24 февраля 1981г.: «Таймс»первой из всех газет сегодня утром объявляет, что принц Уэльский будет обручен с леди Дианой Спенсер. Робин Дэй [политический вещатель и комментатор] просит меня пойти на программу The World at One, чтобы рассказать о возможных местах жительства для пары. Я отказался. Только взгляните, как принц Уэльский и леди Диана Спенсер дают интервью по телевизору. Она держится с большим шармом, но и с характером. И все же есть что-то грустное в том, что девочка 19 лет от роду попадает в королевскую ловушку".
26 февраля 1981 г. "Мартин Чартерис обедает в Claridge's. Он восхищен помолвкой принца Уэльского с Дианой Спенсер: «Это решает многие проблемы». Я удивлен, что он разделяет популярное мнение о будущем назначении принца генерал-губернатором Австралии".
16 июля 1981 г.: "Джонни [граф] Спенсер [отец Дианы] говорит мне, что он хотел надеть свою форму Серого [кавалерийского полка], когда Диана выходила замуж за принца Уэльского, но сама Диана возразила против этого. Она посчитала, что это сделает ее внешний вид менее значительным. Это так необычно, в этом есть что-то от короля Лира".
29 июля 1981 г. День свадьбы принца Уэльского. Я читал в газетах, что вчера вечером в толпе во время фейерверка были жертвы, в том числе несколько выкидышей. Я смотрел церемонию по телевизору. Невеста выглядит очаровательно в сопровождении маленьких девочек с цветами в волосах. Когда камера показывала крупным планом руки невесты, они выглядели так, будто она имеет привычку грызть ногти. Королева-мать бледна, Джонни Спенсер - герой дня, он шел все время без трости, ведя Диану под руку. Потом, на обратном пути во дворец, он энергично махал рукой толпам.
8 августа 1981 г.: "Во время Королевской свадьбы я слышал, что изначально планировалось, что во время каретной процессии от Собора Святого Павла до Дворца Джонни Спенсер поедет вместе со своей бывшей женой (и, конечно, матерью Дианы), миссис Шанд Кидд. Но когда об этом сказали на совещании в Букингемском дворце, у Джонни сделалось такое вытянутое лицо, что королева сказала: «О, хорошо, тогда вы можете поехать со мной», что, к его радости, он и сделал. Спенсерам было предоставлено 50 мест в соборе Святого Павла. Когда Джонни показал Диане свой черновой список, она вычеркнула всех тех родственников, которые прежде не удосужилась прийти на свадьбы её сестер! Однажды она еще задаст жару!
9 октября 1981 г. "Барон Хасси останавливался в Балморале. Он говорит, что слухи о том, что принцессе Диане скучно, правдивы: принц уходит в девять утра на охоту или рыбалку, и она его не видит до семи вечера. Дьюки [ Хасси] задается вопросом, станет ли Чарльз сколько-нибудь хорошим королем. Он думает, что нет. Принц - очень незрелая личность, и контраст с жестким стилем королевы будет слишком заметен".
6 февраля 1983 г.:"Слушаю репортажи из школы, где принцесса Уэльская учила детей. Она, по-видимому, не так уж умна и уж точно без того интеллектуального багажа, который необходим ей в браке с принцем Уэльским".
17-18 августа 1985 г.:"Принц Уэльский гостит у Джона Кинга [председателя British Airways] в Стратнавере [Шотландия]. Он возвращается с рыбалки ближе к вечеру. Через окно я вижу, как он на несколько минут останавливается, глядя на залитые солнцем холмы, и выглядит грустным и одинокими.
Мы жмем друг другу руки. Принц говорит, что он тоже аккуратно ведет дневник, который любит иллюстрировать, если на это есть время. Принц говорит: «Меня всегда удивляет, что люди, кажется, точно помнят то, что я сказал им много лет назад». Я спрашиваю его, побуждает ли это его быть осторожным. «Нет, я бросил это несколько лет назад!»... О французах Чарльз говорит: «Они очаровательны как отдельные люди, но в целом недобросовестны».
