Такую книгу мне подарил, один из авторов!
Российские ученые совершили невозможное! Они исследовали древний храм Лалыш на территории Ирака. Ни один европеец ранее не был допущен в эту главную святыню езидов - этно-религиозной группы, известной своей закрытостью от инородцев. Россиянам же езиды разрешили даже провести фотосъемки храма. И вот теперь в России выпущен фотоальбом «Святой Лалыш», презентация которого состоялась в Москве (8 апреля).
Экспедицию в Ирак, точнее, в регион, который называется Южным Курдистаном, организовали археологи из уральского города Челябинска. На эту идею их натолкнули исследования, которые проводились в древнем городище Аркаим, открытом на Урале двадцать лет назад. В частности, раскопки в Аркаиме дали немало интереснейшей информации о происхождении индо-европейских народов и путях их расселения по Евразии. Археолог Станислав Григорьев, например, считает, что есть немало подтверждений версии о том, что прародина индо-европейцев находится на Ближнем Востоке.
«Когда мы стали изучать археологические материалы, - говорит ученый, - то пришли к выводу, что очень многие культуры Евразии связаны миграционными процессами с Ближним Востоком. В частности, знаменитый Аркаим - это ярко выраженная культура ближневосточного типа, вероятно, происходящая с территории Курдистана. В 2006 году мы впервые оказались в Курдистане, в Лалыше. Нас совершенно потряс этот храм. Потрясли и сами езиды - своим особым отношением к людям, к жизни, большой добротой. Мы пришли к убеждению, что езидизм - это «осколок», реликт очень древних индоевропейских верований. И в этом смысле, он отражает религиозные представления всех наших общих предков. Ближний Восток был местом, где рождался монотеизм, где возник иудаизм, потом сформировались христианство и ислам. Езидизм - это тоже монотеистическая религия, только более древняя…
Вот некоторые примеры, которые привели уральские археологи. Они обратили внимание на стены храма Лалыш: на них высечены рельефы из шестиконечных звезд, характерных для иудаизма. Далее: к одному из весенних праздников езиды пекут куличи и красят яйца - так же, как православные на Пасху. В обществе езидов до сих пор строго соблюдается кастовое разделение - возникает параллель с Индией. В храм езиды, включая священнослужителей, входят, только сняв обувь - в традициях ислама. Молитвы езидов нигде не зафиксированы, они хранятся лишь в памяти священников, которые читают их нараспев, в манере, напоминающей христианскую архаику.
Что же касается храма Лалыш, то в арабских письменных источниках он упоминается с XI века, а на самом деле, гораздо старше, утверждает историк Лада Ивасько. И в доказательство приводит такие детали:
«Купола, символизирующие солнечные лучи, невероятно интересная архитектурная деталь, не характерная для Востока. Символизация лучей солнца - эта первобытная форма, - считает Лада Ивасько. - И действительно вся территория исторического Курдистана, ныне разделенная между Ираком, Сирией, Ливаном и Ираном, это территория, где впервые выращены злаки, одомашнен скот. И были там не лунные культы и календари, а солнечные. И поклонение, конечно, солнечному божеству. Потому что от солнца зависело всё: всходы, урожай, не только начало дня, но и начало будущего».
Eзидов, которые столь дружелюбно встретили российских исследователей, на территории Ирака сегодня живет около 700 тысяч человек. Многие памятники этого региона пока не обследованы. И российские археологи намерены предпринять новые экспедиции: им предстоит выяснить подлинный возраст храма Лалыш, изучить пещеру Бастун, в которой найдены каменные орудия, изготовленные около миллиона лет назад. В планах также продолжить исследования в местечке Эскапан, куда Eзиды привезли россиян полюбоваться красивыми каменными воротами, не подозревая, что рядом находится покрытая барельефами гробница, которой никак не меньше двух тысячелетий. Эти исследования, несомненно, обогатят современные представления о развитии человеческой цивилизации.
Про книгу здесь.
http://old.uralpress.ru/art139024.htm