"Полосатый рейс" - одна из лучших советских летних комедий. Приключения буфетчика, вынужденно выдавшего себя за дрессировщика до сих пор вызывают смех. А ведь этот фильм появился в планах Ленфильма не то что без сценария - вообще без сюжета или какой-либо идеи о чём снимать. А дело было так
В 1959 году главный Никита Сергеевич Хрущёв пригласил бывшего тогда в нашей стране с официальным визитом императора Эфиопии Хайле Селассие в московский цирк на Цветном бульваре. В то время там блистала дрессировщица хищников Маргарита Назарова. После выступления артистку позвали в правительственную ложу. Она вошла с тигрёнком, которого кормила из соски. Видя, какое впечатление красивая дрессировщица произвела на императора, Хрущёв не без гордости заметил: «Только в нашей стране работают такие изумительные женщины. Про них надо кино снимать», - и поцеловал звезду цирка. Кто-то из приближённых немедленно взял эти слова генсека «на вооружение», и в 1960 году картина уже стояла в плане «Ленфильма».
Случай в отечественном кинопроизводстве был уникальный и отчасти курьёзный: ни сценария, ни даже сюжета не было, а съёмочные дни были уже расписаны по графику. Была утверждена и актриса на неизвестную главную роль несуществующего кинопроекта - сама Маргарита Назарова вместе со своим помощником и мужем Константином Константиновским (мужа, правда, оставили в конечном итоге «за кадром»).
Со сценарием сразу возникли проблемы. Уже существовал один «хищно-кошачий» хит - картина «Укротительница тигров». От сценариста будущей комедии требовали ни в коем случае не повторяться. Дирекции «Ленфильма» начало «полосатого» проекта принесло массу головной боли, особенно когда приходилось отвечать на многочисленные звонки партначальников: когда приступите?
К поискам оригинального сюжета подключились лучшие драматурги всей страны. На «Ленфильм» обрушилась лавина сценариев. В сюжете одного из них фигурировал совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. В другом дрессировщицу представляли работницей фабрики, покорившей в будущем опасных хищников (этакий «Светлый путь» с «хищным» уклоном).
В других сюжетах укротительница тигров была зоотехником, дворником, воспитателем детсада и даже милиционером... Однако все эти сюжеты были отвергнуты, пока на горизонте не появилась «морская душа» - молодой Виктор Конецкий, работавший над своим первым сценарием фильма о героях моря «Путь к причалу».
Узнав о замысле снять забавную комедию с дрессировщицей и тиграми, он предложил руководству сюжет про тигров на корабле. Директор студии усомнился. Тогда сценарист поведал ему историю, как он, будучи матросом, перевозил в Мурманск из полярных широт белых медведей. Поначалу всё было мирно: звери в клетках, матросы в каютах. Но потом после кормёжки кто-то забыл закрыть щеколду, и медведи вышли на палубу. Убивать дорогостоящих хищников нельзя - пришлось пугать. Директор распорядился приступить к работе.
Готовый сценарий с названием «Тигры в море» ушёл на утверждение в Госкино. А потом туда пригласили автора. Состоялся примерно такой диалог: «Молодой человек, вы же моряк, скажите, советские капитаны являются членами партии?». «А как же? Обязательно». «А у вас советский капитан, член партии, от тигров удирает через иллюминатор». «Ну и что? А если сейчас сюда в кабинет зайдёт тигр или медведь, вы куда сиганёте?». Чиновники ошалело замолчали.
Консультант и второй сценарист Алексей Каплер, автор сюжетов к лентам «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году», тоже остался недоволен сценарием и потребовал от Конецкого ввести любовную линию. Пришлось пойти навстречу маститому коллеге и создать «отношения» для экзотической парочки: Марианны и старпома судна. Название проекта «Тигры в море» поменяли на более оригинальное - «Полосатый рейс».