"Белая лента" Михаэля Ханеке: дети кукурузы из немецкой глубинки

Apr 07, 2012 14:00


"Если мы поднимаем принцип или мораль ... до статуса абсолюта,
он становится бесчеловечным..."
Михаэль Ханеке
Как правило, я не слежу за новинками кино; поэтому, когда фильм так или иначе попадает в мое поле зрения, ему уже может быть лет пятьдесят :) Ну, или три года  - как "Белой ленте". И все же, несмотря на такую ветхозаветность, захотелось о нем написать.

Действие фильма происходит перед самой Первой мировой, т.е. в 1913-1914 годах. В глухой немецкой деревеньке начинают твориться странные вещи: явно подстроенный несчастный случай с доктором, гибель крестьянки, избитые дети... Через некоторое время становится понятно, что это не просто жестокое хулиганство, а казни - или, что точнее, аутодафе. Акт веры. И кара эта направлена на тех, кто так или иначе погрешил против морали. Или их близких: малолетнего сына барона или безобидного ребенка-дауна, сына гувернантки доктора...

Белая лента - символ чистоты души и помыслов. Этот символ носили на руке дети деревенского пастора: сначала в качестве напоминания, затем - в виде наказания за проступки. Пастор был отцом суровым, но справедливым: в случае провинности, не полагаясь всецело на воспитательную силу ленточки, помогал ей розгами. Так ему удалось к подростковому возрасту привить детям четкие моральные устои. И дети стали проводниками, "тимуровцами" этой морали.

В фильме есть один эпизод. Сельский учитель, от лица которого и ведется повествование, ловил у ручья рыбу и вдруг увидел старшего сына пастора, вышагивающего по тонким перилам моста через глубокий овраг. Бросив удочку, учитель побежал к мальчику и подоспел к моменту, когда тот, пройдя всю длину перил, спрыгивал на землю. На вопрос, зачем он это сделал, мальчик ответил: "Я дал богу возможность убить меня. Если он этого не сделал, значит он меня любит". А кого не любит - убивает, видимо, если следовать этой логике.



Этот фильм часто трактуют как исследование  природы фашизма: мол через 20 лет детишечки эти будут в рядах НСДАП. Ну... пожалуй, да - эти будут. Но мне кажется, что замысел шире  и говорит о догматизме вообще; а уж приложений ему история знала достаточно.

Интересно, что альтернативным названием фильма было "Правая рука бога".

Кино заканчивается такими словами учителя-рассказчика: "Я продал свой дом, а на вырученные деньги открыл в городе мастерскую. Жителей деревни я с тех пор больше не видел". Слава небу, подумал я - ну их к чертям в самом деле..

Резюме: фильм на мой вкус интересный и снят прекрасно во всех отношениях. Но - по-немецки основательный и неторопливый: почти 2.5 часа. Для меня это было самым тяжелым: фильм длиннее полутора часов требует от меня уже некоторого усилия над собой :)

кино

Previous post Next post
Up