27 апреля 1988 г.: Рейн Спенсер [мачеха принцессы Дианы] позвонила и пригласила меня пообедать в Элторпе [имение семьи Спенсер]. Она подробно рассказала о браке принца Уэльского. Она восхищена общественными качествами принца, особенно его заботой о малых городах. Но она думает, что у принцессы Уэльской непростая жизнь. "Они не похожи на двух влюбленных. У них разные спальни, и она никогда не прикасается к нему. Когда он говорит: «Поцелуй меня», она не отвечает». У нее недостает артистизма, чтобы подыгрывать ему, что делает пропасть между ними еще больше.
30 сентября 1992 г.: "Джон Лисберн [граф] рассказал мне, что принцесса Уэльская, посещая жилой комплекс, когда ей сказали, что там не хватает мужчин, ответила: "Вот как. Прямо как у меня в жизни". Как это безответственно с ее стороны!"
13 декабря 1992 г.: "Мы поговорили, естественно, о деле Уэльских. Его не волнуют пустые претензии Чарльза на интеллектуальность, как и его злопамятный характер. "Конечно, Диана намеренно унизила его публично и попутно сделала миллионером Мортона. Поэтому неудивительно, что он (принц Чарльз) ее ненавидит и ему не хватает щедрости духа для того, чтобы предложить перемирие.Хотя это - единственный выход, если монархия хочет сохраниться после правления королевы. Как поведет себя Диана? В конце концов, их расставание произошло по ее настоянию. Будет ли она теперь вести тихую достойную жизнь, которая в один прекрасный день приведет к примирению? Почти наверняка нет. Она хочет усложнить Чарльзу дорогу на трон, и с этой целью она станет его врагом".
21 декабря 1992 г.:"Рейн Спенсер рассказала, каким занудным Джонни (Спенсер, отец Дианы) нашел принца Уэльского, когда тот приехал в Элторп. Проговорив два часа о тропических лесах и о других экологических проблемах, он ничуть неутомился. Поэтому Джонни сказал, что ему надо позвонить, и вышел. Рейн обнаружила его в спальне на кровати, он ей сказал: "Я не буду спускаться к ужину еще на два часа тропических лесов". Рейн в конце концов уговорила его прийти, хотя бы ненадолго. Джонни, как многие истинные царедворцы, с опаской относился к королевской семье. Он часто говорил: "Я лично служил королю. Но, как и все остальные, кто пошел в магазин, купил флажок и помахал им, ближе я к нему не стал".
21 января 1993 г. " Во дворе Сент-Джеймсского дворца фургоны разгружают имущество принца Уэльского, доставленное туда из Кенсингтонского после его ухода от Дианы. Он будет жить в доме Дэвида Эйрли [шотландский ровесник и друг детства королевы], который до сих пор использовался только для развлечения.
5 апреля 1993 г.: "Какая же хитрая принцесса Уэльская! Как только она услышала о том, что принц будет жить отдельно в Сент-Джеймсском дворце, она тотчас же явилась туда и сказала, что пришла посмотреть, чувствует ли принц себя комфортно. Она даже настояла на том, чтобы посмотреть его спальню, отметила, что ему там необходим маленький столик, и сказала, что найдет ему такой. Принц ее боится. Мартин Чартерис сказал мне: "Если бы королева позаботилась о родословной жен своих сыновей так же, как она заботится о родословной своих лошадей и собак, она избежала бы многих неприятностей".
22 июля 1993 г. "В ночь на премьер-министерский ужин в Спенсер-Хаусе [провидимый бывшими премьер-министрами и их супругами для королевы и принца Филиппа], увидел окончательный распад брака. Принцесса Уэльская попросила аудиенции у королевы перед обедом, чтобы сказать ей, что она хочет расстаться с Чарльзом.
