![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/12959330.75/0_113cd5_dc36dfd_orig.jpg)
«Али-Баба и сорок разбойников» - советский музыкальный спектакль по мотивам персидской сказки «Али-Баба и сорок разбойников» со стихами Вениамина Смехова на музыку Сергея Никитина и Виктора Берковского.
Смехов, давний любитель персидской поэзии, говорит о своём «Али-Бабе»: «это был итог моих разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую „Шахерезаду“»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15509/12959330.75/0_113d0d_4c0d45ac_XL.jpg)
Как-то, по дороге на гастроли в Таллин Вениамин Смехов, постоянный автор таганских «капустников», впервые прочитал текст «Али-Бабы» товарищам по театру. Дружный смех был, как залп «Авроры». Возвестил. И Смехов запустил маховик.
«Али-Бабу», конечно, и до Смехова рассказывали не раз. Но у каждой свежерассказанной сказки особенная авторская аура. Смехов придумал совершенно «нашего» Али-Бабу, который вдруг очень органично заговорил газелями.
Поначалу задумали фильм. Грамматиков, тогда только закончивший съемки «Шла собака по роялю», по рекомендации Аллы Демидовой взялся за смеховский сценарий. Али-Бабой назначили Ролана Быкова. А когда сдали заявку на киностудию, выяснилось, что на границе Азербайджана с Турцией уже снимается фильм «Али-Баба и сорок разбойников». И в главной роли Ролан Быков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/12959330.75/0_113d31_1431acc7_orig.jpg)
Тогда Смехов решил, что Али-Бабе и разбойникам как нормальным сказочным героям совсем не обязательно быть экранными существами с реальными глазами-сливами и носом с горбинкой, оставил им только право голоса и обратился к фирме «Мелодия», которая выпускала граммофонные пластинки.
На фирме сначала не поняли, зачем арабская сказка, когда есть так много русских народных. И чтобы не отказывать сразу, заключили бартерный договор. Смехов им - какой-нибудь патриотический цикл к юбилею ВЛКСМ, а они Смехову - право самовыражаться. Преисполнившись восточного терпения, артист приступил к работе, и совсем скоро «Мелодия» выпустила лиричный аудиоспектакль «Было на свете сердце», где ранние вещи Горького читали Смоктуновский, Коренева и Бортник.
Музыку для «Али-Бабы» предлагали написать самому Шнитке, но Юрий Визбор, близкий друг автора и первый слушатель смеховского варианта сказки, посоветовал не мучить актеров, напомнив, что есть люди, способные написать легкие мелодии. Правда, они не музыканты, а кандидаты естественных наук, зато с хорошим чувством юмора.
Сергей Никитин и Виктор Берковский согласились и вдвоем написали чудесные музыкальные диалоги. Правда, обещали работать два месяца, а справились только через два года.
К тому времени, как музыка была написана, Юрский с Теняковой перебрались в Москву. Олег Табаков, боровшийся за свою студию, сделал передышку и поучаствовал в талантливом «капустнике» в главной роли. (Кстати, на эту роль в разное время планировались самые добрые лица страны - Евгений Леонов и Юрий Никулин). Много позже дети узнали что свой хрипловато-женственный голос Фатима позаимствовала у Натальи Теняковой, что алчный Касым - еще один неотснятый герой Сергея Юрского, а Кот Матроскин и Али-Баба - одно и то же лицо.
