Русские покупатели Розы Бертен

Oct 18, 2019 15:05





Аристократия:

(написание имен соответствует орфографии источника)

1. M-me Xenowiеff - Екатерина Александровна Зиновьева, урожденная Меньшикова (1748- 1781), супруга С.С. Зиновьева, русского посла в Мадриде. Покупала у Бертен преимущественно шляпы, несколько накидок и более десяти "гарнитуров" на различные платья, то есть комплектов нашивок, украшений, лент. Среди покупок Зиновьевой - веера, платки и манжеты; отрезы тканей и лент.

2. Prince Dolgorowski/Dalgorouki - вероятно - князь М.В. Долгоруков, делает несколько незначительных покупок в 1774 году.

3. Comtesse de Golofskin - Елизавета -Вильгельмина-Жюстина Головкина. Заказы составляют преимущественно головные уборы и отрезы различных материй.

4. Princesse Bariatinski - Мария Васильевна Барятинская, урожденная Хованская. Относилась к числу злостных должников у Бертен и Болара. Сумма заказа Барятинской у Болара- 28 391, 5 ливра, что в десять раз превосходило сумму заказа великой княгини Марии Федоровны.

5. Madame la Generale Barazdin - генеральша Анастасия Андреевна Бороздина. Ее заказ содержал отрезы (более сорока), 10 шляпок, 10 платков, искусственные цветы.

6. Madame la Comtesse Apraxine - вероятнее всего это была Екатерина Ивановна Апраксина, фрейлина Екатерины II. Заказала в 1777 году несколько накидок, корсетов с рукавчиками и множество отрезов, лент, кружев.




7. Madame de Cherkassov - Елизавета Александровна Черкасова, урожденная Пальменбах. Ее заказ отправили морским путем; для чего сначала переслали из Парижа в Руан.

8. Madame de Pouchkine - Прасковья Васильевна Мусина-Пушкина, урожденная Долгорукая-Крымская.

9. Comtesse de Saltikoff. Покупательниц Салтыковых было три, и господин Салтыков - четвертый.

10. Princesse Galitzin autre que la soeur de General - эта дама сделала один из самых больших заказов: перечисление покупок занимает более 20 листов. Примечательно, что вскоре после заказа она оплачивает го почти полностью, на 90%. В 1816 году долг был выплачен окончательно. Это могла быть Наталья Петровна Голицына (урожденная Чернышева), известная как "princesse moustsche", прототип Пиковой дамы, Дарья Алексеевна Голицына, статс-дама Екатерины II, Варвара Васильевна Голицына, урожденная Энгельгардт, племянница Потемкина, либо Прасковья Ивановна Голицына (урожденная Шувалова).

11. Comtesse de Razoumowsky - Софья Степановна Разумовская, урожденная Ушакова, фаворитка великого князя Павла Петровича. Сумма долга -2373, 18 ливра.

12. Princesse Cherbinine - Анастасия Михайловна Щербинина, урожденная Дашкова.

13. Baronne de Benkendorff - Анна -Юлиана Бенкендорф, урожденная Шиллинг фон Канштадт, была фрейлиной Марии Федоровны.

14. Comtesse de Kascheloff - Варвара Ивановна Кошелева, урожденная Плещеева.

15. Comte de Chernichev - И. Г. Чернышев. Из трех его заказов наиболее значителен первый, на 12 тысяч ливров.

16. Skavronsky - Екатерина Васильевна Скавронская, одна из племянниц Потемкина. Особенность ее заказа в том, что он включал немало украшений: колье, серьги, браслеты, "камни" (стразы) на платье.

17. Belozersky, prince russe - вероятно это был Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский. Заказ на сумму 688 ливров.

18. Madame Brusse, la Comtesse russe - Прасковья Александровна Брюс, урожденная Румянцева. Долг - 1279 ливров.

19. Mme la Bne Crudner -Варвара-Юлиана Крюденер.




Заказы Екатерины II:

Не так просто ответить на вопрос о заказах самой императрицы или о покупках для нееу Розы Бертен. В документах Бертен было обнаружено дело с именем российской императрицы (Son Altesse Impériale Catherine, grande duchesse douairière, mère de tous les Russes). А в одном
из писем барона Ф.М. Гримма встречается пассаж, ироничная шутка, которую можно понять как имеющую под собой реальные основания:

«Безделушки (colifichet) правят всем миром, и я не знаю, по какой случайности она [Екатерина II] не желает видеть их около себя. Впрочем, очевидно, что безделушки не могут разорить российскую императрицу и что счет от мадемуазель Бертен, если она даст полную свободу своей
фантазии, не приблизится пока к стоимости счета от страстотерпца [так называл себя Гримм]».

Даже если Екатерина II ничего не заказывала у прославленной модистки, парижские товары прибывали к ней регулярно. Например, в 1783 году на борт корабля капитана Ульриха погрузили девять ящиков для императрицы, о чем сообщает ей Ф.М. Гримм, «так сказать, ее
комиссионер в Париже». Это были и конкретные заказы, сделанные тому же Ф.М. Гримму, и подарки, сделанные по его инициативе. К ряду первых относятся преимущественно книги и медали, а также, например, золотая шоколадница и «два прекрасных бриллианта». По своей инициативе Гримм направляет румяна, фрукты, перчатки.

