Больше двух месяцев я страдал без поездок в деревеньку. В последний мой приезд туда мы видели пару выдр, но мне не удалось их пофотографировать. В эти выходные мне повезло.
2. С тех пор, как я впервые попал пять лет назад в деревеньку, местные жители пугали меня огромными сугробами и невозможностью зимой доехать на машине до околицы. А я радовался, покупал широкие охотничьи лыжи, белый маскировочный костюм и средства самовытаскивания в машину. И так всё это и лежало в основном без дела. На лыжи ни разу даже не встал, машина проезжала всегда и везде, а в масхалате я был бы ярким пятном - снега за эти пять лет практически вовсе не было. Но в этот раз случилось! От асфальта до деревни дорога была прочищена только наполовину. Я конечно ломанулся через сугробы и сразу же засел. Вот радость-то! Наконец лопатой помашу!) Я остался вытаскивать машину, а остальные пошли по колено, а кое-где и по пояс, в снегу раскапывать домик и растапливать печь. Машину я скоро откопал и раскачал, дальше поехал осторожнее, и до околицы назло всем доехал) А потом пошёл на речку проверить, ждут ли меня выдры. Дороги под снегом не было видно, и шёл я прямо через поле, временами проваливаясь в снег почти по пояс. Ох, и тяжко это было, зато на льду реки, почти свободном от снега, я сразу увидел достаточно свежий след выдры.
3. Побродив по берегам в поисках места для засидки на утро, я понял, что возвращаться лучше по льду речки, до самой ближней к моей тропе точки. Идти по льду было гораздо проще, но когда наступила пора вылезать на обратную дорогу в поле, уже стало темнеть. Да ещё и идти теперь пришлось в горку. Пройдя полпути, я сел прямо в сугроб, и сделал вид, что фотографирую закат, а вовсе не устал) Хотя кругом не было ни души, кто бы мог меня видеть))))
4. Разве что зайцы из кустов наблюдали) Так, короткими перебежками, как заяц на жировке, временами садясь в снег передохнуть, я дошёл до домика уже в полной темноте
5. Весь следующий день я плохо себя чувствовал, на речку не пошёл, и сильно переживал по этому поводу. А следующим утром , затемно, собрал фотовещички и побежал на реку. Ну, не побежал конечно, по таким сугробам не набегаешься) Идти по своим следам было немного легче, и вскоре показалась речушка.Спустившись на лёд, я потопал в намеченное место. Но меньше, чем через 200 метров мне пришлось всё же залезть на берег, чтобы обойти небольшую полынью, и тут я заметил впереди, в следующей полынье, странный камень. Не помню, чтобы позавчера он был на этом месте. Было ещё темно, я посмотрел на камень в бинокль, ничего подозрительного не заметил, сделал ещё пару шагов, и тут камень немного подвинулся в сторону. Я снова, уже привычно сел в сугроб, и стал наблюдать. Камнем оказался бобр. Он вылез на лёд и пошёл на берег за ветками
6. Бобр несколько раз вылазил на высокий бережок к поваленному дереву, скусывал ветки и возвращался к полынье. Было ещё слишком темно для фотографии и я решил немного сократить расстояние, пока бобр таскал ветки под лёд. В очередной раз, вылезая из полыньи, он, кажется, меня заметил
7. И пошёл по льду в мою сторону. Я сидел выше уровня реки примерно на полтора метра в маскировочном костюме. Прямо подо мной была полынья, которую я обходил, когда заметил бобра. К ней-то он и подошёл, косясь на меня.
8. Видимо он не счёл меня достойным его внимания, потому что развернулся, и пошёл обратно до своей полыньи, да ещё по пути остановился и погрыз нависающее дерево. Эти кадры, к сожалению, все ушли в брак. А потом бобр продолжил периодически подниматься на берег, но там он был скрыт от меня ветками.
9. Ветки, а иногда и целые стволики небольших деревцев он приносил к лунке и нырял с ними в воду. Когда он нырнул в очередной раз, я, как сидел в сугробе, так, в положении сидя, и сполз на лёд
10. Бобра долго не было, но потом он вынырнул уже не один
11. Некоторое время бобры просто сидели в полынье. Глубина речки в этом месте всего сантиметров 20.
12. Потом один из них опять вылез на лёд
13. И начал есть оставшиеся на льду веточки
14. Занимался он этим достаточно долго, я даже от скуки успел несколько панорам отснять
15. Периодически бобры ныряли под лёд на короткое время, но снова появлялись, и уходили за очередной порцией веток.
16. А я потихоньку всё ближе и ниже к ним подбирался)
17. Вдруг вдалеке раздался шум снегохода, и услышал я его даже раньше бобров, чуть позже расскажу как, бобры насторожились, а потом нырнули.
18. Вынырнул уже только один бобр. Второй, видимо, отправился домой)). На нашей речке бобры хаток не строят, они роют норы, а потом ниже по течению строют плотину, чтобы поднявшаяся вода скрыла вход в жилище.
19. В этот раз бобр долго сидел на одном месте и грыз достаточно толстый стволик дерева
20. А потом подплыл к узкой части промоины и начал обкусывать лёд. Вот же трудяга, и зимой ему без дела не сидится)))
21. Затем бобр направился в мою сторону
22. Вылез на лёд.
23. И пошёл галсами на сближение)))
24. Поворот.
25. Он подошёл ко мне совсем близко, и я перестал фотографировать, чтобы не смущать его щелчками затвора, и замер. Да он всё равно уже и в кадр не влазил!))
26. Когда до меня оставался метр, бобр развернулся и ушёл
27. Я потом на телефон снял весь бэкстейдж)) Подходил я справа, увидел бобра находясь над промоиной. Туда ведут его следы, на обратном пути он грыз дерево, там, где сильно натоптано. Я сполз на лёд в правом верхнем углу и постепенно приближался к левой полынье, от неё вверх по склону ведут несколько дорожек, по которым бобры поднимались кормиться, и одна прямо ко мне. Пока я снимал на телефон панораму, бобр опять показался, но мне уже надо было собираться в Москву, и я, скрепя сердце, покинул это место..
28. Закончу рассказ об этой встрече вот этой панорамкой, снятой, когда бобров было ещё двое. Если честно, то разница между кадрами составила несколько минут, и, наверное, это уже считается коллажом, но умысла обмануть я не имел, просто ждал, когда бобр справа оторвётся от веток и встанет как-нибудь поинтереснее)) А атмосфера того момента передаётся очень хорошо. Так что не ругайте меня сильно)))
PS а вот тот девайс, благодаря которому я услышал снегоход, и все движения бобров тоже слышал. Я взял его у друга, попробовать в нашем деле. Интересная штуковина. Наушники для стрельбы - они отсекают все громкие звуки, типа выстрела, а тихие шорохи усиливают весьма хорошо. Только пользоваться ими в городе не надо - звук даже далеко проезжающих машин превращается в неприятный шум. И ещё один момент - определить направление звука тоже непросто.
Ну а что же выдра, спросите вы? Была и выдра, но о ней - отдельный пост)))
Спасибо, что дочитали, интересных вам встреч в природе!