Этот авиационный пост не совсем про самолеты. Хотя куда ж и от них, крылатых, денешься :) В начале августа Шереметьево устроило праздник души, организовав не просто споттинг, а по сути пресс-тур для членов фан-клуба. Я, как любитель всякой транспортной инфраструктуры, во-первых благодарен за приглашение. Ну и как человек, перманентно наблюдающий за развитием аэропортов и собирающий инфу из разных источников, решил на этот раз поделиться этим здесь. Хотя что значит поделиться? Собрать воедино и давно известные, и совсем свежие факты и проекты. Ну а поскольку сие - не аналитическая статься, а всего лишь частный пост, то оставляю за собой право пропустить всё это через призму частного мнения. Так что я могу что-то слегка домысливать, а читатель в праве мне тактично возражать :)
По сути за последние 10 лет "шарик", оказавшийся к середине нулевых в сложном с точки зрения пропускной способности условиях, фактически вырос заново. Быстрее и агрессивнее в последнее десятилетие форсировало события пожалуй только Внуково, модернизация которого не могла не поражать, о чём я тоже
писал пять лет назад. Нельзя не упомянуть и Пулково с новым терминалом и модернизацией "стаканов" в стерильную зону. Но если для Внуково и Пулково реконструкция была непременным условием дальнейшего развития с выходом в новую конкурентную среду, то у перед SVO десять лет назад, помимо этого, стояла архисрочная задача - не растерять оставшееся после перераспределения потоков на московском узле, прежде всего в сторону обновленного Домодедово. Связка с Аэрофлотом, который мало того, что нацперевозчик, так еще стал членом крупного международного альянса, автоматически превращала Шереметьево в хаб SkyTеam. В результате, как грибы, один за другим стали вырастать терминалы. С для чартеров и СНГ; аэрофлотовский D, ставший основным и вошедший позже в основную структуру аэропорта; E, связавший D, F и новейший, на мой взгляд совершенно уникальный терминал Аэроэкспресс. Южный комплекс (бывший Ш-2) стал единым под одной крышей. На севере, помимо С, возник бинес-терминал А. Кроме того активно разрастались грузовые терминалы, благодаря растущей роли (и доли) группы Волга-Днепр (прежде всего AirBridgeCargo) на российском, европейском и азиатском рынках. Аэропорт не просто состоялся как хаб, но и на мой взгляд в данный момент наиболее полноценный классический хаб в России.
Однако покой нам только снится. Нацперевозчик продолжал расти, как на дрожжах. Вследствие этого (и одновременно словно наперекор) две близко расположенные "связанные" ВПП в сочетании с особенностями ОрВД МАУ ограничивали количество взлетно-посадочных операций. Укромный уголок внутренний линий в левой части терминала D довольно быстро себя исчерпал. Ну и в довершение всего свалившийся будущий Мундиаль. Наплыв событий в сочетании с изначально не самой идеальной конфигурацией аэродрома (одна лётная зона из двух полос между терминальными комплексами, в отличие от классической конфигурации Хитроу, Шарль-де-Голль, Чанги, Домодедово, Пулково и многих других - терминальный комплекс между двумя независимыми лётными зонами) поставило перед предприятием три очередных ключевых задачи, которые в свою очередь состоят из локальных подзадач. Во-первых третья независимая ВПП. Причем не сколь то важно, что она третья, сколь то, что она независимая. Во-вторых отдельный полноценный терминал внутренних линий на месте старого B. То есть оживление северной зоны (бывш. Ш-1). Ну и вытекающее отсюда в-третьих - межтерминальный переход в виде тоннеля непосредственно под аэродромом, как эффективный быстрый трансфер между югом и севером.
Ну и сначала иллюстрации, а потом уже резюме по пунктам и объектам.
1. Свежая схема перспективного развития из презентации, любезно предоставленной пресс-службой.
2. Так выглядит свежепостроенный терминал B, если смотреть на него с южной зоны
3. Он же чуть ближе. Со скоростных рулежок ВПП-2.
4. Цилиндрообразная оконечность длинной посадочной галереи. Форма и месторасположение даёт любителям авиации почву для дискуссий: не в честь ли знаменитой в бозе почившей "рюмки' такое архитектурное решение. Я склонен думать, что дело не в рюмке, ибо такой формы пирсы во многих аэропортах мира. Но если почитателей старого Ш-1 эта мысль греет - почему бы и нет? :)
5. Чешский А-319 OK-MEL на фоне грузового терминала "Москва-Карго", только что построенного в северной зоне рядом с уже существующим карго-терминалом. Пожалуй единственное моё фото, в полной мере передающее масштаб новостройки. И на перроне своей новой базы конечно же 747-й AirBridgeCargo.
