Французский детектив и Викторьен Сарду

Nov 12, 2014 17:55


По чувствовала я, дорогие мои друзья, что плохо знаю современную литературу как русскую, так и иностранную. Раньше бывало: едешь в общественном транспорте, заглянешь через плечо читающего пассажира( ну вы не забыли, что СССР была самой читающей страной) и, прочтя первые несколько слов, удовлетворённо заключаешь "читал". А сейчас? Читаю отчёты жж читателей о прочитанных книгах   и грустно говорю себе "не читала". Решила попробовать обогатить свой культурный запас тем, что написало в книгах человечество. Полезла в сообщество "Что читать" и стала читать рекомендованные книги. О моём впечатлении о прочитанном, возможно, расскажу позже, а сейчас речь пойдёт о другом.

По моей научно не проверенной статистике   наибольшей популярностью у современного читателя пользуются два жанра: детектив и фэнтези - 80% ( последний жанр не мой совершенно). Пальма первенства, естественно, принадлежит англоязычному детективу, зачинателем которого считают Эдгара По с его четырьмя рассказами: "Убийство на улице Морг", "Похищенное письмо", "Тайна Мари Роже" и "Золотой жук". Французский детектив представлен в сообществе весьма скромно. Обидно мне стало.

Своим появлением на свет этот любимый литературный жанр обязан самим детективам, т. е. людям, ведущим расследование , частным сыщикам. Не появись на свете частный сыщик, врядли бы вы сейчас читали по ночам с фонариком под одеялом о серых клеточках Пуаро и других великих детективов. А кто был первым в мире частным детективом? - ВИДОК, француз ЭЖЕН -ФРАНСУА ВИДОК (1775-1857),преступник не раз сидевший в тюрьме, прозванный королём риска и оборотнем, сумевший организовать во французской полиции отделение "Сюрте" (безопасность) по поимке преступников и руководивший им более 20 лет, в 1833г. создал первое в мире собственное бюро расследований.


       


Его мемуары, изданные в 1828г и имевшие огромный успех,славно послужили литературе. Благодаря ему появился колоритный Вотрен в романах Бальзака,такой же оборотень, как и его прототип ; рассказ Видока о сокамернике, попавшем в тюрьму за кражу хлеба для голодных младших братьев, помог В.Гюго создать образ Жана Вальжана, чей путь на каторгу начался с аналогичной кражи; наконец, сам Эдгар По сотворил своего Дюпена, вдохновившись мемуарами "короля риска и сыска". В последствии Видок стал прототипом для многих детективных романов, фигурировал как персонаж в ряде исторических или псевдоисторических романов и даже превратился в  героя одноименного фильма в исполнении Жерара Депардье.  Очевидно теперь, что Франция сыграла не последнюю роль в создании детективного жанра?:))

Меня заинтересовало, когда же во Франции появились первые художественные детективные произведения. И тут меня ждал сюрприз и даже, я бы сказала, маленькое открытие. Принято считать,что рождение детективного жанра связано с именем Эмиля Габорио, его романом 1863г. "Дело вдовы Леруж", где появляется хитроумный сыщик, комиссар полиции Лекок,очередной литературный клон Видока.. Незамеченный в 63-ем году, этот роман приобрёл необычайный успех в году 66-ом. С тех пор до смерти писателя в 1873г. ежегодно выходившие романы Габорио были объединены именем детектива Лекока. Однако я обнаружила,что ещё до выхода в свет романов Коллинза и Диккенса, за несколько лет до успеха первого романа о Лекоке, в 1861 году был написан и 62-ом опубликован рассказ "Чёрная жемчужина".

В этом небольшом рассказе, созданном без сомнения под влиянием "Таинственных рассказов" Эдгара По, присутствуют все элементы детективного жанра: замкнутое пространство, в котором произошло преступление, несколько подозреваемых лиц, рассказчик и, конечно, сам детектив,комиссар полиции господин Трикам. К нему автор относится с явной иронией, и в отличие от классического детектива Трикам - скорее шарж на него. Писатель не отказывает себе в удовольствии высказаться по поводу науки, на которую опирается детектив в своём расследовании, выразив тем самым своё отношение к увлечению наукой своих современников. Не смог он обойтись и без любовной интриги, но умело сплетает её с интригой криминальной, не забывая об увлечении писателей- романтиков цыганами, делает героиню рассказа цыганкой и, напугав трагическим финалом, приводит своё повествование к счастливому концу.

Каково же было моё удивление, что автором этого рассказа оказался Викторьен Сарду (1831- 1908),



известнейший драматург, член Французской Академии, автор многих пьес в жанре комедии нравов и исторических драм. Его пьесы пользовались успехом и в России благодаря мастерству интриги, занимательному сюжету, кипящим страстям и театральным эффектам, за которые ему доставалось от Бернада Шоу и Э.Золя. Теперь его пьесы забыты, но одна из них избежала забвения, её герои продолжают жить на подмостках сцены, хотя не все зрители обращают внимание на имя их создателя.


   

Сара Бернар в роли Тоски

Это - "Флория Тоска", послужившая основой для оперы Джакомо Пуччини "Тоска". И я вам скажу по секрету, что либретто гораздо лучше оригинального произведения, по которому написано. Пуччини , уверяю вас, был того же мнения. Он обратил внимание на пьесу благодаря Саре Бернар в заглавной роли. Композитор был потрясён игрой актрисы.Его увлекла в пьесе традиционная для классического театра тема страсти и долга: страстная безрассудная любовь женщины,готовая на всё и приведшая к гибели любимого, любовь мужчины, не забывающего о своём долге и ставящего честь на первое место, и разрушительная коварная любовь-ревность негодяя у власти. В результате переговоров с Сарду Пуччини получает право на адаптацию пьесы. В союзе с либреттистом Иллика он сокращает число действующих лиц вдвое, упраздняет все исторические и политические диалоги, сводит пятиактную пьесу к трём актам, просит добавить монолог Каварадосси, ставший знаменитой арией и добивается возрастающего напряжения драматического действия, не ослабевающего до финала оперы.

Заинтересованные читатели могут сравнить текст пьесы Сарду и полный текст оперного либретто и вынести свой вердикт, ибо не все со мной согласны и с точки зрения художественности образов отдают предпочтение драме   перед оперой. Вот здесь текст пьесы по-русски: http://arashi-opera.livejournal.com/tag/sardou; здесь - французский оригинал: http://www.atramenta.net/lire/la-tosca/15032/2#oeuvre_page

а здесь - полный текст оперного  либретто  на русском языке: http://libretto-oper.ru/puccini/tosca для тех, кто не слышал оперы на русском языке и хочет знать, о чём всё- таки поют  герои, чего же так жаждал Маро Каварадосси :))

image Click to view



image Click to view



Я же не удержалась и перевела рассказ "Чёрная жемчужина", как первый французский детективный рассказ и единственный в этом жанре, написанный драматургом Викторьеном Сарду, поместив его на страницы сайта "Проза. Ру" под псевдонимом :))       http://www.proza.ru/2014/11/08/1055

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Книги, Размышлизмы

Previous post Next post
Up