Мой дед, капитан Красной Армии Савва Петров

Jan 28, 2013 13:05


Мой дед, Савва Наумович Петров, капитан Рабоче-Крестьянской Красной Армии, начальник продфуражного снабжения 817-го стрелкового полка 239-й стрелковой дивизии, пропал без вести в сражении под Москвой в ноябре 1941 года. К этому времени ему исполнилось 36 лет.




Мы с братом с детства знали, что наш дед был офицером и пропал без вести под Москвой. Больше мы о нем не знали практически ничего. Наш папа родился в ноябре 1940-го; когда пропал на войне его отец, нашему папе исполнился все один год, своего отца он, фактически, не застал.

Когда мы выросли, мой брат Пётр tinmonument озаботился составлением генеалогии нашей семьи. Он подробно расспрашивал нашу маму и тётю - старшую сестру нашего отца, и в итоге составил целую серию генеалогических таблиц, которые и сейчас является основным источником систематизированной информации о наших предках и родственниках. Так получилось, что брат, биолог, озаботился этой задачей и успешно решил ее, а я, историк, на протяжении многих лет совершенно не занимался историей своей семьи. Сейчас пытаюсь хотя бы в некоторой мере исправить этот пробел.

Благодаря документам военных лет, выложенным в обобщенном банке данных «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/, нескольким публикациям, описывающим боевой путь 239-й стрелковой дивизии, и материалам различных сайтов, посвященных истории Подмосковья, удалось установить ряд фактов, касающихся воинской службы деда и его участия в сражении под Москвой. Эти материалы удачно дополнили воспоминания нашей тёти, Галины Саввичны Агафоновой (урожденной Петровой).





Савва Наумович Петров родился 1 июля 1905 года на Западной Украине, в селе Михалковцы (в настоящее время - Ярмолинецкий район Хмельницкой области). Его отец Наум Петров и мама Анна были крестьянами. У них было еще трое сыновей - Игнат, Леонтий и Федор; и две дочери - Гарпына и Дора.




На службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Савва Петров пошёл в ноябре 1927-го года, в возрасте 22-х лет. Известно, что к 1933-му году он был лейтенантом, а в 1941-м - капитаном; даты присвоения ему этих званий мне пока не известны.

В документах военного времени указано, что дед был членом коммунистической партии ВКП (б).

По крайней мере, с 1933 года его служба проходила на Дальнем Востоке. Согласно семейным воспоминаниям, в этом году его воинская часть строила казармы в бухте Валентин. Там он и познакомился с нашей бабушкой, Галиной Петровной Несенюк. Ему исполнилось в том году 28 лет, а бабушке было 19 лет. Она родилась 3 марта 1914 года, тоже на Украине, в селе Малая Волица (в настоящее время - Чудновский район Житомирской области). Ее родители тоже были крестьянами, она рано осталась сиротой. Мама - Анастасия Ивановна, урожденная Криворучко, прожила 19 лет и умерла, когда Галине было еще только три недели от роду. Отец Петр Емельянович Несенюк 1890-го года рождения, участник Первой Мировой войны, скончался в 1918-м, когда Галине было четыре года. Воспитывала Галину бабушка Анна и ее дядя, брат отца Федор Емельянович Несенюк. В 1932 году, когда на Украине был голод, он уехал работать на стройку в Петропавловск-Камчатский, потом переехал во Владивосток, работал в порту. По его инициативе и бабушка уехала с Украины на Дальний Восток, работала на рыбных промыслах и в 1933 году познакомилась с дедом в бухте Валентин. 15 сентября 1933 года они поженились в селе Владимиро-Александровском.




Савва Петров со своей женой Галиной первые годы жили в селе Унаши (в настоящее время - село Золотая Долина Партизанского района Приморского края). Там у них 27 октября 1934 года родился первый сын, Анатолий. В 1938-м году они ездили в отпуск на Украину, где у них 28 августа (по паспорту - 1 сентября) родилась дочь Галина.

