Месяц назад я делала открытый мастер-класс на тему старта на фрилансе. Удивительно, но среди сорока гостей, пришедших на мероприятие, четверть являлась руководителями компаний, которые думали об открытии нового направления в рамках существующего бизнеса. С руководителем отдела развития Ниной мы разговорились после мастер-класса.
- Светлана, -спросила меня она, - вы же работаете с компаниями, как тренер, да?
- Мы хотим обучать сотрудников, и раз в полгода мы ищем тренера, но всякий раз без результата, - продолжала Нина, и пожаловалась, - мы не знаем, какая тема нам нужна, а без точного запроса на тренинг тренеры ведь не работают.
Потом мы еще поговорили, обменялись контактами, решив позже совместно обсудить цели программы тренингов сотрудников компании Нины.
После разговора я задумалась о современном подходе к тренингам.
Рассуждать я начала с традиционных мыслей о глобальном: в благодарные докризисные времена работа бизнес-тренера в штате компании означала просто «галочку» в плане развития сотрудника: «мы прошли тренинг». А внешний тренер с интересной и модной темой тренинга становился так называемой «приглашенной звездой», которая заполняла пробел в расписании выездного собрания: после выступления директора по продажам и перед выступлением отдела маркетинга, например.
Наступление новых экономических условий спровоцировало новые (противоположные друг другу) тенденции на рынке бизнес-тренерских услуг. Наряду с оптимизацией штата и сокращением T&D отделов и полной приостановкой бюджетов на тренинги, представители бизнеса восприняли работу бизнес-тренера, как так называемую универсальную, комплексную «прививку от всех болезней» или химчистку (метафор подобрать можно очень много). Нашел тренера и оплатил, например, тренинг по продажам и сразу же выполнил квартальный план с приростом в 20%, несмотря на экономическую ситуацию в стране.
Но всё же, работая как внешний тренер, общаясь с представителями компаний разного уровня, я вижу, как российский бизнес достигает баланса, необходимого для дальнейшего успешного развития.
После щедрых 2010-2013 годов компании и руководители становятся уравновешенными в освоении бюджетов. А после волны резких телодвижений в конце 2014-го - начале 2015-го, компании стали ценить главный ресурс - свою команду, предпринимая ряд последовательных шагов в трансформации сотрудников из эффективной ранее рабочей группы в сплоченную, работоспособную и органичную команду.
Формируется новое восприятие команды, как синергического феномена, обладающего «коллективным разумом».
Теперь тренеру недостаточно открывать перед клиентом импровизированный каталог с возможными тренингами и ждать выбор темы. Роль и цель работы современного бизнес-тренера рассматривается в другой парадигме. Проработать с группой навык или донести до участников новое знание из умной книги уже недостаточно. Перед тренером стоит иная задача: нужно вернуть компании успешность, а сотрудникам - оптимизм, остановив профессиональное выгорание. Традиционная роль тренера в увеличении профессиональной эффективности сотрудников, приобретает новый трансформационный смысл. Тренер теперь имеет редкую возможность, оставив роль локомотива, ведущего (а порой тянущего) за собой группу, стать смелее и мудрее, будучи готовым идти вместе с командой в исследование волнующей и срочно требующей разрешения проблемы.
Представители бизнеса понимают, что тренинг - это не разовая инъекция обезболивающего, а сложный, многоступенчатый и последовательный процесс, работа тренера и команды, готовность совместно и сбалансированно отправиться в исследование проблемы или в поиск новых путей развития бизнеса.
В заключение моих размышлений, я вспомнила правило, что любой кризис (в том числе и экономический), несмотря на негативные проявления, тенденции и последствия - это переход к чему-то качественно новому, это возможность переоценить и переориентировать развитие. Хорошо, что в данном случае, рынок тренерских услуг не стал исключением.