Это произошло 19 лет назад, 24 ноября.
Мы возвращались с вахты домой.
Было 8 часов вечера и было уже темно.
«Пазик» (это такой автобус) ехал по достаточно хорошо асфальтированной дороге среди, уходящей в ночь, казахстанской степи.
Мы сидели на заднем сиденье и молчали.
Обычно после 12 часового рабочего дня, да еще в конце семидневной вахты, уже не было ни сил, ни желания о чем-то говорить.
Кто-то дремал, кто-то всматривался в сумерки и мелькающие за окном устья скважин и скудные лесополосы.
И тут, обращаясь ко мне, Костя Ли сказал: «А ты знаешь, я сегодня слышал по радио, что умер солист группы “Queen” от СПИДа».
- Да ну... Не может быть.. Фредди Меркури?
- Да, да. Фреди Меркури. Правда...
Мир, конечно, не рухнул.
Но оцепенение и какая-то опустошенность не отпускали очень долго.
Иногда сложно поверить в исчезновение или изменение того, что кажется не имеет ни каких прав меняться и должно быть вечным.
Ну, по крайней мере, так хочется или кажется.
Именно такой случай это и был.
Невозможно было привыкнуть к мысли, что “Queen” больше не сочинит и не сыграет новых песен.
Что уже нет будет возникать это волнительное чувство, с каким ставил на прослушивание каждый новый альбом “Queen”, в предвкушении чего-то гениального.
А оно было.
Гениальное.
У “Queen”.
Каждый раз.
Как и вся, по настоящему серьезная рок-музыка, каждый новый альбом Queen воспринимался мною только после третьего прослушивания.
После первого было замешательство, расстерянность и даже непринятие.
После второго возникал интерес и явно расслышивались интонации, и тихонько пробивался замысел.
После третьего все становилось на места, было понятно и признавалось мастерство, гениальность, неподражаемый и узнаваемый стиль.
И при этом каждый раз новая концепция, звучание и идея.
И все это во многом благодаря талантливости Фредди Меркури и его экзотично-артистическому таланту восприятия мира.
... Это была зима 78 года.
Наш одноклассник Сашка Чеботарев принес на продажу виниловый альбом «Queen 2».
А мы как раз слушали новый альбом Uriah Heep “Innocent Victim” и просто рассмеялись ему в лицо.
- Что это еще за «Queen»? Ерунда какая-то как пить дать. Фигня по сравнению с Uriah Heep. Ты послушай лучше Хипов, а не всякую дребень.
Толи название группы нас тогда смутило, толи еще что, но даже не слушая мы поставили свой категорический диагноз и крест на Queen.
А Сашка мудро заметил, что мы ничего не понимаем и что Queen- это потенциально самая знаменитая группа в мире и ушел расстроенный.
Это был 78 и Queen 2 был уже старым альбомом. А до него был «Queen» с замечательно песней «Seven Seas Of Rhye», после него альбом «Sheer Heart Attack” со знаменитой песней «Killer Queen», совершенно гениальный альбом «A night at the opera” с «Love of my life”» и хитом всех времен и народов «Bohemian Rhapsody», потом альбом «A day at the races” c «Tie Your Mother Down», «You Take My Breath Away» и конечно «Somebody To Love» и альбом 77 года «News of the world» с незабываемыми «We Will Rock You» и гимном всех футболистов «We Are The Champions».
Что мы знали тогда и что понимали...
Западная музыка приходила к нам на годы позже.
Порой тогда, когда какие-то группы уже переставали существовать.
Уже потом, в Ленинграде, в общежитии на Вяземском переулке, под пиво или дешевый портвейн, слушая на бабиновом магнитофоне все, вышедшие на тот момент, альбомы Queen, я понимал туманной головой, что Сашка Чеботарь был прав.
Queen - это на века.
Подобных им не было, нет и уже не будет.
И все-таки мое первое свидание с Queen состоялось до Ленинграда, в году 79.
Это был альбом «Jazz».
Именно с него я начал свое путешествие в мир группы Queen.
У одного нашего друга, владеющего, по тем временам, совершенно удивительной магнитофонной техникой «Sony» с бесподобной акустикой, мы, запершись в его комнате, слушали и переписывали на мой маленький кассетник “Sanyo” свеженький альбом «Jazz».
Я слушал Queen впервые.
Я был сражен.
Сразу и навсегда.
Возможно это был результат удивительного звучания, когда все тарелочки и басы прослушивались явно и такая лилась мощь целостности звуков инструментов.
Помните эти велосипедные звоночки в “Bicycle race”?
Слышали эти краткие мощные тарелки в «Mustapha» и ударные в «Don’t stop me now»?
Не помните?
Не слушали?
Ну я вам завидую-у вас еще впереди это удовольствие.
А тогда мы, совершенно обалдевшие от услышанного, шли по улице, ехали в тройлебусе с включенным магнитофоном из которого неслось «Bicycle, bicycle, I want to ride my bicycle…» и приобщали население к музыке Queen.
Нам тогда совершенно наивно казалось, что это должно нравиться всем.
