Не делать букета, чтоб никто не мог понять и постараться быть нежней

Mar 31, 2011 14:50





Carl Zewy



Рассказывают, будто «язык цветов», которым так увлекались в XVIII-XIX вв., привез в Европу шведский король Карл XII - тот самый Карл XII, которого разбил под Полтавой Петр Великий. После поражения он скрылся, жил при оттоманском дворе и там узнал язык цветов. Но это совершенно не похоже на Карла. Он был суров, воинствен, не признавал другой музыки, кроме барабана и боевых труб, не знал любви - для чего ему это галантное искусство «говорящих букетов»? Тем более что в Европе и так знали цветы, которые играли большую роль в легендах и мифах.

Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, -
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грез, много слез,
Окружусь я тогда горькой сладостью роз.
Если тихо у нас и не веет грозой,
Я безмолвно о том намекну резедой;
Если нежно ко мне приласкается мать,
Я с утра уже буду фиалкой дышать;
Если скажет отец: «Не грусти, - я готов», -
С благовоньем войду апельсинных цветов.

Фет упоминает резеду. Резеда означает исключительность, а цветущая ветка апельсина знаменует благородство. Но попробуйте подставить эти значения в стихотворение Фета - не получается! Видно, недаром утверждали знатоки, что крайне редко можно ожидать точного понимания того, что сказано цветами. Ведь в восточной традиции учитываются все нюансы: когда поднесены цветы? Как дарящий держал букет: если соцветиями вверх - это одно значение, а если букет был опущен - совсем другое. Важно учесть, украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы. И еще: в какой руке держит букет тот, кто подносит, в правой или в левой. А та, кому поднесли букет, наклонила его вправо? - тогда это означает согласие, а если влево - отказ. Молодой человек дарит девушке цветок и пристально смотрит: если она приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу - предостережение.




Albert Lynch

Утром шлю тебе фиалки,
В роще сорванные рано;
Для тебя срываю розы
В час вечернего тумана.
Ты поймешь, конечно, эту
Аллегорию цветную?
Оставайся днем мне верной
И люби порой ночною.

Это Гейне в переводе Александра Блока. Фиалка у Фета - «утром буду фиалкой дышать», у Гейне фиалка тоже связана с утром... Фиалка символизирует застенчивость, невинность. У католиков Деву Марию называли «фиалкой смирения» и посвящали ей белую фиалку.
Фиалка - цветок скромный, простенький, но зато какой аромат! И как хорош цвет фиалки в маленьком букете... Греческая легенда рассказывает, что однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа. Девушка испугалась страсти солнечного божества и обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И тогда Зевс превратил девушку в фиалку, укрыл в тени своих рощ и велел цвести весной. А чтобы оттенить ее красоту, Зевс дал фиалке чудный аромат.

У лунных фей в бутонах гиацинта
Шиповника медовое вино,
И в сердце мне ударило оно;
Спокойно спят в пустом старинном замке
Нетопыри, и векши, и кроты.
Укрывшись то в расщелине, то в ямке;
И от расплесканных повсюду брызг,
Пьяняще пахнущих из темноты,
Им весело становится во сне,
И слышно бормотанье их и визг:
Они не знали о таком вине...

Гиацинт - цветок необыкновенный. Он попал в Европу из Малой Азии. Его название в переводе с греческого означает «цветок дождей» - на родине он распускался с наступлением теплых весенних дождей.
В Европе гиацинт узнали не сразу. Из Малой Азии он сначала попал в Турцию: в начале XVII в. турецкий султан гордился своим садом, где росли одни гиацинты. Он приходил сюда любоваться переливами нежного цвета в окраске гиацинта и вдыхать его ароматы. Во второй половине XVII в. гиацинты завезли в Вену, но по-прежнему этот цветок тщательно охраняли как чрезвычайную редкость. Сад почитали отражением небесного райского сада Эдем на земле, а гиацинт был одним из редчайших его украшений.
Однажды у берегов Голландии разбилось генуэзское торговое судно. Среди других товаров купцы везли ящики с луковицами гиацинтов. Ящики разбились, а луковицы, найдя подходящий для себя грунт, пустили ростки и зацвели. Страстные любители цветов, голландцы подивились их красоте и чудному запаху и пересадили в свои огороды. Голландцы начали культивировать гиацинты, выводить новые сорта и торговать ими. Стоили гиацинты очень дорого: однажды за луковицу «Адмирал Лифкен» было заплачено 20 000 гульденов, целое состояние.
Конечно, гиацинты тут же заняли свое место в галантном языке цветов: гроздеобразный гиацинт назывался «муши-руми», что означало «ты получишь все, что только я могу дать»; а простой голландский гиацинт связывали с понятием кокетства, игры. Больному и уже старому Фету молодая графиня Олсуфьева принесла букет гиацинтов, и поэт тут же ответил стихотворением:

В смущенье ум, не свяжешь взглядом,
И нем язык:
Вы с гиацинтами, - и рядом
Больной старик.
Но безразлично, беззаветно
Власть вам дана:
Где вы парите так приветно -
Всегда весна.