Косметические средства для нужд великого князя посылает Лезаж - парижский портной, доверенное лицо по части «модных дел» князя А. Куракина. Это пудра с отдушкой гвоздики, помада для волос с тем же ароматом.




Заказы великой княгини Марии Федоровны:

Великая княгиня делала заказы в магазине Бертен между 1788 и 1792 годами. Через Н.К. Хотинского, бывшего поверенного в делах в Париже, значительные суммы регулярно вносились в счет погашения долга. Первая из таких выплат за апрельские покупки 1778 года состоялась
незамедлительно, в сентябре того же года. В течение следующих четырех лет Хотинский четыре-пять раз в год пополняет кассу магазина. В общей сложности через его руки проходит астрономическая сумма - 109 614 ливров.

Заказы Марии Федоровны осуществлялись «ритмично», дважды в год: первый в марте, второй - в сентябре. Это позволяло обновить гардероб перед наступлением нового сезона (так рекомендовали модные журналы); возможно также, это было связано с особенностями доставки товаров -
морским или сухопутным путем. Согласно рассматриваемому документу, заказы были сделаны между 1788 и 1792 годами. Однако целый ряд источников указывает на покупки великой княгини, сделанные у Бертен намного раньше, в частности во время ее пребывания в Париже под именем графини Северной. Кроме того, если один из заказов был сделан для Марии Федоровны графиней Разумовской, то и другие могли быть осуществлены подобным образом, скрываясь под именами других заказчиков. Если дело обстояло именно так, то 1788 и 1792 годы являются лишь условными хронологическими границами заказов Марии Федоровны.




Чем отличаются покупки великой княгини от остальных русских заказов у Бертен?

• Как и ее ближайшее окружение, Мария Федоровна покупала то, что в швейном деле называется приклад: ленты, кружева, искусственные цветы и букетики, гирлянды, пуговицы и пр. Приклад позволял по собственному вкусу отделывать платья, сшитые в России, или украшать прическу.

• Великую княгиню интересовали аксессуары: пояса, платки, шали. Шали впервые встречаются в счете от 1790 года, то есть за пять лет до приезда в Россию портретистки Э. Виже-Лебрен, с чьим именем принято связывать появление этой моды при петербургском дворе. Косынки входят в
комплект к платьям или заказаны отдельно; в среднем по четыре штуки в каждом из заказов Марии Федоровны. Для нее привозят даже такую вещь, как «косынка-шаль из газа, вышитого букетиками, которая превращается в накидку». Всего по одному разу встречаются перчатки и стальная пряжка; несколько раз - украшения (бусы).

• В заказах великой княгини доминируют предметы одежды. Платья - вот главное содержание всех заказов. Их количество варьируется от трех до семи в каждом. В общей сложности это двадцать два русских платья, десять турецких; другие модели представлены незначительно: модель
платье-рубашка (два), фуро (одно), платье а реверс (два), маскарадные платья (а ля Султан, по-армянски, а ля Нимфа Калипсо). Среди прочих платьев, простых и нарядных, заслуживают внимания три туалета. Во-первых, «платье после родов» в заказе от 1 апреля 1788 года. Как известно,
на 10 мая того же года пришлось рождение Екатерины Павловны, которая была четвертой дочерью и шестым ребенком в семье великого князя. Во-вторых, платье а ля Кобленц, представляющее «контрреволюционные моды». Начиная с лета 1791 года этот немецкий город стал центром
объединения военных сил роялистов вокруг графа д’Артуа. В-третьих, «новый редингот», который Мария Федоровна примерила в 1791 году. «Новым» редингот назван потому, что сама модель вошла в женский гардероб в 1760-х годах. Старый редингот был длинным, с отложным воротником и застегивался на пуговицы спереди. Удивительно, что заказ редингота случился лишь однажды, а ведь «сертуки [рединготы] и шляпы» были регулярно предписаны императрицей своему окружению. Ансамбль «пьеро и юбка» встречается в заказах великой княгини довольно часто.




Послеродовое платье великой княгини, заказанное у Розы Бертен

Смена головных уборов составляет сущность европейской моды в описываемую эпоху. Реестр покупок Марии Федоровны содержит шляпы, шляпки и пуфы в количестве 99 штук. По заказам они распределены достаточно равномерно. Какие модели желает получить из Парижа великая княгиня? Как выбор размера, цвета, фасона характеризует ее вкус? Насколько современные шляпы заказывает Мария Федоровна? Цвета разнообразны: белый, красный, фиолетовый, синий; с полосками и в горох. В заказах нет повторяющихся моделей, и ни одной модели не отдано особенного предпочтения: это и несложные модели неглиже, полунеглиже, шляпка как у садовницы, рожок по-крестьянски, соломенные шляпы, украшенные лентами; и «шляпы-прически» с диковинными птицами и перьями; и шляпы для сопровождения маскарадных костюмов - Нимфа Калипсо и «по-философски».

Это полностью соответствует европейским модным тенденциям. С одной стороны, заказчица всего этого изобилия предстает перед нами как увлеченная новинками поклонница парижских мод.
С другой, она мать семейства, которая хочет оставаться привлекательной в свои тридцать лет; наряды помогают ей преуспеть в этом и создать гармоничный образ. С третьей, она будущая императрица, супруга наследника престола самого роскошного на тот момент европейского двора. Богатство и разнообразие ее одежд положены этикетом.

Ксения Бордэриу "Платье императрицы"

аристократия, история костюма, императрицы

Previous post Next post
Up