Идею обложки, той самой книжицы, из каждой страницы которой волшебно извлекались гладкие черные круги пластинок, доверили Валерию Плотникову, а макет должен был подготовить замечательный книжный график Аркадий Троянкер.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15563/12959330.75/0_113cd6_573cf740_XL.jpg)
Для фотографий долго не могли найти подходящий узорчатый ковер. Оказалось, что именно такой, персидский, висел в Доме на Набережной, в квартире редактора Ирины Якушенко. Сергей Никитин приготовил плов, пили чай из пиал, пели и дурачились.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/12959330.75/0_113cdb_7125c2cb_XL.jpg)
Они остались с пиалами в руках на обложке. А мне всегда так хотелось сидеть рядом под этим пушистым ковром...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15528/12959330.75/0_113cd8_b1631e31_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15511/12959330.75/0_113cd9_59921ec7_XL.jpg)
Спустя несколько лет, когда пластинку издавали гигантскими тиражами (создатели даже получили какую-то премию: количество книжиц перевалило за три миллиона), Смехова попросили спасти план «Ленфильма».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15521/12959330.75/0_113cdc_7992bea_XL.jpg)
Табаков в это время застрял в Финляндии и умолял о замене в команде. Предложили Константина Райкина, но он уже был «тигренком» в другом смеховском спектакле. К тому же, Али-Баба должен был петь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6/12959330.75/0_113ce0_4db9abb5_XL.jpg)
И тогда всю питерскую декорацию перевезли в Москву. Табаков «подарил две ночи» на съемку, и от перегрузок уже в первую ночь к нему вызвали «неотложку».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15507/12959330.75/0_113ce6_ca2942de_XL.jpg)
Армен Джигарханян, спасавший в то время план всех советских киностудий, так и не успел выучить слова и мастерски оборачивался к невидимому суфлеру, стилизуясь под восточную медлительность и томность.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26/12959330.75/0_113ce3_a0fc7010_XL.jpg)
Но после всех мучений фильм отложили на злосчастную «полку». Руководство Гостелерадио объяснило так: обидятся современный Иран и наши арабские друзья.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16145/12959330.75/0_113ce1_af334a71_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15545/12959330.75/0_113cdf_d45d43a6_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/12959330.75/0_113cde_b6f38c21_XL.jpg)
А через много лет «обиженные» арабы сами сыграли в смеховском спектакле. Вместе с дружественными евреями из города Хайфа.
Все началось с международного театрального фестиваля в Иерусалиме, куда Смехов привез своего «Дон Кихота». После спектакля к нему подошел солидный человек, представившийся господином Котлером, и предложил сделать русский спектакль на территории Хайфы. И Смехов решил восстановить старую добрую сказку с местными актерами. В шутливом переводе на иврит она теперь называлась «Али-Баба и сорок шедудим». Перевели с одной поправкой - нужно было заменить слово «Персия». Можно позлорадствовать: вот она, израильская политкорректность. Но оказалось, что в переводе на иврит «Персия» всего лишь не попадала в музыкальный ритм.
...На премьере была даже жена Рабина, трогательно приветствовавшая «русский» театр.
После спектакля в гримерку зашел местный журналист, интересовавшийся исключительно этническим составом участников, за что получил, извините, в морду.
А совсем недавно «Али-Баба» поселился в Бостоне. Дети американских эмигрантов отыграли премьерный спектакль в синагоге, где от смеха дрожали древние надписи на стенах.
С «Али-Бабы» начинался театр Джигарханяна, а «Табакерка» и вовсе полагала, что «Али-Баба» (с Игорем Нефедовым в главной роли) станет ее «Турандот». Но Игоря не стало...
Они придумали сказку для взрослых. Но ее полюбили дети.
Существует и современная телеверсия этой сказки, с нынешними "звёздами", но это уже совсем другая история...
Click to view
При подготовке поста использовалась статья Юлии Таратуты "ТЫСЯЧА И ОДНА ЖИЗНЬ АЛИ-БАБЫ И СОРОКА РАЗБОЙНИКОВ". © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА», 1 октября 2001 г.
Смотрите также:
![](http://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/1627964/1627964_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/544392/544392_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/360635/360635_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/483467/483467_600.jpg)
Наши старые пластинки со сказами Как создавался мультфильм "Ну, погоди! Как создавался мультфильм "Бременские музыканты" Материалы создания мультипликационных фильмов: "Шайбу! Шайбу!" и "Матч-реванш"