Вскоре деда перевели на службу в село Славянка Хасанского района, на берегу Японского моря. Здесь 26 ноября 1940-го года родился их третий ребенок - Николай, мой отец.

В том же 1940-м году деда перевели на службу в город Ворошилов (в настоящее время - Уссурийск), где они семьей проживали в доме 10 на улице Комсомольской.




239-я стрелковая дивизия, в составе которой встретил войну дед, была сформирована на Дальнем Востоке в марте 1941-го года. Первоначально она создавалась как моторизованная дивизия, а в августе 1941-го была переформирована в стрелковую. Штаб дивизии располагался а Дальнереченске, недалеко от границе с Китаем.

В конце октября  1941-го года дивизия погрузилась в железнодорожные эшелоны и была направлена на фронт. Капитан Савва Петров отправлялся на войну со станции Хороль.

239-я дивизия разгрузилась из эшелонов 14 ноября 1941 года на станции Узловая (юго-восточнее Тулы) и практически сразу же вступила в бой. К 18 ноября дивизия, находясь в составе 3-й армии удерживала Ильинку, Гудаловку, Фёдоровку и проводила контрнаступление в направлении Дедилово, Киреевки, Луневки. В течение недели вела ожесточённые бои с воинскими частями немецкой  2-й танковой армией под командованием генерал-полковника Г. Гудериана.

Немецкий историк К. Рейнгардт пишет об этом этапе боевых действий, что 239-я дивизия, выгрузившаяся на станции Узловая и немедленно введенная в бой «вызвала в немецких войсках временное замешательство и панику. Так как она была полностью укомплектована людьми и техникой, то, несомненно, оказала большое влияние на ход боевых действий 2-й танковой армии. Даже в окружении ей удалось сковать силы 167-й и 29-й немецких дивизий под Сталиногорском и тем самым значительно задержать наступление войск Гудериана» (Рейнгардт К., 1980, с. 182).

Сталиногорск (в настоящее время - Новомосковск) являлся одной из важных целей немецких войск. Через него развивалось наступление на Москву к востоку от Тулы, кроме того, город представлял собой серьезный промышленный центр. При приближении немецких войск основное оборудование и персонал сталиногорского химкомбината и ГРЭС были эвакуированы.

На подступах к Сталиногорску у 2-й танковой армии Гудериана было почти 4-кратное превосходство над нашими частями в людях и 6-кратное превосходство по танкам и артиллерии. Несмотря на это наши войска больше недели сдерживали немецкое наступление и сдали город только к 25 ноября, полностью исчерпав возможности его обороны. Перед отходом наших частей в Сталиногорске были взорваны промышленные мощности, которые не удалось эвакуировать на восток.

Вспоминая об этих событиях, Гудериан называет личный состав прибывшей с Дальнего востока 239-й дивизии «сибиряками». Он пишет: «17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая, а также о выгрузке других частей на участке Рязань-Коломна. 112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, ее ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск... Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до  Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьёзным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более неспособна. Положение на фронте 112-й пехотной дивизии было исправлено собственными усилиями  53-го армейского корпуса, который повернул  167-ю пехотную дивизию на Узловую» (Гудериан Г., 1954, с. 336-337 )

21 ноября 1941 года в связи с прорывом немецких танковых частей 239-я стрелковая дивизия была передана в состав 50-й армии и направлена непосредственно на усиление обороны станции Узловая. С 22 по 25 ноября 1941 года она, совместно с 41-й кавалерийской дивизией, вела оборонительные бои за Сталиногорск. 21-22 ноября немецкие части, прорвав оборону соседней 299-й стрелковой дивизии, захватили Узловую, Михайлов и Епифань. Коммуникации 239-й дивизии оказались отрезанными от тыла, развернулись последние бои за город.

817-й стрелковый полк, в котором служил капитаном Савва Петров, занимал оборону на северо-западной окраине Сталиногорска. Командовал полком майор Мельников.

