Транспорт и дорожное движение (научу плохому)

Apr 29, 2008 17:14





Стамбул - огромный мегаполис, с соответствующим количеством автомобилей и с традиционными пробками в часы пик. Ситуация осложняется множеством узких запутанных улочек, весьма пересечённой местностью (весь город расположен на холмах) и всего тремя мостами, соединяющими азиатскую и европейскую части города.




Движение по дорогам основывается на простых принципах: езжай как хочешь, но постарайся никого не задавить. Переходи дорогу там, где удобно, но быстро! Лавируй между стоящими машинами и постарайся не попасть под едущие.

На сигналы светофора обращают внимание только там, где без них вообще никак нельзя обойтись: на крупных перекрестках, на многополосных магистралях с очень плотным движением. Первое время так переходить дорогу стрёмно, но потом привыкаешь, и понимаешь, что в этом есть разумное зерно. Главное - быстро вертеть головой и перебирать конечностями. Даже на светофорах зелёный анимированный человечек бежит! Водитель не будет вас давить или нервно сигналить - он притормозит и пропустит! В общем, понаблюдайте за местными и через дорогу - бегом марш!




Перед стамбульскими водителями я снимаю шляпу - в городе на холмах, с узкими улицами, некоторые из которых с уклоном градусов под 40, они умудряются стоять в пробках, аккуратно парковаться задом и демонстрировать всяческие миллиметражи. За 6 дней ежедневного мотания из Азии в Европу и обратно, я увидел только одну несерьёзную аварию.




Не переставал удивляться, как такой огромный мегаполис с населением больше, чем в Москве, умудряется обходится двумя линиями метро и одной трамвайной (не считая туристических). Основной общественный транспорт - это автобусы, и они справляются! Подозреваю, что пассажиропоток в Стамбуле меньше, чем в нашей столице благодаря тому, что бОльшая часть народа работает неподалеку от дома, а не ездит на другой конец города утром и вечером.




Трамвай и метро - современные, красивые, тихие, с кондиционерами. Людей в метро немного, поезда ходят с 5-15 минутными интервалами. О приближении поезда на станции сообщает приятная мелодия. Никакой суматохи, абсолютно расслабленная атмосфера. В длиннющих переходах устроены горизонтальные травалаторы, а эскалаторы выходят практически на улицу. На входе в метро охранники проверяют все сумки металлоискателями.




Конечные остановки трамвая и метро соединены экзотическим подземным фуникулёром с перекошенными вагонами, приходящими на наклонные станции.

Есть еще подземный фуникулёр Тюнель, поднимающий на Галатский холм, и традиционный воздушный, до которого я так и не добрался. Надписи и указатели в транспорте дублируются на английском языке, на английском же объявляются достопримечательности возле остановок, конечные и станции пересадок - очень удобно.




Азиатскую и европейскую части города соединяют мосты (некоторые из них платные), паромы и морские автобусы, которые регулярно курсируют между берегами Босфора.




Транспорт, по нашим меркам, дороговатый: 1.3 YTL за обычный или водный автобус, трамвай и метро, фуникулёры подешевле, если платить акбилем (про него ниже). Автобус, на котором я каждый день мотался из Азии в Европу и обратно, проезжал по платному мосту, и проезд обходился мне в 2.5 YTL, таким образом только на проезд я тратил минимум 12 YTL (около 230 руб.) в день.

Удивительно, но зайцем проехать никто не пытается - аккуратно заходят через переднюю дверь. Даже когда в часы пик водитель открывает все двери, вошедшие дисциплинированно передают вперёд свои акбили, карточки и деньги.



Акбиль - это «таблетка», «магнитный ключ», которым у нас обычно открывают дверь в подъезде. Такая же «таблетка» встроена в карточку. На акбиль можно положить некоторую сумму и расплачиваться им за проезд, прижимая к турникету или устройству в автобусе. Остаток средств отображается на дисплее.




Если со схемой движения трамвая и метро разобраться довольно просто, то в автобусных маршрутах сам чёрт ногу сломит. Автобусная сеть очень разветвлённая, зачастую есть несколько вариантов маршрутов с одним номером, но разными буквами. Невозможно понять, какие автобусы и во сколько останавливаются на конкретной остановке, никаких обозначений нет (зато есть карты района). Расписания есть только на узловых и конечных станциях. Из-за этого мне пришлось «погулять» по городу намного больше и совсем не в тех местах, где хотелось бы.


дорожное движение, травмвай, istanbul, трафик, стамбул, автобус, метро, фуникулёр

Previous post Next post
Up