Самый популярный цветок - роза. Греки считали, что белая роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Роза стала красной, когда неосторожный Амур во время пира богов опрокинул на нее сосуд с божественным напитком - нектаром. Ни один цветок не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. В бутоне розы греки видели символ бесконечности, потому что роза круглая, - а круг не имеет начала и конца и потому символизирует бесконечность; к тому же в бутоне листья туго скручены, так что его нельзя развернуть. Но как только роза раскрылась - ее век недолог. Лепестки ее осыпаются или увядают, будучи сорваны. «Дева-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что и их век красоты недолог. Недолгая пленительная красота розы напоминала о кратковременности красоты, о быстротечности человеческой жизни. Поэтому греки носили розы на голове и на груди в знак траура.
От греков роза была перенесена в Рим. Здесь во времена республики роза считалась символом строгой нравственности. Римские воины, отправляясь в поход, снимали свои шлемы и надевали венки из роз - считалось, что эти венки вливают в сердца воинов мужество. Роза служила эмблемой храбрости: знаменитый римский полководец Сципион Африканский разрешил своим солдатам в день их триумфального вступления в Рим нести в руках букеты из роз, а чтобы увековечить память об их храбрости - выбить изображения розы на их щитах.
Но у розы было еще одно, совершенно неожиданное значение: она стала символом молчания. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза - она была посвящена богу молчания Гарпократу. В Риме времен Нерона это было полезное напоминание - чего не сболтнет хмельной человек! А шпионы Нерона тут как тут. Роза не одному болтуну спасла жизнь.

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает...

Так писал Державин в оде, посвященной Екатерине II. Поэт называет Екатерину Киргиз-Кайсацкой царевной Фелицей, будущего Александра I - царевичем Хлором, которому мудрая Фелица открывает путь туда, «где роза без шипов растет». А роза без шипов, согласно христианским легендам, это добродетель, и росла она в раю, но было это до грехопадения человека. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о смертном грехе.
Белая роза, как и белая фиалка, стала символом невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, Розой Без Шипов. Легенда рассказывает, что архангел Гавриил взял белых, желтых и красных роз и сделал из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз означал ее радость, из красных - ее страдания, из желтых - ее славу.
В Англии роза появилась только в XIV столетии. Всем памятна - хотя бы по названию - война Белой и Алой Розы. Война велась за английский престол и названа была по эмблемам, которые несли на своих щитах претенденты. Ланкастерский дом имел на щите белую розу, а Йоркский - красную. Об этом рассказывает Шекспир в трагедии «Генрих VI». В 1450 г. в парке Тампля у куста роз собралось многочисленное общество. Решается спор, представитель какой фамилии сядет на английский престол.
Плантагенет:
Коль так упорны вы в своем молчаньи,
Откройте мысль мне знаками немыми.
Пускай же тот, кто истый дворянин
И дорожит рождением своим,
Коль думает, что я стою за правду,
Сорвет здесь розу белую со мной.
Сомерсет:
Пусть тот, кто трусости и лести чужд,
И искренно стоять за правду хочет,
Со мною розу алую сорвет...
В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамасская - «застенчивая любовь», белая - любовь тихая, а желтая - неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете...
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.




Charles Edward Wilson

Шаловливое стихотворение Пушкина-лицеиста указывает путь: от увлечения, влюбленности к чистоте и невинности, которые означаются лилией. Лилии каждое утро жених присылал невесте, в Греции жениха и невесту увенчивали лилиями и пшеничными колосьями, желая им чистой и полной изобилия жизни. В венке из лилий шла к первому причастию молодая француженка. Христиане считали, что лилия проросла из слез Евы, когда она покидала рай. С лилией изображается архангел Гавриил в сцене Благовещения. Наконец, лилия появилась в гербе французских королей. Легенда рассказывает:
«Говорят, что французский король Хлодвиг, будучи еще язычником, видя, что он терпит поражение, воскликнул: «Христианский Бог, помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно ему явился ангел Божий с ветвью из трех лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг принял святое крещение, а лилия с тех пор стала эмблемой королевской власти во Франции». Так языком цветов учились разговаривать даже государственные гербы. Этим языком владели современники Пушкина, переписывали его в свои альбомы и, конечно, понимали монолог сумасшедшей Офелии лучше нас.
Офелия: «Вот розмарин, это для памятливости: возьмите, дружок, и помните. А это анютины глазки: это чтоб думать. Вот укроп для вас, вот водосбор. Вот рута. Вот несколько стебельков для меня. Ее можно также назвать богородичной травкой. В отличие от моей носите свою как-нибудь по-другому. Вот ромашка. Я было хотела дать вам фиалок, но они все завяли, когда умер мой отец».
Розмарин в переводе с латыни означало «морская роса» - считалось, что это растение цветет у моря. Древние греки использовали напиток из этого вечнозеленого растения для улучшения памяти. В XIX в. студенты вплетали в волосы веточку розмарина - говорят, помогало. Гирлянды, сплетенные из розмарина, надевали на обручающихся - залог долгой любви, память любви. А водосбор в Англии символизировал Святого Духа - это растение напоминает голубя в полете. Другое значение водосбора - безрассудство. Рута душистая означала очищение, а ромашка, как и маргаритка, - невинность. Во Франции XVI в. анютины глазки называли али пенсе, то есть цветок мысли. Людовик XV, возводя в дворянское звание славного в свое время врача и экономиста Кане, велел ему поместить в свой герб три цветка анютиных глазок с надписью: «Глубокому мыслителю». Но в Англии те же анютины глазки означали сердечную радость, покой. Молодые люди 14 февраля, в Валентинов день, день всех влюбленных, посылали их тем, кто им нравился. Это было всем понятное объяснение в любви - без слов. Достаточно было послать засушенный цветок и написать свое имя - та, кто получит такое послание, все поймет. Этот ли цветок нашел в книге Пушкин?