24 ноября, после ожесточённых боёв, остатки 239-й стрелковой дивизии отошли на рубеж по левому берегу Дона. Группа, прикрывавшая отход, была окружена немцами в деревне Урванка и после двухчасового боя уничтожена. 25 ноября Сталиногорск был полностью занят частями вермахта.

image You can watch this video on www.livejournal.com


25 ноября 1941-го года оставшиеся в живых бойцы 239-й дивизии вели бои в окружении юго-восточнее Сталиногорска. По воспоминаниям командующего 2-й танковой армией Г. Гудериана, «26 ноября 53-й армейский корпус подошел к Дону, форсировал его силами 167-й пехотной дивизии у Иван-озера и атаковал сибиряков северо-восточнее этого населённого пункта под Донской. Доблестная дивизия захватила 42 орудия, некоторое количество автомашин и до 4000 пленных. С востока на сибиряков наступала  29-я мотодивизия 47-го танкового корпуса, в результате чего противника удалось окружить» (Гудериан Г., 1954, с. 334-335).

Крайне недостаточное количество боеприпасов и продовольствия, а также до 800 человек раненых вынудили командира 239-й стрелковой дивизии полковника Г.О. Мартиросяна прорываться из окружения. В ночь с 25 на 26 ноября дивизия нанесла удар по селу Спасское и в течение трёхчасового боя уничтожила находившийся там немецкий полк. Было захвачено большое количество трофеев, включая полковое знамя. Тем временем, немецкие части вновь соединили кольцо окружения под Ольховцом, отрезав от главных сил дивизии авангардный 817-й стрелковый полк - тот самый полк, в котором и служил капитан Савва Петров.

В ночь на 27 ноября части дивизии вторично прорвали кольцо окружения, уничтожив до двух батальонов пехоты, а в районе Гетмановки - штаб немецкой 29-й мотодивизии, где были захвачены штабные документы и карты.

Картину разгрома немецких частей засвидетельствовал Г. Гудериан, прибывший утром 27 ноября в штаб 47-го танкового корпуса: «Главные силы 239-й сибирской стрелковой дивизии, оставив свою артиллерию и автотранспорт, вырвались из окружения и ушли на восток. Растянутая линия окружения из частей 29-й мотодивизии не смогла сдержать прорвавшихся русских и понесла большие потери. Я направился в штаб дивизии и в 71-й пехотный полк, который пострадал больше всех. Сначала я считал, что причиной несчастья является плохое состояние разведки и охранения. Однако после того, как я на месте заслушал сообщения командира батальона и командиров рот, мне стало ясно, что войска верно выполняли свой долг и что причиной прорыва является превосходство сил противника. О достоверности полученных мной сообщений свидетельствовали многочисленные трупы немецких солдат, которые лежали на поле боя в полной военной форме и с оружием в руках. Я постарался ободрить личный состав полка и заставить его забыть свою неудачу. Сибиряки ускользнули от нас, правда, без своего тяжелого оружия и автотранспорта, а у нас не было сил их задержать. Это было самым печальным событием того дня. Преследование ускользнувшего противника, немедленно предпринятое мотоциклетными подразделениями 29-й мотодивизии, не дало никаких результатов» (Гудериан Г., 1954, с. 334-335).




Таким образом, в ночь на 27 ноября 1941 года дивизия успешно прорвала кольцо окружения противника в районе  Красное Солнцево (восточнее Сокольников) и вышла из него в восточном направлении, однако оставив тяжёлое вооружение. В составе дивизии осталось около 9 тыс. человек. Она была передислоцирована в район  Пронска (Рязанская область), где прошла доукомплектование и вошла в состав  10-й армии. Эта армия была одной из резервных армий, которые Ставка готовила для развития контрнаступления.

