Вирява

May 12, 2008 22:34

Мордовская мифология.
Мифы двух основных этнографических групп мордвы - эрзи и мокши - близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, верховный бог мокши - Шкай, демиург в дуалистической космогонии, эрзи - Нишке, демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом Норов-пазом или Вере-пазом и включённым в пантеон Николой Угодником изображается в народных песнях распределителем человеческих судеб (счастья, доли), сидящим на дубе - мировом дереве. В родственных отношениях с Нишке состоит громовник Пурьгине-паз - приёмный сын или зять бога.

Характерная черта мордовской мифологии - представления о духах - «матерях» (ава) явлений природы, растительности и т. п.: вирь-ава - мать леса, ведь-ава - мать воды, Варма-ава - мать ветра, Мода-ава - мать земли, Тол-ава - мать огня, Норо-ава - мать полей, Юрт-ава - мать дома, Нар-ава - мать лугов и др. (известны соответствующие мужские персонажи, атя «отцы»).



Вирява из детских сказок представлялась как старая уродливая лесная женщина.
Я читала в детстве много Мордовских сказок и легенд.

В интернете представление о ней несколько иное:

"Вирь-ава - древнемордовское божество, хозяйка леса ("вирь" - лес; "ава" - мать, женщина).

Вирява - лесное божество с длинными волосами, роста неопределенного: когда идет лесом, ему равна, полем - хлебам, лугами - лугу. Этот дух обитает в лесу только в теплое время года, а начале октября он проваливается под землю."

"Вирява - хозяйка и дух рощи у народов севера. Представала в виде красивой девушки. Ей подчинялись птицы и животные."

"Вирява, овраг у мордовского села Карсаевка Белинского района. Название связано с суевериями: вирява (мордовское) - «леший». "

Женское Начало, Практика, Чтиво

Previous post Next post
Up