Вне гаммы: (почти) всё, что вы хотели знать о настройке резкости в Фотошопе, но боялись спросить

Oct 14, 2009 18:38

Взято с CreativePro
Перевод статьи Out of Gamut: (Almost) Everything You Wanted to Know about Sharpening in Photoshop but Were Afraid to Ask by Bruce Fraser выполнен мной.

Отвлекаясь от царства цвета, редактор Брюс Фразер (Bruce Fraser) проводит нас через серию его любимых техник по настройке резкости.

Печальный, но неоспоримый факт: независимо от того сканируете ли вы, фотографируете или снимаете видео, процесс оцифровки размывает картинку и чтобы добиться хороших результатов придётся настроить резкость во множестве изображений. Вообще-то эта колонка о цвете. Но в сравнении с количеством статей о цветокоррекции, статей о настройке резкости очень мало. На этот раз я опишу некоторые из моих любимых техник по улучшению резкости в Фотошопе 5, 5.5 и 6.

Размытость картинки во время оцифровки происходит из-за самой сущности процесса: чтобы перевести изображение в цифру необходимо перевести его из последовательных градаций тона и цвета в точки на сетке выборки. Деталь тоньше, чем шаг сетки выборки, "усредняется" в пикселях, размывая общий вид. У некоторых видов вывода информации, особенно газетной чёрно-белой печати, струйной и лазерной печати, дальнейшее размытие возникает при переводе пикселей в точки. В итоге, независимо от своего происхождения, почти любое цифровое изображение требует настройки резкости, чтобы нивелировать размытие, возникающее как при создании изображения, так и при его печати.

Хорошая новость, так это то, что "цифровой подход" предоставляет нам неплохой набор лекарств от своих же огрехов. В Фотошопе я выделяю три основных метода:

- Применение Нерезкой Маски (Unsharp Mask) ко всему изображению сразу;
- Настройка резкости на корректирующем слое (adjustment layer);
- Применение Нерезкой Маски к выделению.


Нерезкая Маска
Использование частенько оговариваемого злыми языками фильтра Нерезкая Маска может привести к отличным результатам, но чтобы этого добиться, надо понять, как он работает, во что многие как раз таки и не вникают. Этот фильтр сравнивает контраст между смежными пикселями и увеличивает его, если он сравнительно высок. По идее большая разница в контрасте обычно указывает на наличие контура. Но фильтр сам по себе не умеет распознавать контуры, только разницу в пикселях, так что успешное увеличение резкости требует нахождения таких параметров, при которых контур выглядит естественно.

Важно знать, что оптимальные настройки зависят, во-первых, от содержания картинки, во-вторых, от разрешения и планируемого метода печати. Близкие предметы с размытыми деталями требуют совсем другого подхода, чем удалённые объекты с множеством тонких деталей. Воспринимаемая резкость зависит от контраста в рассматриваемом месте.

Ещё один ключевой момент заключается в том, что оценка резкости изображения на мониторе - довольно мудрёная штука. Вот вам некоторые рекомендации в помощь:

- Всегда оценивайте резкость на реальном размере (100%). Иногда можно сделать неплохие выводы и с 50%-го масштаба, но остальные масштабы сильно сглажены, так что они не передают точной резкости;
- Изображения, предназначенные для использования на экране или печати на настоящих псевдополутоновых принтерах следует делать резкими пока они не станут выглядеть хорошо на экране. Изображения, которые будут печататься чёрно-белыми (газеты) или методом псевдосмешения цветов (струйная печать), нужно делать резче, пока картинка не будет выглядеть слегка перешарпленной на экране;
- Всегда настраивайте резкость на финальном размере изображения. Если вы измените размер изображения после настройки резкости, то Вам, скорее всего, придётся сделать всё заново.

Ключевой параметр для получения хороших результатов в Нерезкой Маске - пункт Радиус (Radius). Радиус должен соответствовать содержимому изображения. Он контролирует ширину гало резкости, но довольно опосредованно: если Радиус равен 1, то гало не равно одному пикселю; этот параметр говорит Фотошопу "смотреть" на один пиксель вокруг при сравнении пикселей. Таким образом, при большем Радиусе - большее гало.

