Готовый бизнес - это стабильно работающая организация с прозрачной схемой работы, ежемесячно приносящее прибыль ее владельцам. Далеко не каждый бизнес, выставленный на продажу, соответствуют этим требованиям. Очень часто важные процессы в организации - снабжение, отношения с важными клиентами, производственное планирование - завязано на личность владельца бизнеса и никак не формализованы. Многие компании имеют нестабильные показатели выручки и прибыли. Для таких компаний крайне важно проводить подготовительные работы до начала процесса продажи. При отсутствии проведения таких работ сделка затруднена или невозможна. Как итог потеря времени, сил на бесперспективные переговоры двух сторон; рекламные издержки; занижение стоимости; увеличение сроков продажи готового бизнеса и зачастую отсутствие результата.
Ситуация типичных ошибок выглядит следующим образом:
- Владелец наугад решает, какую сумму он хочет получить за свой бизнес, к этому иногда добавляется неверное сравнение подобных объектов и/или сумма неэффективных затрат на создание.
- Владелец начинает сокращать расходы за счет сокращения персонала.
- Владелец начинает показ бизнеса без предпродажной подготовки.
В итоге покупатель при осмотре такого объекта:
- Замечает несоответствия показателей и запрашиваемой цены.
- Завышает риски своих инвестиций при отсутствии понятной структуры предприятия и кадрового состава.
- Теряет доверие к владельцу и заинтересованность, как следствие разочаровывается в возможности приобрести данную организацию.
В итоге таких непрофессиональных взаимодействий покупателя и продавца формируется негативное мнение на рынок готового бизнеса в целом. Мы не можем повлиять на такого рода ситуации, но просим обратить внимание на наши рекомендации, а при возможности обратиться к профессионалам нашей компании:
- Подсчитайте стоимость чистых материальных и нематериальных активов, тем самым Вы получите нижнюю границу стоимости.
- Постарайтесь отбросить личную заинтересованность и адекватно подсчитайте показатель чистой прибыли за месяц.
- Умножьте этот показатель при условии положительной прибыли на 18 и добавте к стоимости активов. Таким образом, Вы получите примерную максимальную цену без учета уникальных особенностей.
Полученный диапазон примерно сформирует цену предложения.
Если ожидаемая сумма соответствует или не сильно выходит из данного диапазона, приступайте к ликвидации нежелательных факторов и последующем поиске покупателя, в противном случае затратьте свои силы над оптимизацией показателей Вашего бизнеса.
Исполнительный директор
Консалтинговой группы «
ДСТС Финанс Консалтинг»,
Руководитель проекта «
Магазин готового бизнеса «ДСТС-Дело» (
www.dsts-delo.ru)
Дмитрий Кузнецов