А что, собственно, есть в городе Abashiri? А ничего. Есть музей северных народов, есть музей дрейфующих льдов и есть самая знаменитая в Японии тюрьма.
На платформе целая скульптурная группа из медведей.
Привокзальная площадь как таковая не существует.
У лестницы зато стоит устрашающий айн цвета... Эээ... Вареной сгущенки?
Городу, с одной стороны, не хочется быть знаменитым тюрьмой, а с другой - это часть местной истории, так что ничего не поделаешь. У меня до экспресса Okhotsk ровно полтора часа, а ехать отсюда до Саппоро шесть часов - опоздать нельзя. С городскими автобусами ничего не понятно, поэтому я беру такси. Когда еще выпадет посмотреть на японскую тюрьму?
Вот для начала действующий вариант. Далеко ходить времени нет, да и все равно никуда не пускают.
Возле музея договариваюсь с таксистом, чтобы встретил меня через 45 минут, и поднимаюсь по лестнице. Отправлять арестантов на Хоккайдо начали после Реставрации Мэйдзи, когда появилось много политзаключенных. Сюда ссылали осужденных на изгнание, каторжные работы и тех, у кого срок был больше 12 лет, чтобы ускорить освоение острова. На этом фоне построили пять тюрем. В Abashiri в 1890 году было 630 жителей, а прибыло 1200 арестантов и 170 тюремщиков... Именно заключенные построили, в частности, центральную дорогу острова от Asahikawa до Abashiri, железнодорожные ветки, порт, аэропорт и саму тюрьму. Правда, сейчас она на другом месте стоит как музей.
Тюрьму изначально построили на дальнем берегу реки, поэтому, чтобы попасть туда, нужно было перейти Зеркальный мост. За 120 лет он перестраивался четыре раза. Объяснение зеркальности такое: когда заключенный пересекает реку по мосту, в воде он видит отражение своих преступлений, а в конечном итоге переходит к искуплению.
Дальше нужно купить билет (довольно дорогой, кстати). Это главный вход и касса. Ворота сохранились от тюремной фермы Fumigaoka: предполагалось, что заключенные должны быть на максимальном самообеспечении, поэтому еду они выращивали тоже сами.
Красные кирпичные ворота - главные ворота тюрьмы. Предыдущая деревянная версия сгорела в 1909 году, после чего решили новые ворота сделать понадежнее. На постройку ушло пять лет и полтора миллиона обожженных кирпичей из местной красной глины. По бокам от входа помещения для надсмотрщиков.
Немного левее в стене боковые ворота и будка надсмотрщика.
Еще левее реконструкция шлюзовых ворот. Вообще весь красный кирпич - реконструкция.
За главными воротами здание администрации тюрьмы. Здесь были отделы безопасности, снабжения, образования, коммерции и кабинет начальника тюрьмы. Архитектурное решение в стиле того времени (1912 год): смесь японского и западного, черепичная крыша и окна как элемент декора. Нынче тут сувенирная лавка.
Жилье для надсмотрщиков и прочих работников тюрьмы. Таких зданий было 176 по обоим берегам реки, и снесли их окончательно всего 30 лет назад.
Местная водяная мельница.
Кузнечный цех.
Еще там рядом амбар и хранилище мисо и соевого соуса, но из-за цейтнота я все проигнорировала, как и саму ферму. Вот только немножко.
Заключенный рядом со вполне современным зданием пенологического музея.
А вот самое интересное: собственно тюрьма, которая использовалась до 1984 года. Это на самом деле пять длинных бараков, расходящихся лучами из центра, в плане получается такой полукруг. В предыдущей версии бараки стояли параллельно, но она тоже сгорела в 1909 году. Интересно, почему начался пожар?
Так это выглядит внутри.
Центральная будка надсмотрщиков, чтобы наблюдать во все стороны.
Барак №2.
Одиночные камеры, куда отправляли нарушивших тюремный режим (и тех, кто из каких-то соображений не мог жить с соседями). Двери железные, а деревянные "решетки" сделаны так, чтобы заключенные не видели людей в соседних камерах, но чтобы при этом из коридора мог поступать относительно теплый воздух - зимой его обогревали.
В 1944 году умудрился совершить побег заключенный из камеры 24 в бараке №4! Звали его Shiratori Yoshie, но как человек-легенда он именуется "Мастер побегов эпохи Сёва" - он бежал из тюрем четыре раза за три года. Сначала по подозрению в убийстве его держали в тюрьме в префектуре Aomori, откуда он сбежал в 1936 году, изготовив из проволоки дубликат главного ключа. Довольно быстро его арестовали снова и приговорили к пожизненному заключению в префектуре Akita, но из тамошней тюрьмы он тоже сбежал в 1942 году через вентиляционное отверстие в потолке. Через год его поймали и отправили сюда, где он пробыл примерно года полтора. На этот раз он поливал мисо-супом свои наручники и петли смотрового окна в двери камеры, чтобы они заржавели. В 1946 году его опять арестовали, на этот раз за убийство, и приговорили к смерти в Саппоро, но там он как-то смастерил пилу, выпилил доски пола в своей камере, выкопал миской тоннель и снова сбежал. Где-то через год патрульный полицейский угостил его сигаретой, и он признался, что сбежал из тюрьмы. Верховный суд отозвал смертный приговор, заменив его 20-летним заключением, а в 1961 году товарища выпустили досрочно. Естественно, и книжку про него написали, и сериал сняли, так что он теперь антигерой.
Местная версия карцера. Есть еще натуральный карцер на улице, и не один.
Камера побольше.
Баня даже есть. Самое главное развлечение в тюрьме. С июня по сентябрь можно было мыться 5 раз за месяц, не дольше 15 минут (в тюрьме было больше тысячи заключенных). В остальное время мылись раз в месяц только.
Лекторий и молельный зал для всех религий сразу. Все сделано на месте - и доски, и черепица.
В саду живет айнская матрешка Nipopo - божество-хранитель.
Ну и не без цветочков - это та самая даурская лилия, только в желтом варианте.
И водосбор голубой, только белый.
Времени больше не осталось, бегу на такси. Вот боковой спуск для инвалидных кресел, колясок и тех, кто просто не хочет ходить по лестнице. Уезжаю ночевать в Саппоро.