Думаю, все помнят захватывающие кадры в фильме "Вий", когда Наталья Варлей в образе Паночки летала в гробу по церкви. Во времена, когда о компьютерной графике никто и не догадывался снять такие сцены было не просто. В данном случае такую сцену снять смогли с помощью сложной технической конструкции и цирковой подготовки актрисы
Я уже рассказывал вам, что Наталья Варлей стала сниматься в фильме, когда уже практически половина его была отснята с другой актрисой - Александрой Завьяловой. После ухода Завьяловой из проекта, при выборе актрисы на замену не в последнюю очередь в пользу Варлей было то, что она была профессиональной цирковой актрисой - эквилибристкой, которой работать под куполом было не впервой. Ведь по сценарию героине предстояло летать в гробу на значительной высоте
Наталья Варлей под куполом цирка во время выступления
Для съёмок фильма было изготовлено 3 гроба. Первый, обычный, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съёмок, лишённая предрассудков актриса (а также студентка Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и заучивала конспекты, готовясь к зачетам
Второй гроб был закрытым и маленьким - именно он безуспешно штурмовал очерченный Хомой меловой круг, двигали его сотрудники с помощью обыкновенных веревок.
А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Сама конструкция была довольно сложной, ведь девушке нужно было стоять в полный рост, для чего была сделана специальная опора для спины - в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому Наталью Варлей пристегивали монтажным поясом. Полеты на высоте, а она достигала 15 метров, обеспечивались специально созданными механизмами. Перед тем как отправить Варлей "в полет", систему перепробовала почти вся съемочная группа
Вот только, как это часто случается, не обошлось без несчастного случая - во время одного из дублей с полётами страховка подвела, у Варлей закружилась голова и она выпала из гроба, который на полной скорости летал по кругу. Если бы не Леонид Куравлёв, каким-то чудом поймавший актрису у самого пола, случилась бы трагедия
При подготовке материала использовались фотографии со съёмок художественного фильма Константина Ершова и Георгия Кропачёва "Вий" их архивов "Мосфильма"