Есть такие персонажи в кино и литературе, которых воспринимаешь не просто, как отрицательных персонажей. Они вызывают отвращение. Лучшим примером такого персонажа для меня является Михаил Ромашов из «Два капитана» Каверина - Ромашка. Сам автор не раз в романе устами главного героя называет его подлецом. Так он его и описывал - трусливый и двуличный, эгоистичный и корыстный, ради выгоды способный на любую мерзость, даже на предательство.
В книге идёт постоянное противопоставление его с главным героем, Саней Григорьевым. Романтичная душа одного, против мелочной другого. Они смотрели на жизнь разными глазами. Один просто любил, другой любил, потому что... Много было у Ромашова этих "потому что". Но главное из них - на зло Григорьеву, как мне кажется.
Сначала у меня была книга, прочитанная запоем ещё в младших классах. Потом, я увидел фильм. И самый яркий образ в этом фильме - как раз Ромашов. Как же блестяще его перенёс на экраны Юрий Богатырёв. Позже я увидел ещё одну постановку этого фильма, более раннюю, с сильно ужатым сюжетом. Там Ромашова играл тоже замечательный актёр - Евгений Лебедев.
Но это был не тот Ромашка. У Лебедева получился просто подлец и мерзавец Ромашка Богатырёва же вызывает отвращение, брезгливость, боязнь испачкаться просто от его прикосновения. Скажу честно, я долго не любил актёра Юрия Богатырёва. Не потому, что мне не нравилось, как он играет. Просто он стойко ассоциировался у меня с этой ролью. Мерзкий скользкий гад.
Избавился я этого ощущения гораздо позже, когда увидел его в других ролях (и в первую очередь - в роли Шилова в «Свой среди чужих, чужой среди своих»).
А вообще, мне очень удивительно, что в наше время ещё до сих пор не стали обелять Ромашова. Просто тенденция выворачивать наизнанку главных героев старых фильмов (Гошу и Лукашина, Новосельцева с Самохваловым) почему-то прошла мимо этого героя. Ведь он в свете этих выворачиваний - замечательный парень! У него чёткая цель в жизни, и он готов на всё для её достижения. Его не интересуют желания и принципы других, он обустраивает свою жизнь так, как нужно только ему. Идеальный пример выживания в современном мире. Дарю идею Тане-танк и ей подобным.
Использованы кадры из телевизионного фильмо "Два капитана", режиссёр Евгений Карелов, Мосфильм, 1976 год художественного фильма "Два капитана", режиссёр Владимир Венгеров, Ленфильм, 1955 год художественного фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", режиссёр Никита Михалков, Мосфильм, 1974 год