Семья ребенка с ДЦП: как найти ресурсы

Jul 19, 2018 17:19


Анастасия Рязанова и Ирина Долотова рассуждают об организации жизни семьи с инвалидом и о ее ресурсах

image Click to view


Анастасия Рязанова: Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Анастасия Рязанова. Я директор АНО Центр «Пространство общения». Сегодня мы с вами все вместе собрались, чтобы подумать про семьи, где растут дети с особенностями развития, с точки зрения семей, с точки зрения поиски ресурсов. В нашем центре у нас большой многолетний опыт работы с ребятами с разными нарушениями развития и разного возраста, в том числе, с детьми с церебральным параличем, с множественными нарушениями развития. И для нас очень важной частью и направлением нашей работы является психологическая помощь родителям. У нас есть программы и групповой работы, и индивидуальные психологические консультации, и сообщество наше живо. Много лет мы все вместе делаем этот центр. Ну, вот про разные аспекты жизни мы хотели бы поговорить и про разные вещи, которые могли бы быть источником, ресурсом для жизни. И это, конечно, мы надеемся, прежде всего, для родителей, ну, и для тех людей, которые оказывают поддержку семьям, где растут дети с особенностями развития.
Ирина Долотова: Я тоже представлюсь. Меня зовут Ирина Долотова. У меня двое детей. Младшему сыну сейчас уже 21 год. У него множественные нарушения развития. В частности, у него тоже есть детский церебральный паралич, эпилепсия, тяжелые ментальные нарушения. Мы с Настей много лет сотрудничаем. Для меня вот эти программы помощи семье особенно важны. Мне кажется, очень важно семьям, не важно, сколько лет ребенку, понимать себя, учиться искать ресурс, понимая, что жизнь с таким ребенком все-таки требует изменений, требует разных совершенно знаний родителей. И это план надолго. Эта жизнь надолго, и надо хорошо понимать, что ждет нас, родителей, впереди.


А.Рязанова: И для этого сохранить ресурсы.

И.Долотова: Да, и для этого надо искать ресурсы. Это одна из нужных вещей для нас, для родителей.

А.Рязанова: И вообще сейчас крен такой в область психологической науки и построения служб, которые связаны с психическим здоровьем. Крен идет в сторону резильентности (сейчас скажу, что это такое) и компетентности.

Разные специалисты, которые занимаются помощью самым разным категориям людей, которые оказываются в трудных жизненных обстоятельствах, думаю про то, как сохранить такую упругость - психологическую, социальную своих клиентов; как поддержать и развивать компетентность, возможность жить и успешно жить, опять же, в тех или иных сложных обстоятельствах. Вернемся к определению слова «резильентность». Мы к этому слову будем еще много раз возвращаться в течение сегодняшних полутора часов.

Резильентность - это термин, который пришел к нам из физики в психологическую социальную практику и теорию. Этот термин описывает способность материалов восстанавливать форму после некоторого воздействия.

В этой, связи, каучуковый мячик, он обладает огромной резильентностью, на него можно как-то подействовать, но он довольно легко свою форму восстановит. И вот эта способность преодолевать сложные жизненные обстоятельства, быть успешными, продолжать жить. Успешными в таком очень широком круге, в очень широком понимании. Продолжать жить, чувствовать какое-то биение этой жизни, учиться в процессе этой жизни, не смотря на все неблагоприятные условия. Вот, собственно, это термин и обозначает.

И.Долотова: Вот, то, что Настя сказала, написано на слайде: «Резильентность» - это способность человека преодолевать тяжелые жизненные ситуации и быть успешными, вопреки неблагоприятным условиям среды». Мне кажется, для родителей это важное понятие, вот эта «резильентность» потому, что, действительно, где есть жизнь семьи с ребенком с церебральным параличем - это постоянные вызовы. Когда ребенок появляется на свет, и он очень маленький, мы заняты решением каких-то одних задач, и мы не очень представляем, как устроена будет жизнь дальше. И постоянно в течение жизни мы видим определенные какие-то вызовы, какие-то проблемы, которые нам необходимо решать, задачи, которые перед нами стоят. И иногда приходится как бы и спотыкаться, иногда тебе кажется, что ты уже упал, но вот эта способность восстанавливаться, как ее наработать, эту способность, - вот это интересная вещь. И вообще понимать, что это качество нам нужно, как людям.

И.Долотова: И, наверное, здесь очень важно, чтобы этот процесс запустился как можно раньше. Мы тоже знаем такие истории, когда звонят и говорят: «Знаете, мы знаем, что вот у нас в доме есть ребенок с нарушениями, но мы его очень редко видим, они никогда не ходят на детскую площадку, в детский сад не ходили. Мы знаем, в принципе, что там есть какой-то ребенок, но он никуда не выходит, и ему уже в районе где-то десяти лет». Я подозреваю, что для этой семьи очень тяжело, вот, выйти и начать жизнь, когда этому ребенку уже десять лет. Значительно проще, когда этот процесс запущен естественно с самого начала с той же самой детской площадки, куда все выходят с колясками, с того же самого детского сада, когда это даже может быть территориальное сообщество, когда уже во дворе все общаются вместе, и в детский сад все вместе ходят, а потом переходят в школу какую-то. То есть, этот процесс, запущенный с самого начала, процесс инклюзии, практически, он дает очень большую поддержку вот этого всего сообщества, вот этой семьи на протяжении потом, может быть, всей жизни


продолжение  -  https://www.miloserdie.ru/article/semya-rebenka-s-dtsp-kak-najti-resursy-k-o-s/

ДЦП, Милосердие

Previous post Next post
Up