Итак, фестиваль Максима Венгерова в филармонии (aka "Дворец Культуры") Тель-Авива.
Прелюдия о том, как я попал на этот концерт - не думаю, что это самая интересная часть, так что кто хочет, можете спокойно эту часть рассказа пропустить.
Если честно, я на этот концерт не собирался, а наоборот, пристально вглядывался в сторону юга, так как в тот же вечер в Беер-Шеве должен был состояться концерт Андрея Гаврилова и обещался 1-й фортепианный концерт Баха и ещё всё такое вкусное.
Но, во-первых, Беер-Шева далеко. А во-вторых, я контрабандным читерским путем поимел бесплатные билеты.
Русскоязычная газета "Вести" устраивала бесплатную раздачу тем, кто ответит на вопрос по какой-то статье про Венгерова, которую они недавно выдали. С помощью моей мамы, которая эту статью читала, я узнал ответ и вуаля, два бесплатных билета.
В результате, на концерт заявились мои родители, дядя с тётей и я. Так как Лена не сильно интересуется классической музыкой, да и уставшая была, второй билет "завис", но нашелся мамин ученик по фортепиано, который возжелал.
Этот фестиваль изначально должен был проходить летом, но "благодаря" нашей региональной войнушке он не состоялся тогда. Надо сказать, что Венгеров сделал красивый жест, пригласив на концерт жителей приграничных с Газой районов Израиля. Не знаю, много ли воспользовались этим приглашением, но зал был практически полон.
--------
Первым был исполнен знаменитый скрипичный концерт Чайковского. О нем много написано, но я хотел бы изложить своими словами, тем более, ведущий концерта тоже рассказал эту историю.
Считается, что это виртуозное произведение появилось вследствие тяжелой депрессии, которая овладела Петром Ильичем после его неудачной женитьбы.
О степени несчастья брака Чайковского со студенткой Московской консерватории Антониной Милюковой можно судить по письмам Чайковского Надежде фон Мекк, в которых были, в частности, такие строки:
«Я провел пятнадцать дней с моей женой в Москве: серия невыносимых мучений. Я понял, что никогда не смогу ее выносить. Я чувствовал, что во мне закипает такая ненависть, что я мог бы ее задушить».
Когда Чайковский удалился в Швейцарию в компании своего юного ученика и, как предполагается, возлюбленного скрипача Йозефа Котека, он активно начал творить. В частности, появился этот самый скрипичный концерт, который он первоначально хотел этому своему Котеку посвятить.
Но, видимо, в какой-то момент Котек выпустил коготки и в их отношениях наметился некий разлад, потому Чайковский послал Котека куда подальше. В результате, П.И.Ч. решил свой первый и единственный концерт для скрипки посвятить и предложить для исполнения Леонарду Ауэру, великому в те дни европейскому исполнителю. Но и тут облом: Ауэр вдруг заявил, что концерт очень сложный и отказался.
В результате первым исполнителем стал один английский скрипач. А всем известно, что настоящие английские скрипачи обязаны быть родом из Таганрога. Короче, это был "наш человек", некий Адольф Давидович Бродский.
К несчастью для Чайковского, на премьере присутствовал известный венский музыкальный критик Эдуард Ханслик. Тот сказал, что это отвратительное и варварское произведение, которому не место на европейской сцене. Говорят, что он даже назвал его "вонючим".
Но публика поставила всё на свои места.
Концерт имел грандиозный успех, Бродский блестяще справился со сложнейшей сольной партией, а Чайковский наконец-то стал значительным лицом в европейском музыкальном мире.
В Тель-Авиве Венгеров исполнил скрипичный концерт Чайковского абсолютно шикарно. Помимо виртуозной игры, он добавил своей замечательной эмоциональности, в результате получилось очень хорошо.
Надо отдельно отметить ришонский симфонический оркестр, который был весьма на уровне. В плане ложки дёгтя могу лишь сказать, что во втором "движении" первой части, где эмоции как раз должны плескать через край, оркестр несколько притормаживал вдохновенного Максима.
К сожалению, "документальных" доказательств у меня не сохранилось, но, как минимум, Максим сыграл не хуже, чем в этом клипе:
Click to view
-----------
После перерыва пришла пора совсем уж "русской" музыки. "Шехерезада" Римского-Корсакова.
Ну, об этом произведении стооооолько сказано. Наверное, одно из самых известных русских классических произведений в мире.
Мне, как рок-человеку, конечно же, известны "перепевы" этого произведения и ранним Deep Purple, и одной из моих любимейших прогрессив-ансамблей, "Renaissance".
Но тут интересность в другом.
В своё время знаменитый бельгийский музыкант Эжен Изаи совместил своё скрипичное и дирижерское мастерство и умудрился одновременно дирижировать и исполнять скрипичные соло в "Шехерезаде".
Максим Венгеров, который некоторое время назад решил заняться дирижерством, повторил опыт Изаи и таким образом создал свою "дипломную работу", которую не так давно "защитил" в Москве, исполнив Шехерезаду вместе с московским оркестром «Русская филармония».
На тель-авивском концерте он повторил это исполнение, и сделал это совершенно шикарно.
Приблизительно так:
You can watch this video on www.livejournal.com
------
После оваций, которыми сопровождалось окончание исполнения "Шехерезады", Венгеров сказал пару слов на иврите (кстати, он ведь израильский гражданин, но к сожалению, тут ему было "развернуться" негде), поблагодарил всех и исполнил на десерт "Элегию" Масне.
На мой взгляд, лучше б он этого не делал. Нет, всё замечательно, и "Элегия" красивая, и исполнил он её отлично, но...
Как-то после столь значительных произведений Масне звучал серенько и примитивно.
Я аж на обратном пути, чтоб перебить "послевкусие" от сладенькой "Элегии" врубил "Тикун Хацот" на полную громкость. :-)
А вообще, отличный музыкальный вечер. Очень доволен.
P.S. Да, совсем забыл. Ещё один "сахтэн" симфоническому оркестру Ришон-ле-Циона. Не то, что не ударили лицом в грязь в присуствии маэстро мирового класса, а я бы сказал, были более чем достойны.
Особенно меня умилил исполнитель на тамбурине. Даже те 90% времени, что ему приходилось сидеть во время "Шехерезады" на стульчике, он всем своим видом давал понять, что он переживает это произведение посильнее, чем Шахрияр. А когда приходило время наконец стукнуть пару раз в бубен, он это делал с самоотдачей, которой тот же Венгеров мог бы позавидовать.