Следующий параметр - Эффект (Amount). Эффект - "регулятор громкости" для Нерезкой Маски. Он задаёт силу резкости. Небольшому Радиусу для той же степени визуальной резкости потребуется больший Эффект, чем большему Радиусу.

Последний параметр - Порог (Threshold). Порог в основном служит для снижения уровня шума. Он говорит Фотошопу игнорировать определённое количество различий между пикселями при настройке резкости, и позволяет Вам избежать чрезмерно высокой резкости на таких слаботекстурированных участках как кожа.

Как сбалансировать все три параметра? Для начала я советую выставить Эффект в промежутке 200-300 процентов, Порог на ноль и поработать с Радиусом пока он не станет соответствовать содержанию изображения. После настроить Эффект так, чтобы получить желаемую резкость. И, наконец, при необходимости, увеличить Порог, чтобы смягчить слишком резкие участки.

Примеры
Лучший способ что-то понять - посмотреть на парочку примеров.

На Рис. 1a мы видим нерезкое изображение, Рис. 1b - настройки резкости и Рис. 1c - результат. В данном случае предмет находится близко и имеет мягкие детали. Нам хочется избежать слишком большой резкости кожи, поэтому используем довольно небольшой Эффект и большой Радиус, равно как и Порог для смягчения кожи.



Рис. 1a: Нерезкое изображение



Рис. 1b: Настройки фильтра



Рис. 1c: Результат

А теперь взгляните на Рис. 2a. В отличие от Рис. 1 это "высокочастотное" изображение с множеством тонких деталей и оно требует других настроек резкости. Эти настройки отражены на Рис. 2b, Рис. 2c - получившийся результат. Это изображение требует намного меньшего Радиуса и большего Эффекта, Порог же и вовсе не нужен.



Рис. 2a: Нерезкое изображение



Рис. 2b: Настройки фильтра



Рис. 2c: Результат

На Рис. 3 изображен результат неправильной настройки резкости. На портрете хрусткая кожа, а дом выпадает из фокуса. Причина в обоих случаях кроется в Радиусе, который меньше чем нужно в первом случае и, наоборот, слишком большой во втором.



Рис. 3а



Рис. 3b

Настройка резкости в Lab
Многие любят переводить изображение в формат Lab (CIELAB), чтобы затем настраивать резкость только на канале Яркости (Lightness). Тут главное избежать нежелательных цветовых сдвигов. Честно, я не так уж часто сталкиваюсь с этими сдвигами из-за применения Нерезкой Маски, но если такое случается, я предпочитаю более простой, быстрый и менее разрушительный метод, чем перевод изображения в Lab: после применения Нерезкой Макси откроем меню Редактировать (Edit), выберем Ослабить Нерезкую Маску (Fade Unsharp Mask) и ставим режим смешивания (blending mode) Яркость (Luminosity). Результат получается тот же, что и при настройке резкости в Lab, но при этом данный способ менее разрушителен для 8-битных изображений, так как позволяет избежать ошибки дискретизации, постоянно возникающей при конверсии 8-битных каналов в Lab.

Настройка резкости при помощи слоёв
Нерезкая Маска - мощный инструмент, но у него есть два неотъемлемых недостатка. Первый недостаток: он делает резким всё, даже шум. Фильтр сравнивает пиксели и не знает, что представляет собой переход пикселей: контур, требующий увеличения резкости, пылинку, царапину, шум, зерно плёнки или что-то ещё, не требующее улучшения резкости.

Второй недостаток: Нерезкая Маска - разрушающая правка, все изменения записываются прямиком в изображение. Вы можете использовать Историю (History) для отмены действия фильтра, но Вы не сможете отменить настройки, если изображение сохранено.

Метод слоёв направлен на оба случая. Настройка резкости происходит на редактируемом слое, не затрагивая исходное изображение. Это простая, но весьма действенная техника.

