В этот день в 1965 году конгресс США наконец-то постановил, что производители сигарет обязаны сообщать на пачках о безусловном вреде курения для человека.
До этого общественность считала, что сигарета может помочь при простудных заболеваниях и уж, как минимум, безвредна. В этом нет ничего удивительного: в начале 20-го века кокаин свободно продавался в аптеках как лекарство от головной боли, а наши революционные матросы готовили «балтийский чай» - размешивали кокаин в водке, после чего закалывали своих офицеров штыками с нечеловеческой энергичностью.
В наше время российский рынок табака приносит производящим его корпорациям 13 млрд долларов в год - и это после принятия законов тринадцатого года об ограничении курения. Более 800 ярдов рублей в год жители России тратят на сигареты - это около 6 тысяч рублей в пересчёте на каждого жителя. Если учесть, что курят у нас примерно 35% населения, то каждый курильщик ежегодно сжигает порядка 18 тысяч рублей.
Я не курю и писать пространные речи о вреде табака не буду - полагаю, тут все люди взрослые и обо всех проблемах знают.
Расскажу о моём единственной попытке приобщиться к этому зелью.
Было мне тогда 19 лет, и на побывку из армии приехал мой друг. Взяли мы пластиковую бутылку «Маккормика» (страшно представить, что было внутри!) и сели пить у меня дома. На дворе стояло лето, и часа в 4 утра мы вышли на балкон - друг мой курил.
Это было чудесное раннее утро: голубое небо, щебетание птичек, прозрачный тёплый воздух и полное умиротворение.
- Слушай, а ты же не куришь? - нечётким голосом спросил друг. - На, попробуй!
Протягивает мне пачку, я вынимаю сигарету, прикуриваю. И тут я браво затянулся так, что сигарета почти мгновенно обуглилась сантиметра на полтора... Даже многочасовая водочная «анестезия» не спасла меня от пипец какого кошмара: перед глазами всё потемнело, мозг готов был взорваться, а потом из меня ринулся наружу весь «Маккормик», что мы пили с вечера - и прямо вниз, на чистый летний асфальт...
Мне резко полегчало, но с тех пор я даже подумать не могу о сигарете - те омерзительные ощущения накатывают с такой ясностью, что хочется тут же свеситься на перилах балкона.
Сергей Стиллавин