6. Этот же чешский Аэробус на фоне всё того же пирса терминала B и строящегося перрона.
7. Аэрофлотовский А-320 VP-BJY на фоне нового B. Видна интересная форма крыши с элементами, пропускающими естественный свет. Позже увидим их изнутри.
8. Теперь ближе к новому терминалу. Вид на посадочную галерею от здания первого исторического аэровокзала Ш-1. А рядом кипят работы по строительству перрона.
9. Вид на восточный торец здания, диспетчерскую вышку и стройгородок.
10. По дороге к будущему главному входу нового терминала невозможно пройти мимо знаменитого памятника Ил-62М RA-86492, что красуется перед старым аэровокзалом со стороны Шереметьевского шоссе.
11. Будущие ворота для пассажиров внутрироссийских маршрутов - фасад терминала B. Здесь будут входы со стороны Шереметьевского шоссе.
12. С торца
13. Первый этаж. Строители и споттеры.
14. Ведутся работы
15. Крыша и зачатки эскалаторов
16.
17.
18. Спускаемся в северный станционный комплекс межтерминального перехода. Лестница вниз и будущие эскалаторы.
19. Северный портал пассажирского тоннеля
20. Идёт монтаж механизмов для будущих беспилотных поездов.
21. Вперед на юг по пассажирскому тоннелю
22. Трасса тоннелей представляет собой прямую линию в средней основной части под углом к направлению полос и два плавных изгиба близ концевых участков на юге и севере. На схеме выше это хорошо видно.
23. Переходим из пассажирского тоннеля в соседний багажный. Сложно поверить, что прямо над тобой интенсивно безостановочно работающий аэродром.
24. Шагаем далее по багажному тоннелю.
25. Селфи в подземелье. Телефон как мог отразил мою довольную происходящим физиономию :)
26. Почти два километра тоннелей позади. Южный портал и "путь наверх".
27. Пока не так всё просто :)
28. Вид от южного портала багажного тоннеля вглубь. Виден упомянутый изгиб, выводящий далее в длинную прямую.
28. Не успел спросить экскурсоводов про эти устройства, но подозреваю, что здесь будущая автоматическая система обработки трансферного багажа.
30.
31. Выход из "подземелья" на 1 этаж южного станционного комплекса.
32. Ну и собственно сам южный станционный комплекс межтерминального перехода, примыкающий к пешеходной галерее между E и D. Идет наружная отделка.
33. Ну а на десерт - отрыв "триплсевена" Аэрофлота (VQ-BQG Boeing 777-300ER) в ливрее Skyteam на фоне двух новинок северной зоны - терминала B и "Москва-Карго"
34. И 737-800 вкупе с теперь уже самым старым терминалом - классическим Шереметьево-2, ныне именуемым как F. Который также ожидает глубокая реконструкция.
Ну и подводя итоги, вырисовываются 12 основных пунктов, описывающих объекты перспективного развития, которые либо уже в значительной степени готовности, либо на стадии планирования и проектирования.
1. Третья независимая полоса. Если все правильно понимаю, сохранится тот же курс 7/25, что и для двух нынешних ВПП. Расстояние между осями нынешней ВПП-1 и ВПП-3 около двух километров, кроме того полосы сдвинуты относительно друг друга таким образом, что восточный торец ВПП-3 практически напротив западного торца ВПП-1. Такое взаимное расположение должно обеспечить полное независимое оперирование, т.е. не только сертификат на одновременные операции "взлет-посадка", но даже "взлет-взлет". Нас не возили на полосу в процессе мероприятия, но по видимым с самолета ареалу работ и степени готовности, создается впечатление, что упор сделан на собственно рабочую часть полосы (что само собой разумеется), восточную часть магистральной рулежки (МРД, параллельная полосе к восточному её торцу), скоростную "косую" рулежку для схода при посадке по курсу 7 (со стороны Ленинградского шоссе) и ту самую длинную МРД, что перпендикулярна полосе и проходит над Шереметьевским шоссе по путепроводу, на которую этот скоростной сход будет осуществляться. И опять таки: если я верно представляю схему работы будущего трехполосного аэродрома, то для полноценного ввода в работу ВПП-3 вполне достаточно вышеперечисленных четырех элементов. И шансы запустить полосу к лету 2018-го при нынешней степени готовности очень и очень высоки. Западную часть магистральной рулежки, параллельной полосе и скоростные для посадки по курсу 25, совершенно спокойно можно достраивать после чемпионата.