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя...
* * *
Язык цветов прост;
Подобрать то, что хочешь сказать,
Не быть многословным,
Не повторять цветы Пасхи,
Не делать букета, чтоб никто не мог понять,
И постараться быть нежней.
Элизабет Баретт Броунинг




Sophie Anderson

Акация: желтая - ушла любовь,
розовая - элегантность
Анемон - хрупкость
Анютины глазки - думай обо мне
Астра - уходящая красота
Амарант - бессмертие
Барбарис - скорбь
Барвинок малый - светлое воспоминание
Базилик - ненависть
Береза - грациозность
Бессмертник - неизменная память
Боярышник - надежда
Бузина - сострадание
Вербена - чувствительность
Вишня - чистота помыслов
Водосбор - безрассудство
Водяная лилия - чистота сердца
Вьюнок - покорность
Вяз - достоинство
Гвоздика - непорочность
Георгин - достоинство и элегантность
Герань: желтая - трезвый рассудок,
светло-коричневая - я встречусь с вами,
розовая - предпочтение,
пурпурная - утешение
Гиацинт - игра
Гортензия - бессердечие
Дуб - гостеприимство
Дурман - я тебя никогда не забуду
Душистый горошек - расставание
Жасмин: белый - дружелюбие,
желтый - элегантность и грациозность
Зверобой - враждебность
Земляника - совершенное превосходство
Ива плакучая - покинутый
Ирис - послание для вас
Кедр - сила
Кипарис - скорбь
Клен - сдержанность
Колокольчик - постоянство, горе
Конский каштан - несправедливость
Крапива - клевета
Кукуруза - изобилие, избыток
Кукушкин цвет - обещание
Лаванда - признание
Лавр - я не изменю до самой смерти; слава
Ландыш - возвращение счастья
Львиный зев - самонадеянность
Левкой - неподвластная времени красота
Лилия - скромность
Липа - супружество
Лиственница - смелость
Лопух - назойливость
Лотос - ушедшая любовь
Люпин - печаль
Лютик - расположение
Магнолия - влечение
Мак - найди утешение во сне
Маргаритка - невинность
Мать-и-мачеха - материнская забота
Мимоза - чувствительность
Мирт - исчезнувшая любовь
Можжевельник - защита
Мох - материнская любовь
Мята - целомудрие
Нарцисс - обманчивые надежды, желание, эгоизм
Настурция - патриотизм
Незабудка - истинная любовь
Ноготки - беспокойство
Овес - музыка
Одуванчик - непреложная истина
Олеандр - остерегайся
Оливковая ветвь - мир
Орхидея - красавица
Осина - чувствительность
Пальма - победа
Папоротник - искренность
Первоцвет - естественная грация, юность
Петрушка - веселье
Пихта - время
Пион - хвастовство
Плющ - дружба
Подсолнечник - фальшивое богатство
Полынь горькая - отсутствие
Резеда - исключительность
Репейник - признательность
Роза : австрийская - с большой любовью,
дамасская - застенчивая любовь,
белая - тихая печаль,
желтая - неверность,
роза-эглантерия - поэзия
Розмарин - воспоминание, подарок на память
Рута душистая - очищение
Сирень - первое чувство любви
Тамариск - преступление
Терн - трудности
Тис - скорбь
Тростник - послушание
Турецкая гвоздика - улыбка
Тюльпан - выражение любви
Флокс - мы едины
Фиалка: синяя - скромность,
белая - искренность,
желтая - сельское счастье
Хризантема - приветливость
Чабрец - коварные чары
Чертополох - мизантропия
Шалфей - добродетели
Шелковница - мудрость
Яблони цветы - великолепие
Ясень - величие
Язык цветов. 1846 г.

"Приметы милой старины"

традиции

Previous post Next post
Up