Фильм Отара Иоселиани вышел в 1984 году. Название фильма - отсылка к шекспировской пьесе «Генрих IV» - Фальстаф обращается к принцу Генриху, будущему королю: Так вот, милый друг, когда ты станешь королём, смотри не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, любимцами Луны и пускай говорят, что у нас высокая покровительница, потому что нами управляет, как и морем, благородная и целомудренная владычица Луна, которая и потворствует нашим грабежам.
Ниже поставлю отзывы критиков, а сначала напишу свои ощущения. Я, советская девушка, увидела на экране Париж. Улицы, маленькие кафе на бульварах, метро, снег на тротуарах. Прелестная французская песенка или мелодия, звучащая несколько раз на протяжении фильма - хриплый голос, что-то очаровательно, так «по-французски» напевающий. Поищу ее, вставлю в текст, если найду. Смотрела на экран, как завороженная. Ведь там Париж - город, который мне вряд ли удастся повидать.
А потом это случилось - я увидела Париж. В чем-то совсем не тот, о котором я мечтала, в чем-то превосходивший мечты. Ходила по городу с утра до ночи. И как будто слышалась мне еле-еле мелодия из фильма.
Содержание фильма
Картина XIX века и китайский фарфор XVIII века попадают в водоворот интриг, афер, законных и не очень манипуляций дюжины персонажей из самых разных слоев общества от воришек и проституток до звезд панк-рока и террористических группировок с неясными целями и задачами.
Виртуозно разыгранный спектакль об "избранниках ночи", в котором все играют желанные роли, связаны в единый клубок обманами, поисками удовольствий, расчетом и равнодушием. Главные "герои" этой криминальной комедии-притчи - антикварные ценности, картина XIX века и сервиз севрского фарфора XVIII века, прошедшие через руки самых разных людей - от дам высшего света до уличных проституток, от мелких жуликов до влиятельных мафиози.
Одна из рецензий
Это ненавязчиво абсурдный фильм понравится тем, кто любит поздние фильмы Буньюэля, 'Холодные закуски' Блие, фильмы Феррери и тому подобное. Вспоминается буньюэлевский 'Призрак свободы', состоящий из самостоятельных абсурдных виньеток, не связанных в единый сюжет. Здесь то же самое: последовательность сцен, не связанных между собой (но на самом деле связанных невидимой нитью), многие из которых очень забавны. Фильм не столь тонок и изящен, как фильмы Буньюэля, но он более смешной. Смешным он становится не сразу, но когда это, наконец, происходит, дальше он уже не разочаровывает. Особенно мне нравятся приключения похищенной картины, от которой в конце фильма почти ничего не остается. Не нужно пытаться понять все перипетии сюжета и связи персонажей между собой - оставьте это занятие для последующих просмотров. Это, как ни странно, такой фильм, где нужно просто отключить мозг и расслабиться. Поверьте: несмотря на некоторые непонятки, этот фильм очень прост по форме. Из французских картин Иоселиани 'Фавориты луны' - самая удачная и при этом самая доступная.
Еще
Напомнив о почти полузабытых шиллеровских «Разбойниках», Иоселиани совершает здесь путешествие по временам и странам в духе гриффитовской «Нетерпимости». Разве что проделывает это с заметно меньшим размахом, опускаясь в глубь веков из современной Франции в родную Грузию трех исторических периодов - средневекового, тоталитарного сталинского и постсоветского. Он пересаживает одних и тех же актеров в различные временные ситуации с целью показать неизменность и неистребимость человеческого зла, а также механизмы унижения одних, лояльных, людей другими - разбойниками и террористами. Горько усмехаясь над неизменностью исторических уроков, Иоселиани уже не верит в то, что зло когда-нибудь будет наказано, а мир изменится в лучшую сторону. Авторский пессимизм превращает «Разбойников» в едкий сюрреалистический коктейль о неиссякаемости «фаворитов луны» - любителей половить рыбку в мутной воде. Так, кавказский феодал, отправляясь в поход, замуровывает лоно юной супруги в пояс целомудрия, но всего лишь через мгновение после его ухода жена извлекает из тайника ключ-дубликат. Сотрудник НКВД обучает методам экзекуции сына-пионера, а тот, совсем как Павлик Морозов, уже строчит донос на папеньку. Торговцы оружием, наварив большие деньги на братоубийственной войне, причем на собственной родине, и благополучно перебравшись в Париж, не подозревают, что ружье из семейной коллекции уже на изготовке, и разрядит его в них дочка-студентка. Другой дежурный мотив в фильмах великого грузина - путешествие предметов от одних хозяев к другим - на этот раз обретает особенно саркастическое выражение. Дорогая тбилисская квартира, едва освобожденная от врагов народа, молниеносно переходит в руки новых хозяев, только-только успевших переступить порог и тут же принявшихся уплетать еще не остывшие котлеты бывших владельцев. Манипулируя историческими аналогиями почти в бунюэлевском стиле, полемизируя с «Покаянием» Абуладзе и собственными французскими работами, Иоселиани оставляет здесь место лишь для горьких и безысходных истин и уже не находит его для своего самобытного юмора, на этот раз будто утонувшего в непривычно холодноватой авторской отстраненности.
P.S. Пост навеян рассказом одного из моих жж-друзей о первой поездке в Париж.