В дальнейшем 239-я дивизия активно участвовала в контрнаступлении под Москвой, наступая на Козельск. В августе 1942 она вела активные наступательные действия под Ржевом, освободила город Зубцов. В январе 1943-го участвовала в прорыве блокады Ленинграда, в августе того же года участвовала в Мгинской операции, в июне 1944-го наступала на Прибалтийской фронте, в 1945-м сражалась в Польше и закончила войну участием в Пражской операции. Дивизия была награждена орденом Красного Знамени, носила полное наименование «239-я стрелковая Краснознаменная дивизия», была расформирована летом 1945 года, после окончания войны на европейских фронтах. К этому времени от первоначального, дальневосточного состава в дивизии осталось очень мало бойцов, большинство из них погибли, пропали без вести или были комиссованы в связи с ранениям.

Командиром дивизии с момента ее формирования в марте 1941 года до конца августа 1942 года был полковник Гай Оганесович Мартиросян. Он служил в Красной армии с 15-летнего возраста, с 1918-го года; в 1925 году закончил Закавказскую военно-политическую школу, в 1936-м - Военную академию им. Фрунзе. За умелое руководство 239-й стрелковой дивизией в боях под Москвой и участие в освобождении Козельска награжден орденом Красного Знамени; в 1943 году ему было присвоено звание генерал-майора, после войны командовал 89-й стрелковой Таманской дивизией, в 1954 году вышел в отставку, умер в  1978 году в Ереване.




Согласно «Книге памяти» Приморского края, изданной в 1995 году, капитан 817-го полка 239-й стрелковой дивизии Савва Наумович Петров пропал без вести 22 ноября 1941 года.







Эта же дата указана в двух приказах Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии: от 9 апреля и от 12 июня 1942 года (данные по деду по ошибке были включены в два приказа, в дальнейшем один из них в отношении него был отменен).




Если эта дата, 22 ноября, соответствует действительности, получается, что дед пропал без вести на следующий день после того как немцы, захватив Узловое и Епифань, окружили 239-ю дивизию в районе Сталиногорска. 22 ноября его полк вел тяжелые оборонительные на северо-западной окраине города, в этот день, получается, он и пропал - вероятнее всего, погиб. Во всяком случае, я проработал все доступные базы данных по военнопленных и ни в одной из ни не нашел о нем сведений.

Однако в другом документе указана иная дата пропажи без вести капитана Саввы Петрова. Это письмо штаба 239-й стрелковой дивизии (в/ч 8922) начальнику отдела учета персональных потерь Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии от 30 марта 1942 г. со списком безвозвратных потерь начальствующего состава дивизии с 15 ноября 1941 года. Согласно этому документу, дед пропал без вести не 22, а 27 ноября.




Мне представляется, что эта дата вполне может оказаться более верной. Во-первых, данное письмо было направлено непосредственно из штаба той воинской части, в которой служил дед. Это письмо как источник является первичным по отношению к приказам Главного управления формирования и укомплектования войск. Данные приказы издавались на основании писем, поступивших из штабов частей, в них учитывались данные на огромное количество людей и вполне могла произойти ошибка.

Во-вторых, именно в ночь на 27 ноября части 239-й дивизии прорвались из окружения, уничтожив в ночном бою до двух батальонов противника и захватив штаб 29-й мотодивизии немцев.

Пропажа без вести офицера 817-го полка в условиях тяжелого ночного боя и прорыва из окружения представляется более вероятной. Скорее всего, в ночь на 27 ноября он и был смертельно ранен или убит, и остался на поле боя, поскольку не только вынести, но даже обнаружить всех убитых в этих условиях было невозможно - дивизия стремительно передвигалась по немецким тылам, имея своей целью к утру вырваться из окружения.


У капитана Саввы Петрова осталось трое детей - два сына и дочь. Младшим из них был мой отец, Николай Петров, родившийся всего за год до смерти деда. Впоследствии, в возрасте 11 лет, он, как сын офицера, поступил в Суворовское училище в Свердловске, успешно закончил его, затем учился на историческом факультете Уральского государственного университета и стал университетским преподавателем.

