АВТОВАЗ и поставщики

Apr 25, 2011 17:45



Пока народ развлекается постами про лёд, напишу-ка я про конференцию, которую ВАЗ проводил в пятницу:)
Преамбула
Традиционно такие конференции - внутренний междусобойчик и зовут на них обычно только корпоративные СМИ. А тут позвали всех. Стало быть, "это ж-ж-ж - неспроста", подумал я и отправился в изоленту. Народу прилично, прессы - не очень густо, ну да ладно, война план покажет - зря я пришёл или нет:)
Господин Буренков всё-таки не зря зарплату получает: в холле перед актовым залом, на входе в него стояла какая-то фантастическая штуковина, из которой сыпались стеклянные шарики, в процессе полёта складываясь то в лого завода, то в надпись "АВТОВАЗ", то ещё во что-то. Картинка для привлечения внимания:)
Начало конференции - в лучших традициях шоу-бизнеса: на экране всё сверкает и переливается, спикер подсвечен прожектором, трансляция на большой экран, таблицы-графики.
Юг Демаршелье, вице-президент по продуктам, рассказывал про перспективный производственный план. Гранта, фейслифтинг Калины, минивэн, BM-Hatch, похожий на кроссовер, Приора на новой платформе, и в финале - Лада С. Упор, впрочем, на лоукост модели и немного - на средний класс. К 2017 году на двух площадках - Тольятти и Ижевск - 1,175 млн автомобилей. Выручка - 405 млрд. Рассказывал всё это Демаршелье по-русски.
Выступление Игоря Комарова в принципе, было стандартным для такого рода конференций: похвалил - качество удалось улучшить, предупредил - системные проблемы надо решать, мы поможем, если что.
Амбула она же фабула:)
На десерт первой части организаторы конференции приберегли самое сладкое - доклад Дамира Кашапова, вице-президента по закупкам. И вот тут стало ясно, к чему было жжжж.
Если кратко - условия для поставщиков становятся максимально жёсткими. ВАЗ обследовал 42 предприятия, продукция которых важна для завода (конвейер без неё встанет и всё такое). Результат: только у четверых всё ок, остальные - в зоне риска. И с качеством у них не очень, и финансовое положение вызывает вопросы. Тут небольшое лирическое отступление. Про финансовое положение - это сильно. Не в бровь, а в глаз. Когда в 2008 завод сдал задерживать оплату за комплектующие - оборотку у поставщиков как ветром сдуло, кое-кто даже в основные средства полез...
Ну да ладно, вернёмся к фабуле. В общем, обозначили поставщикам такую вот картину: хотите остаться в пуле - бухгалтерию наизнанку, финансовые отчёты каждый месяц (РСБУ № 1, 2, 3, 4, 5). Технический аудит можете заказать - небесплатно, само собой, обучение в академии качества альянса пройти - "по самым низким ценам". Но это ещё цветочки, ягодки - вот они: НИОКР теперь - на совести поставщиков. Как и готовность к 2-3% снижению цены. По НИОКРу мне особенно понравилось: мы вам - 3д-модель, вы нам - чертежи с допусками и протоколы испытаний. А в перспективе - ещё интереснее: мы вам - размеры места, куда устанавливается узел, вы нам - чертежи и всё прочее.
Сразу после этого судьбоносного выступления объявили перерыв на попить кофе.
Поставщики потянулись в курилку, лица, мягко говоря, не радостные. Впрочем, персонажи в возрасте моложе 40 как-то быстро закучковались, обменялись визитками и начали обсуждать, что делать и как быть. А вот возрастной срез 55+, похоже, не понял, что им некролог зачитали. С отсрочкой исполнения приговора:(
Политика, которую озвучили на конференции - абсолютно правильная, так работают все крупные концерны. Качество и работа с издержками - мировые требования. Но для российских предприятий это, скорее всего, означает потерю самостоятельности и уход из бизнеса. С финансами, как я уже писал, у всех туго. Взять на себя НИОКР в такой ситуации - задача неподъёмная, это стратегические вложения. Значит, придётся искать, кому отдаться - за технологии, оборудование и так далее. Этот вариант вполне просматривался уже в 2005-м, ещё при старой команде менеджеров. Сейчас, спустя 6 лет, вариант просто стал безальтернативным. Кто увидел и имел возможность - среагировал, подстраховался и останется в пуле. Кто профукал все сигналы - уйдёт и очень скоро. Это бизнес - ничего личного.

Тольятти, АВТОВАЗ

Previous post Next post
Up