2. Магистральную рулежку с путепроводом через Шереметьевское шоссе уже упомянул выше. Её выводят в нынешнюю лётную зону аккурат между северной ВПП и МРД ей параллельной. Степень готовности внушает оптимизм. Летом 2018-го можно будет снимать "литаки", вальяжно проезжающие по путепроводу над автотрассой, как это происходит в Скипхоле, Лейпциге или Куала-Лумпуре. Место обречено на популярность :)
3. Новая МРД, параллельная северной ВПП. Рулежка будет ближе к полосе, чем ныне существующая. Поскольку на месте существующей запроектирован перрон (прежде всего у нового терминала В), да и вообще она достаточно далеко от ВПП. Первая очередь строительства новой МРД - её западная часть, как продолжение рулежной дорожки от ВПП-3. Пока похоже на то, что работы не начаты. Возможно они будут логическим продолжением строительства рулежки от третьей полосы, а возможно и какое-то иное решение. В любом случае объект не первой срочности.
4. Новый терминал B внутренних линий. Пропускная способность до 20 млн. пассажиров в год с посадочной галереей в виде пирса на 19 телетрапов. Большущее здание фактически построено. Идет отделка внутри, снаружи, строительство перрона и работы на прилегающей территории.
5. Межтерминальный переход между южной и северной зоной. Представляет собой два тоннеля с беспилотными поездами непосредственно под полосами - пассажирский и багажный. Проходка закончена. Ведется отделка и установка оборудования. Как по землей, так и в станционных комплексах на юге и севере. Модели "шаттлов", насколько мне известно, пока не озвучены.
6. Центральный перрон перед терминалом B, перекрывающий нынешнюю северную МРД и заканчивающийся на уровне средней части потенциальной новой рулёжки, про западную часть которой говорилось выше. Перрон активно строится.
7. Линия Аэроэкспресса к северной зоне. На схеме и в презентации представлены его общие очертания и описание. Ответвление от существующей линии аэроэкспресса планируется в южной части Лобненского лесопарка, а пассажирский терминал в виде островной платформы и двух путей под крышей - напротив терминала B. Утвержденного проекта однако еще нет, ибо вопросы землеотвода и железнодорожного полотна необходимо решать с государством и РЖД. В любом случае Аэроэкспресс на севере не появится к Мундиалю и даже сразу после его окончания. Предполагаю, что реализация зависит и от результатов работы и потенциала межтерминального перехода.
8. Реконструкция Шереметьевского шоссе. Визуально недалеко до финальной стадии. С востока Шереметьево ныне огибает нормальное четырехполосное шоссе 2-й категории, а не та "сельская дорога", что была до того. В данный момент активно ведутся работы непосредственно у терминала.
9. Новый грузовой терминал "Москва-Карго". Большой грузовой комплекс в характерных для SVO сочетаниях оранжевого и серого цветов площадью 31 тым. квадратных метров на 380 тыс. тонн грузов в год только построен и в сентябре будет запущен..
10. Новый ТЗК. Будет располагаться северо-восточной части аэропорта, неподалеку от бизнес-терминала А. На какой стадии этот проект сказать, увы, не могу.
11. Закрытие терминала С. Терминал, по словам пресс-службы, будет коренным образом перестроен. Ибо задача состыковать его с новым B (а предполагается создание единого комплекса) без коренной реконструкции невыполнима ввиду полной нестыковки инженерных систем. В настоящий момент С закрыт, а немногочисленные рейсы оттуда переведены в D-E-F.
12. Будущая реконструкция терминала F. Планируется к закрытию на реконструкцию после Чемпионата мира. Что ожидаемо и логично, ибо F становится единственным слабым звеном SVO. Как всё будет происходить и в каком виде предстанет обновленное Ш-2, представители пресс-службы пока не знают. Время покажет. В любом случае задача необходимая. Особенно с тем учётом, что после открытия B и перевода туда внутренних рейсов, связка D-E вполне может принять на себя пассажиропоток из F.
Вот такие перспективы. Шереметьево, на мой взгляд, абсолютно заслуженно находится в самых высоких рейтингах европейских аэропортов. И дай бог им и дальше с упорством и мощью бульдозера копать и строить своё и наше с ним будущее. А администрации аэропорта, пресс-службе, лично Роману Генису - огромное спасибо и плюсы в карму за прошедшее мероприятие. Если уж я решил в честь такого события оживить свой подзаброшенный ЖЖ - оно того стоит :)