Для начала продублируйте основной слой (background layer) и установите режим смешивания (blending mode) для нового слоя на Мягкий Свет (Soft Light) для лёгкого увеличения резкости или Жёсткий Свет (Hard Light) для более сильного. На Рис. 4 показано первоначальное изображение и изображение со слоём с Мягким Светом.



Рис. 4a: Нерезкое изображение



Рис. 4b: Настройки



Рис. 4c: Дублирующий слой с Мягким Светом

Всё, что я сделал на данный момент - добавил слой с Мягким Светом. Что делать дальше? Резкость отражает контраст; Нерезкая Маска увеличивает контраст на контурах. Мы добиваемся той же цели применяя к редактируемому слою фильтр Цветовой Контраст (High Pass). Он находится в подменю Другое (Other) меню Фильтр (Filter).

На Рис. 5 видна работа Цветового Контраста и конечное изображение. Кожа немного хрусткая (я исправлю это позже), но в целом изображение стало намного резче и пиксели в фоне остались не затронуты. Я могу варьировать силу резкости по всему изображению сразу, изменяя значение прозрачности редактируемого слоя, но более эффективным будет применение Маски Слоя (Layer Mask) с её последующим редактированием.



Рис. 5a: Настройки



Рис. 5b: Результат

В зависимости от желаемого результата Маска Слоя добавляется с параметром Показать Всё (Reveal All) или Скрыть Всё (Hide All). Используйте Показать Всё если хотите добиться смягчения, и Скрыть Всё если необходимо придать объекту резкости. В данном случае, на Рис. 6, я использовал параметр Скрыть Всё, затем применил мягкую кисть чтобы резче прорисовать глаза, волосы, шляпку и шарф, оставляя текстуру кожи мягкой. Помните, что вы можете изменять прозрачность для большего контроля.



Рис. 6: Улучшение резкости с использованием параметра Скрыть Всё и прорисовкой мягкой кистью

Как и в Нерезкой Маске, критическим параметром для Цветового Контраста является Радиус. Повторюсь, что "низкочастотные изображения" - с близкими объектами и размытыми деталями - обычно требуют большего Радиуса чем "высокочастотные изображения" с множеством тонких деталей. На Рис. 7 мы видим "высокочастотное изображение", необходимые параметры Цветового Контраста и итоговое изображение.



Рис. 7a: Нерезкое изображение



Рис. 7b: Настройки



Рис. 7c: Результат

Вы можете создать несколько дублирующих слоёв для обработки разных частей изображения. Применение техники дало неплохие результаты на Рис. 7, но фоновые здания всё ещё немного размыты. Добавим ещё один дублирующий слой и применим к нему Цветовой Контраст с большим Радиусом, это сделает фон немного резче, но мало повлияет на передний план. Далее используем Маску Слоя с параметром Скрыть Всё, что позволит прорисовать фон резче, не делая передний план хрустким, что видно на Рис. 8.



Рис. 8a: Для повышения резкости фона мы увеличиваем Радиус Цветового Контраста и создаём Маску Слоя, чтобы прорисовать фон чётче



Рис. 8b: Результат

Вы, конечно же, можете совмещать использование Нерезкой Маски и технику слоёв, применяя немного первого, затем корректируя результат при помощи слоёв. Третий вариант, который мы рассмотрим в следующей статье*, - создание Маски, использование её как Выделения и применение Нерезкой Маски к этому Выделению. Это единственный эффективный метод для высоко-битных изображений, но он также действенен и для 8-битных.

В итоге мы видим, что настройка резкости - довольно хитрое дело. Ни одна техника не подойдет для обработки сразу всех видов изображений. Чем больше способов вы знаете, тем лучшего результата вы сможете достичь в зависимости от того останется ли изображение только на экране или будет распечатано одним из различных способов.

* А-а-а-а-а... Там есть ещё две статьи на эту тему... Ждите на следующей неделе)

переводы, photoshop

Previous post Next post
Up