Блаженны нищие духом. Ибо их -
Есть Царствие Небесное.
Я не об олигофрении. Я о тех, кто вокруг. И внутри меня.
О Блаженном, Человеке Ребенке, сохраняющем свой детский мир и беззаботность. О том, кого всегда берегут. Святая Троица - Бог Отец, Бог Мать и Бог Бабушка. И любовь и забота их - безусловна.
О том, кто сам беречь не умеет. Не находит необходимости. Котенка здорово гладить и слушать его урчание ночью в ногах. А какашки за ним убирать будут Боги.
О том, кто не читая Бродского живет там, где "Смерть - это то, что бывает с другими".
Человек Блаженный для восприятия мира людей и себя использует преимущественно чувственный, эмоциональный способ. Он может игнорировать логические цепочки, не брать в расчет очевидное, с расчетам у него вообще - проблемы.
Его модель поведения - Чувствую - Хочу - Делаю не проходит мозговой ОТК, его способ действия - спонтанность и импульсивность. Поэтому - непредсказуемость. И полярная реакция окружающих - от раздражения до удивления, от недоумения до восхищения. "Не от мира сего" - и дурачок и пророк. Гонимый и восхваляемый. Унижаемый и обожествляемый.
Все животные - блаженные. Животом своим управляемы. Поэтому - точны. И реакции их естественны и адекватны. Им незачем болеть. И нет у них психосоматических типов личности, да и личности у них нет.
Личины, маски, индивидуальности. Социальных различий. Не скажет зверь в лесу любимую нашу фразу - "Я не такой, как все". Он - такой.
Он живет в своей стае и бережет ее, стая - условие его существования.
Животному неведомы стабильность и комфорт. Чем выше давление его естественного отбора, тем оно сильнее и живучее.
Бобер делает удивительные гидротехнические конструкции - плотины, чтобы его норка всегда была под водой. Но никогда он не соорудит турбину. Очень хорошее чувство меры. Именно - чувство.
В отличии от Человека Блаженного, Человек Умный - не состоит в списке клинических типов. Он его составляет. Он решает - где нормально, а где - патология. В том числе и психическая, и социальная.
Он расставил вешки, по которым должен двигаться "нормальный" человек, "адекватная" личность. Он придумал сверхценности - и приподнял их над врожденными - эмпатией, совестью, состраданием.
Его сверхценности - деньги и власть, его способ - анестезия (выключение чувств, прежде всего - болевых).
Его слуги - Гламур и Дискурс - внешний блеск и умные рассуждения, лишенные и красоты и смысла.
Его удел - скука. Его занятие - накопление. Его атмосфера - страх за накопленное и компенсация в неконтролируемом сексо - и чрево гедонизме. Он - реалист, материалист и атеист. Потому что любому Уму понятно: бога - нет. Кроме него, Ума, вообще ничего нет. Все - его продукция.
Человек Блаженный, странный и немодный, вечно попадающий в нелепые ситуации, не умеющий добиваться, обрастать нужными связями, безденежный и нелепый в обществе.
Он не презирает, нет, просто не соотносит себя с обществом. Он как бы не проживает свою жизнь, а жизнь проживает его, несет по своему руслу, как река попавший в ее течение мячик.
Какие счета за коммунальные услуги? Какие долги? Какое время? Нельзя опоздать, если никуда не спешишь. Ребенку некуда спешить. И не о ком заботиться. Даже о себе. Река не остановит свое течение. "Только небо, только ветер, только радость впереди".
Князь Мышкин, Форест Гамп, Человек Дождя, Сценический герой Петра Николаевича Мамонова.
И Жанна из Дома Дураков, моего любимого фильма. Каждый год его студентам показывал, чтобы засомневались, кто здесь здоровый, кто правый и кто счастливый. И откуда это счастье растет.
В каждом из нас живут эти люди - Умный и Дурак, Осведомленный и Блаженный. И самые главные глупости мы совершаем с серьезными лицами, и спасаемся, валяя дурака.
Важно, чтоб без перекосов. Умному - дело. Блаженному - вера. Та, которая - правильно понятые чувства.