Серия плакатов "Великие русские люди" 1946-1951 годы и борьба с космополитизмом в СССР
Sep 03, 2015 11:02
Великая Отечественная война вызвала мощный подъём патриотических чувств, и прежде всего чувств русского патриотизма, которые в новых условиях уже не отвергались, а наоборот - поддерживались официальной пропагандой. В целях воспитания патриотизма и в рамках борьбы с космополитизмом, которая проходила в СССР после окончания Второй Мировой войны, была издана серия плакатов "Великие русские люди"
Борьба с космополитизмом была обусловлена тем, что из-за периферийности советской науки и культуры в них процветало преклонение перед Западом. Собственно кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом началась с писем Петра Капицы Сталину. Вместе с письмом от 2 января 1946 года Капица прислал Сталину рукопись книги историка техники Л. И. Гумилевского "Русские инженеры", которая была создана по настоянию Капицы, а по распоряжению Сталина немедля издана. "Из книги, - подводил итоги в письме Сталину Капица, - ясно: 1. Большое число крупнейших инженерных начинаний зарождалось у нас. 2. Мы сами почти не умели их развивать… 3. Часто причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное… сейчас нам надо усиленным образом поднимать нашу собственную технику… Успешно мы можем делать это только… когда мы, наконец, поймем, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других и на него можно смело положиться". Нельзя не напомнить, что Капица с 1921-го по 1934 год жил и работал за рубежом и, следовательно, сопоставлял научно-технические "потенциалы" Запада и России с полным знанием дела
В 1946 году писателя Александра Поповского вызвали к секретарю ЦК Андрею Жданову. "Партия считает, что история, преподавание науки и техники в нашей стране - в совершенно неудовлетворительном состоянии, - сказал Андрей Александрович. - Люди заканчивают школу и вузы в убеждении, что отечественные умельцы и ученые ни на что не годны, что они могут лишь плохо копировать достижения западных коллег. Это низкопоклонство, этот комплекс неполноценности перед всем западным должен быть преодолен. Соответствующие указания вузам, редакциям и Академии наук уже даны. Вам поручается составить план литературной кампании по простой и доходчивой пропаганде подлинной, а не искаженной западными фальсификаторами и их отечественными прислужниками истории науки и техники. Составьте список тем, план выпуска соответствующих книг, наметьте авторов. Все издательства получат соответствующие указания"
В СССР кампания борьбы с "антипатриотизмом" стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены "суды чести", долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин "антипатриотизм" был заменен на термин "космополитизм"
В СССР в результате кампании по борьбе с космополитизмом быстро поднялись и окрепли научно-популярные журналы, в каждом киоске Союзпечати можно было купить за копейки научно-популярные брошюры типа из серии "Библиотечка солдата и матроса". Во дворцах пионеров в кружках судо- и авиамоделистов подрастала смена прославленным российским корабелам и авиаконструкторам. Потрясающие писатели вводили полуголодных послевоенных мальчишек в волшебный мир сказочных достижений науки и техники, посвящали в радостное и светлое будущее, наполненное смыслом и разумом. Советская научная фантастика подхватывала эту эстафету: мир будущего, коммунизма, рисовался ею как мир умных знающих людей, управляющих высокими технологиями
Не обошлось и без перегибов. Были отдельные случаи, когда достижения иностранных ученых и изобретателей замалчивались. Иногда такая установка приводила к прямым фальсификациям (были изобретены якобы "первый в мире полет на воздушном шаре" рязанского подьячего Крякутного, изобретение велосипеда около 1800 года уральским крестьянином Артамоновым, средневековые документы об открытии новгородцами Шпицбергена и т. д.). Стремление объявить русским изобретением многие технические средства стало пищей для анекдотов о "России - родине слонов". Западная культура объявлялась погрязшей в упадке и вырождении; не только советскому человеку нечему было учиться на Западе, но наоборот, прогрессивным представителям Запада следовало учиться у советских людей. Такой подход сказывался и на текущей научной работе. Ссылки на работы современных зарубежных авторов расценивались как недопустимое проявление "низкопоклонства"; среди физиков в связи с этим возникла шутка, рекомендовавшая при ссылках называть Эйнштейна "Однокамушкиным". Особенно забавно выглядела попытка заменить иностранные слова "исконно русскими". Причем это касалось как бытовых терминов, типа "Меню - разблюдовка", "официантка - блюдоноска", так и терминов в науке и технике.