.
А вот что вспоминает о летнем празднике Вознесения Господня норянин Георгий Иванович Курочкин: «В самом Норском этот праздник ничем особенным не отличался, но его праздновала деревня Дудкино за Волгой напротив самого Норского. Вечером около деревни на лугу, на берегу Волги, собиралась молодежь из Дудкина и соседних деревень, водили хороводы и танцевали. И даже к нам за Волгу доносились отзвуки веселых песен и гармонии. Яркие цветные пятна от нарядных платьев девушек и руба¬шек молодых людей сплетались в красивые гирлянды, сходились и расходились».Итак, было Дудкино обычной приволжской и пригородной деревней. Ледоходы, половодья, рыбалка, сенокосы, многолюдные праздники... В 1929 году в Дудкиной сло¬боде (и так тоже называли) было 56 домов, проживало 305 человек. Тогда жители Дуд-кино и представить себе не могли, как скоро изменится вся их жизнь.
В 1932 году по заданию Центрального Комитета партии был разработан гранди¬озный проект комплексного переустройства великой русской реки, известный под названием «Большая Волга». Планировалось перегородить реку плотинами, поднять воду и создать сеть водохранилищ, тем самым обеспечив дорогу большегрузным судам вне зависимости от капризов природы. Кроме того, переделка Волги должна была дать дешевую электроэнергию, которая крайне нужна была развивающейся промышленности. Для Ярославля были актуальны обе проблемы, и постановлением правительства в марте 1931 года именно в нашем городе предписывалось соорудить первую плотину на Волге и гидроэлектростанцию.
С весны 1932 года сразу в нескольких точках около Ярославля начались рабо¬ты по поиску места для будущей плотины. Дело было ответственное, нужно было учесть множество факторов: особенности грунта и русла реки, зону предполагаемого затопления, наличие острова в месте предполагаемого строительства (для будущего шлюзования кораблей).
Все работы проводились специально созданной для этого в начале 1932 года организацией с труднопроизносимым названием «Среднеярволгострой». Рассматри¬вались четыре варианта размещения плотины и ГЭС. Остановились на самом север¬ном: с сентября 1932 года началось строительство гидроэлектростанции мощностью 144 000 кВт у Дудкинского острова. От острова до Морского должна была подняться плотина, возле дудкинского берега предполагалось соорудить шлюзы для прохода су¬дов. Выше по течению Волги должно было разлиться Ярославское водохранилище -первое рукотворное море на Волге.
Работа закипела в присущих тому времени авральных темпах и экстремальных условиях. Была определена зона отчуждения строительства, в территорию которой вошли Дудкино и окрестные селения. Жители этих населенных пунктов подлежа¬ли принудительному выселению, а их места занимали начавшие прибывать с лета 1932 года рабочие. Это были, прежде всего, сельские жители, спасавшиеся от голода, коллективизации и прочих бытовых и политических неурядиц. К концу 1932 года на строительстве было задействовано уже более четырех тысяч человек. С начала 1935 года к возведению объектов гидроузла были привлечены другие силы - заключен¬ные ГУЛАГа.
С началом строительных работ на гидроузле в район Дудкино прокладывались шоссейные и грунтовые автомобильные дороги, с декабря 1932 года началось стро¬ительство железнодорожной ветки от станции Филино к месту будущей электро¬станции. Уже к лету 1932 были построены первые бараки будущего рабочего поселка Волгострой. Центр этого поселка находит¬ся приблизительно в километре от нас выше по течению. Строительство уже велось, а эксперименты, расчеты, прикидки все еще продол¬жались, велись исследования в бывшем Толгском монастыре, и все отчетливее вы¬рисовывалась картина возможного будущего ущерба. Получалось, что при поднятии воды в Волге приблизительно на 10 метров наряду с сельскими населенными пункта¬ми будут затоплены Константиновский нефтеперерабатывающий завод, Тутаевская фабрика «Тульма», некоторые предприятия Рыбинска. Вода разольется по низинному Молого-Шекснинскому междуречью и даже Тутаев, стоящий на высоких берегах, через десяток-другой лет мог просто сползти в новое водохранилище и перестать сущест¬вовать. По всем расчетам выходило, что экономические потери народного хозяйства от возможного затопления участка Волги от Ярославля до Рыбинска будут больше, чем расходы на перенос строительства в Рыбинск. И несмотря на то, что было завер¬шено около 60 % всех запланированных работ по строительству гидроузла и рабочего поселка, правительство СССР принимает решение о свертывании строительства ГЭС в районе Ярославля с сентября 1935 года и переносе его на новое место.
Так и не заплескались возле Дудкино волны Ярославского моря. Не поднялись на месте острова и деревенских изб сооружения гидроузла. Осталось только название этой земли - «Волгострой», как напоминание о самом грандиозном незавершенном проекте на территории Ярославской области в XX веке.
Еще одним напоминанием об этом стал завод «Резинотехника». Основой для его строительства стала освоенная территория с проложенными коммуникациями, под¬собными производствами и жилыми районами. Сейчас его трубы - главный ориентир этой земли.
В связи со строительством гидроэлектростанции и предполагаемым затоплени¬ем берега Волги в 1930-е годы в окрестностях Дудкино проводились археологические работы. Здесь, а также возле соседнего села Воздвиженье были обнаружены стоянки древнего человека эпохи мезолита. Люди жили здесь в 7-6-м тысячелетиях до нашей эры, то есть 9-8 тысяч лет назад. Пока эта дата считается временем появления первых людей на территории Ярославля и Ярославского района.
Железнодорожная ветка у воды - это один из выходов к Волге, к месту стро¬ительства гидроузла, линии от Филино, строительство которой было начато в дека¬бре 1932 года. В конце следующего, 1933 года, по этой линии начало действовать по¬стоянное железнодорожное сообщение с Ярославлем. Линия шла до самых Очапков. По ней перевозились грузы, пошел так называемый рабочий трамвай. Если приглядеться к противоположному берегу то можно
заметить, что и там к воде выходит железнодорожный путь. Здесь в начале Великой Отечественной войны был построен железнодорож¬ный мост-дублер и проходила резервная, обходная железнодорожная линия. Все это было бы задейст¬вовано в случае уничтожения немцами основного моста (см. маршрут № 26].
Летом 2005 года пути на обоих берегах Волги были обновлены, и именно здесь их на короткое время соединил уникальный пантонный мост, на¬веденный нашими воинами-железнодорожниками части 77043, базирующейся на Шевелюхе.
ttt