Их было четверо: Брайан Мей - гитара, Джон Дикон - бас гитара, Роджер Тейлор - ударные и Фредди Меркури - вокал и фортепьяно.
И они были короли, даже не смотря на название Queen.
Queen совершенно невозможно спутать с какой-нибудь другой группой.
Гитарное звучание и сольные пассажи Брайана Мея уникальны, равно как и четкий бас Джона и стиль игры на барабанах Роджера.
Впрочем они не только великолепные и неповторимые музыканты, но и сочинители прекрасных хитов.
Послушаете «Sail away sweet sister» Мея с альбома “The Game” или “Brighton Rock” с «Sheer Heart Attack”, или «Another one bites the dust”» Дикона с того же “The Game” или его же «You’re my best friend» с «A night at the opera”, или «Radio Ga Ga» Роджера с “The Works” или «A kind of magic» с одноименного альбома.
И все-таки Queen - это голос Фредди и его музыка.
И все-таки все крутилось вокруг него.
Он был тем ядром, вокруг которого двигались атомы, создавая неземной материал для музыкальных шедевров.
Именно Он каждый раз, с каждым новым альбомом созидал что-то новое, порою кардинально противоположное предыдущему.
Это Он мог увлечь 250 тысяч человек на стадионе в Буэнос-Айросе петь вместе с ним “Love of my life”.
Это Он выходил на сцену в королевской мантии и короне.
И Он был «Queen».
И Он был “Great Pretender”.
Он умел перевоплощаться.
Это Он мог сочинить и спеть вместе Монсерат Кабалье целый альбом песен, включая знаменитую “Barcelona”, ставшую гимном олимпийских игр в Барселоне.
И при этом был добрым и стеснительным.
И сильным.
И любившим жизнь и музыку по последних секунд.
И вот его не стало. 19 лет назад.
И не стало Queen.
Ибо Queen без Фредди - это не Queen.
Я несколько раз ходил на мюзикл “We will rock you”, идущий в “Dominion” в Лондоне.
И еще пойду.
И вам советую, когда будет возможность.
Музыка Queen притягивает.
Я слышал и видел Queen с вокалистом Paul Rogers, уже без Дикона, который отошел от музыкальных дел по простой причине, что Queen не может существовать как группа без Фредди.
И еще буду слушать и смотреть, и ходить на концерты, если будут.
И вам советую, когда будет возможность.
Но во всем этом услышанном и увиденном нет главного.
Нет Фредди.
Нет его голоса.
И никто и ничто не заменит этого.
Это утрата.
Он ушел от нас, когда ему было 45 лет.
И остался с нами навсегда своим голосом и песнями.
![](http://pics.livejournal.com/drumdream/pic/00015c9e/s320x240)
В Montreux, на берегу Женевского озера в Щвейцарии стоит памятник Фредди.
Здесь есть студия «Mountain Studios”, которая с 1978 по 2002 принадлежала группе Queen и на которой они записали многие свои последние альбомы.
Здесь любил бывать и жить Фредди.
Последние месяцы перед уходом он провел в Montreux, записывая черновики песен.
Он сочинял и напевал на магнитофон.
Спустя 4 года после смерти Фредди, Джон, Роджер и Брайан из этого материала смикшировали в студии «Mountain Studios», наложив инструменты и голоса, альбом “Made in Heaven”.
Было странно и величественно слышать голос Фредди, когда его уже не было с нами.
Он как-будто послал его из Поднебесной.
Я много раз был в Montreux и скажу вам уверенно, что это место на земле действительно похоже на Heaven.
И там стоит побывать.
А каждый год в первый weekend сентября в Montreux съезжаются фаны Фредди и проводят концерты в честь его дня рождения 5 сентября.
Он ушел от нас и попрощался с нами в клипе на песню “These are the day’s of our lives” с альбома “Innuendo” 91 года.
Он был уже болен, но заканчивая песню словами «I still love you», улыбнулся, провел рукой перед камерой, как бы одновременно прощаясь и стирая свое изображение на экране, и ушел.
Тогда мы не думали, что он уходит навсегда...
Я оглядываюсь назад и понимаю, что всю мою прожитую жизнь можно прокрутить назад просто слушая Queen.
Потому что каждый альбом, каждая песня напоминают мне события, произошедшие со мной в прошлом.
По крайней мере с 79 года точно.
Да это были годы моей жизни.
И они продолжаются.
И Фредди живет в моем мире по сей день.
И я благодарен ему за это.
В этом есть надежда и свет.
Спасибо Фредди!
©AUR2010
Дискография Queen:
Queen
Queen II
Sheer Heart Attack
A Night At The Opera
A Day At The Races
News Of The World
Jazz
Live Killers
The Game
Flash
Greatest Hits
Hot Space
The Works
A Kind Of Magic
Live Magic
The Miracle
Innuendo
Greatest Hits II
Live At Wembley 86
Made In Heaven
Queen Rocks
Greatest Hits III
Platinum Collection
Queen On Fire Live At The Bowl
Queen Rock Montreal