Первые годы после того, как дед погиб на войне, были для его семьи очень тяжелыми Пенсия, полагавшаяся детям пропавшего без вести офицера, составляла 40 рублей. В 1942-году старший сын, Анатолий пошел в школу; а младших, Галину и Николая, взяли в детский сад. После этого их мама, наша бабушка Галина Петровна смогла выйти на работу - она работала в Доме офицеров, - уборщицей, контролером, сторожем. В 1943-м году и нее родился младший сын Александр, его отцом стал Александр Ксензов, с которым Галина Петровна познакомилась в 1942 году в госпитале. Они некоторое время жили вместе, однако в 1944 году пришло письмо от его первой семьи, вернувшейся из эвакуации, и он уехал к ним. Бабушка одна растила четырех детей, ей, как и раньше, много помогал ее дядя, брат ее отца Федор Емельянович Несенюк.




В 1986-м году мы всей семьей ездили на Дальний Восток и там мы с братом впервые познакомились с нашей бабушкой. Через пять лет, в 3 августа 1991 года она умерла в возрасте 77 лет.





У каждого из троих детей нашего деда родилось по двое сыновей - таким образом, нас оказалось у него шесть внуков: сыновья Анатолия - Игорь и Михаил Петровы, сыновья Галины - Василий Шурмистров и Андрей Агафонов, сыновья Николая - Федор и Петр Петровы. К сожалению, мы с двоюродными братьями живем в разных концах страны и до сих пор практически не поддерживали контакта - вероятно, эту ситуацию надо исправить. Во всяком случае, насколько я понимаю, к настоящему времени у нас шестерых родилось шесть правнуков и правнучек Саввы Наумовича Петрова, - возможно, я знаю не всех и эта цифра занижена.

Буду очень признателен всем нашим родственникам и иным компетентным лицам за уточнение размещенной здесь информации.

Источники и литература

Документы, рукописи

Агафонова Г.С. Биография Петровой (ур. Несенюк) Галины Петровны. Рукопись.

Генеалогия Петровых и Малюшкиных: по материалам Г.С. Агафоновой и Л.Ф. Малюшкиной. Составитель П.Н. Петров. Рукопись.

Письмо штаба войсковой части 8922 начальнику отдела учета персональных потерь Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии от 30 марта 1942 г. № 088.

Письмо финансового отдела Дальневосточного фронта начальнику Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии от 22 апреля 1942 года № ФО/5/0592.

Приказ Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии № 044/пр от 9 апреля 1942 г.

Приказ Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии № 0342/пр от 12 июня 1942 г.

Публикации

Гудериан Г. Удар на Тулу и Москву //  Воспоминания солдата . М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1954.

Книга памяти защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Приморский край. Том 1. Сост.: А.П. Деревянко, Е.Г. Казеко, Н.А. Скворцов, В.И. Струков. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1995.

Рейнгардт К. Поворот под Москвой. Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/42 года: Исторический очерк. Перевод с нем. Г.М. Иваницкого. Под редакцией А.И. Бабина. М.: Воениздат, 1980.

Седугин В.И. Новомосковск: очерк истории. Новомосковск, 2010.

Шапошников Б.М. Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г. М.: Изд-во АСТ, 2006.

Интернет-источники:

413-я стрелковая дивизия //  http://s413d.narod.ru/index.html

Великая Отечественная война // http://home.tula.net/novomoskovsk/Razdely/History/war.shtml

Википедия: статьи «239-я стрелковая дивизия», «Мартиросян Гай Оганесович».

Дневник обороны Тулы // http://oboronatula.narod.ru/oborona/tula_hronika/hronika.htm

Московская битва // http://militera.lib.ru/h/moskovskaya_bitva_v_hronike_faktov/07.html

Новомосковск. Официальный сайт города //  http://www.nmosk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13

семья

Previous post Next post
Up