Впервые за последние лет 15 мне удалось попасть летом не на "Новую Волну" или ещё на какую-нибудь работу-тусовку, а в городок, затерявшийся посреди озёр на границе Латвии и Литвы. В городок, где проходило моё босоногое детство. Где прадед Филат и прабабушка Лена (только называл я их дед Филат и бабушка Лена) гостеприимно встречали меня в начале лета и, наверное, с грустью провожали в конце августа домой. И называется этот городок Субате.
Фотоаппарат я благополучно забыл - всё-таки отпуск! - и фотографировал на мобильный телефон.
В исторических источниках Субате (Subbath) упоминается в 1570 году. Поскольку город находился на пересечении торговых путей из Западной Европы и Риги в Россию, то здесь часто проходили торговцы и, соответственно, местные жители пооткрывали множество лавочек, трактиров, постоялых дворов. Готхард Кетлер, герцог Курземский и Земгальский, продал эти земли дворянину Плятеру, благодаря которому город и превратился в крупный торговый центр.
Примерно век спустя город перешёл во владения польского короля Стефана Батория, а знаменитый барон Остен-Закен, владелец именья Проде, приложил все усилия к развитию в этих местах земледелия. Плятер-Зиберги приняли католицизм, и решением короля Польши Субатская церковь стала католической (была лютеранской, поскольку коренные жители - латыши - преимущественно лютеране).
Вход в католическую церковь на главной площади.
Протестуя против насильственного введения католицизма и смены веры, жители Субате переселились на восточный берег Субатского озера, к помещику Остен-Сакену, который в 1685 году для лютеран построил новую церковь. Там со временем образовался так называемый Новый Суббат.
Лютеранская церковь сегодня.
Позже здесь обосновались и жили старообрядцы.
В 1894 году оба населённых пункта объединили, присвоив статус города в 1917 году.
Кстати, большую часть населения составляли евреи. Так в 1897 году из 2087 жителей 978 были евреями - соотвественно, имелась и синагога. 28 июня 1941 года город оккупировала германская армия. В этом же, 1941 году, во время холокоста почти всё еврейское население города было уничтожено, синагогу сожгли дотла. Осталось только старое заброшенное еврейское кладбище...
А так сегодня выглядит старообрядческий молельный дом. Между прочим, памятник, охраняемый государством! На колокольню этой церкви прадед брал меня пятилетним мальчишкой, он был звонарем. Созывал на службу народ, а я затыкал уши от нестерпимого звона. Мой прадед только хитро улыбался в седую длинную бороду... Потом я стоял на службе, а дома дед Филат выговаривал мне - мол, почему я не молился, а глазел по сторонам. И происходило это примерно в 1970 году в нашей огромной стране - стране "победившего" атеизма.
Вот и наше родовое "поместье".
Сарай и "удобства". Раньше, когда маленькой была мама, в хлеву жили корова и поросёнок. В моё же детство здесь оставались уже только куры да кролики, а сейчас и вовсе одни лишь насекомые оживляют руины прежней жизни...
Неподалёку находится памятник воину-освободителю. Сюда до сих пор приносят свежие цветы.
Самое главное достоинство городка - цепь живописных озёр. Собственно, Субате находится на Субатском озере, слева озеро Булюлёвка,
а справа Литовское.
Немного солнца в тёплой июльской воде.
И не только светило плещется в этих водах...
Вход на старообрядческое кладбище. Здесь в 1999 году похоронили мою бабушку, рядом с её мужем, с прабабушкой и прадедом, братьями и сёстрами.
Вообще у деда Филата и бабушки Лены родилось 12 детей, а выжило только четверо - моя бабушка, Ефим Филатович, Прасковья Филатовна и Иван Филатович, который умер в 2007 году.
Кататься по озеру на лодочке одно удовольствие. Недавно здесь появилась и лодочная станция, где есть даже катамараны и водные велосипеды.
Лестница в небо.
Эстрада. Здесь в советское время устраивались сельские танцы под аккомпанемент ансамбля.
Соседские котики.
Этот всё время приходил к нам питаться.
Граница с Литвой не охраняется (Евросоюз). Почти как и в пору моего детства - тоже же ведь был Союз!
Вот и закончилось путешествие по Субате. Надеюсь вернуться сюда снова.