Тьма, пришедшая со стороны Средиземного моря, накрыла...

Jun 07, 2011 10:52

Обещанное об Иерусалиме.

Можно закатывать глаза и пафосно излагать, мол, к Иерусалиму не бывает равнодушного отношения. Либо безусловная преданность, либо полное неприятие.
Это всё звучит красиво, и даже во многом верно, но я попытаюсь вернуться из "небесного" на грешную землю и порассуждать об "объединенном Иерусалиме".

Итак, по порядку.
НЕМНОГО новейшей ИСТОРИИ.
1947-й год. По плану разделения Палестины, утвержденному ООН, весь Иерусалим должен был оставаться городом под юрисдикцией ООН. Как известно, евреи согласились с этим планом, а арабы - нет. Вместо этого они развязали самую кровопролитную из еврейско-арабских войн, войну 1947-49 годов.
В результате западная часть Иерусалима (населенная преимущественно еврейскими жителями) была захвачена израильскими войсками, а восточная (включая весь Старый город) - Трансиорданией.

1967-й год. Сразу несколько арабских государств готовят нападение на "сионистское образование". 5 июня Израиль наносит превентивный удар, уничтожая практически полностью авиацию Египта, Иордании и Сирии. 7 июня парашютисты полковника Моты Гура (кстати, отец одного из основателей той фирмы, в которой я сейчас тружусь) захватывают восточные районы Иерусалима, включая Старый город и Стену Плача.

Именно это событие мы и праздновали на днях.
Безусловно, великолепная победа и всё такое.

Но попытаемся посмотреть на Иерусалим с точки зрения формально-правовой.
1. По резолюции ООН 47-го года Иерусалим - город, который не принадлежит никакому государству, а имеет особый статус ООН.
2. То, что произошло в 48-м году, фактически является оккупацией города двумя государствами, Израилем и Трансиорданией. Израиль фактически (а не формально!) сделал Западный Иерусалим своей столицей, а Трансиордания аннексировала Восточный Иерусалим (кстати, никакого осуждения ООН факта аннексии не последовало).
3. То, что произошло в 67-м году, фактически является реоккупацией Израилем оккупированной иорданцами части города.
4. В том же 67-м году Израиль распространил свою юрисдикцию на весь город. А в 1980-м формально аннексировал весь Иерусалим, объявив его своей официальной столицей, действие, вызвавшее резолюцию №478 СовБеза ООН, в которой израильская аннексия осуждается, как противоправное действие.

Что же произошло?
Непоследовательная политика ООН заключается в том, что арабская аннексия Иерусалима признавалась легитимной, а еврейская - нет. При этом единственное принятое четко решение по статусу Иерусалима - это то самое, 47-го года, в стиле "не достанься же ты никому".
А значит, с мировой правовой точки зрения, Иерусалим можно считать оккупированным в любом случае: и в случае полной принадлежности Израилю, и в случае раздела между Израилем и любым арабским государством (существующем или пытающимся создаться).

-----------------------------------------------------------
Вернемся в наши дни.
Ситуация несколько диковатая. Часть районов восточной части города - абсолютно арабская. Там вообще редко можно встретить евреев, там на улицах часто не понимают ивритскую речь, есть улицы, на которых нет ни одной надписи на иврите, даже указателей. Другая часть восточных районов города - абсолютно еврейская и выстроена Израилем в течении последних 40 лет. Кроме того, Старый город, в котором всё дико намешано, внутри которого дежурят пограничные войска, охраняя одни кварталы от других, не допускающие граждан Израиля на Храмовую гору, разве что по специальным разрешениям, и не допускающие арабов после пятничных молитв спускаться к Стене Плача и в еврейский квартал. Плюс море паломников-христиан, особенно в дни христианских праздников. Плюс отдельный армянский квартал.
Интересно и то, что арабские жители восточных районов как-то вообще не проявляют особых желаний присоединиться к т.н. Палестинской автономии и терять израильское гражданство. С другой стороны, в восточной части города то и дело появляются полуофициальные представительства автономии, которая де-факто "прибирает" эти районы к рукам.

Ну, и как же нам обустроить Вечный Город при таком раскладе?
Израильская позиция известна - мол, город - единая и неделимая еврейская столица. Come on, какая же она неделимая, когда она де-факто никогда не была объединена? Какая же она еврейская, когда целые районы города населены неевреями, и оказавшись там, не сразу вообще поймешь, что ты в еврейской стране?
Палестинская позиция тоже известна. Мол, вся восточная часть города (как минимум) должна стать столицей будущего арабского государства. Оставим вопрос, насколько это государство вообще возможно. Как собираемся делить? Как у Винокура в известной репризе: "Тут играть, тут не играть, там, где пятно, вокальная партия, а тут рыбу заворачивали?"
Если оставить распределение районов так, как оно есть, тогда между арабскими районами города и т.н. автономией нет общей границы. Выселяться никто никуда не захочет, оно и понятно.

Я к чему веду?
Вариант оставить всё, как есть, явно не проходит. Он неудобен не только арабской стороне, но и еврейской. Город фактически поделен, но при этом все гордо не хотят этого замечать.
Вариант делить формально в стиле Винокура - тоже нереален.
Вариант делать из Иерусалима "ближневосточный Ватикан" не подходит ни одной стороне, хотя формально он - единственно правильный и компромиссный.
Что же выбрать? И как договориться? И нужно ли договариваться?

Хочу послушать ваши мнения. Без лозунгов только, пожалуйста, и без обращения к древней истории (мы все с ней знакомы неплохо, но она никак не поможет в нахождении решения в наши дни).

Израиль, анти-политика, война, даты, история, еврейский вопрос

Previous post Next post
Up