Королева одевалась и была в спешке, поэтому сказала Диане, что этот разговор они продолжат во дворце позже вечером. Именно так и произошло, и брак крякнул окончательно. Но в промежутке королева должна была высидеть целый ужин с премьер-министрами, и она даже со мной заговорила. Удивительно, как она смогла в подобных обстоятельствах оставаться настолько собранной и доброжелательной. Уэльские, наоборот, были красные и взволнованные".
18 октября 1994 г.:"Я разговаривал с королем Константином [Греции] о книге Джонатана Димблби о принце Чарльзе. Мы сошлись в мнениях о том, что книга не может принести принцу никакой пользы и почти наверняка вызовет у него презрение.
5 ноября 1994 г.: "Гостил в Благдоне [дом виконта Ридли]. Принцесса Маргарет также была приглашена. Она согласна со мной, что принц и принцесса Уэльская должны развестись. "Но Чарльз просто не слушает мои советы. Когда я разговаривала с ним, я заметила, что его глаза блуждают по комнате".
3 июня 1995 г.:"Приглашен на выходные к Дэвиду и Памеле Хикс. Принцесса Александра сказала Пэмми, что никогда не спорит с принцем Чарльзом, настолько ужасна его ярость..."
21 ноября 1995 г. "Телевизионное интервью Принцессы Уэльской [Би-би-си Панорама], кажется, технически завершено, но ужасно нескромно - она призналась в прелюбодеянии с Джеймсом Хьюиттом.
14 января 1996 г. "Политический корреспондент Glasgow Herald рассказал Джин Трампингтон (одной из фрейлин королевы), что принцесса Уэльская провела 17 часов, записывая ту самую, печально известную телепередачу: она перезаписывала каждый фрагмент снова и снова - до тех пор, пока не достигала нужной степени ложной искренности".
31 мая 1996 г.: "Принцесса Маргарет говорит: "Как будет рада семья избавиться от жен, Дианы и Ферги".
21 июля 1996 г.: "Главная проблема с принцем в том, что он ненавидит, когда ему говорят то, что он не хочет слышать".
31 августа 1997 г.: "Разбужен телефонным звонком в 6.15. Это NBC из США. "Вы слышали новости? Принцесса Диана и Доди Файед погибли в автокатастрофе несколько часов назад. Примете ли вы участие в программе о ней?» Я отказался".
3 февраля 1998 г.: " Обед с Дьюки Хасси в Ритце. Мы обсуждаем ложную репутацию святой Дианы. Однажды она хотела посмотреть операцию в Королевской больнице Марсдена, председателем которой был Дьюки. Дьюки был категорически против, но как ее остановить? Решение заключалось в том, чтобы найти пациента, который отказался бы дать разрешение присутствовать любому зрителю. Это удалось администрации, и об этом сообщили печальной Диане".
4 июня 1998 г.: "Принцесса Маргарет сказала о предлагаемом мемориальном саде принцессы Дианы перед Кенсингтонским дворцом: «Конечно, мы этого не хотим. В конце концов, она жила позади дома, а не перед ним. Достаточно и того, что прийдется теперь восстанавливать газоны, вытоптанные всеми этими людьми на той неделе, когда она умерла. И, конечно, никакого 300-футового фонтана в Круглом пруду!"
12 июля 1998 г.:"Королева-мать сказала, что она не поддерживает мемориал принцессы Дианы в Кенсингтонских садах".
21 июля 1998 г. "Принц Эдди [герцог Кентский] обедает в Гавроше. Он крайне взбешен планами мемориального сада принцессы Дианы в Кенсингтоне".
21 октября 1998 г.:"Прекрасные новости! Грандиозные планы правительства потратить 10 миллионов фунтов стерлингов на строительство мемориального сада Дианы в Кенсингтонских садах, отклонены из-за жесткой оппозиции со стороны местных жителей и отсутствия энтузиазма со стороны других частей Лондона и страны. Так что мы будем избавлены от Диснейленда Дианы".
Kenneth Rose "Who Loses, Who Wins"