Цогоев Эльбрус Владимирович
График, живописец, дизайнер, витражист.
Заслуженный художник Северной Осетии-Алании.
Член Союза художников СССР, России с 1977 г.
Член Международной ассоциации изобразительных искусств
В 1976 году закончил Ленинградское Высшее Художественно-промышленное Училище им. В.И. Мухиной. Дипломная работа - витраж в ресторане г. Сестрорецка Ленинградской области. Учился у профессоров К. М. Митрофанова, Л.И. Чегаровского и Ф.М. Энтелиса.
Участник более 70-ти выставок - зональных, всесоюзных, российских и зарубежных.
Персональные выставки:
1986 г. - «на стендах журнала «Юность», г. Москва; 1987 г . - (Выставочный зал Союза художников Осетии, г. Владикавказ;
2003 г. - ЦДХ, г. Москва; 2006 г. - Музей Художественной промышленной Академии Санкт-Петербурга.
Награды:
1975 г. - медаль им. В.И. Мухиной; 1983 г . - первая премия на зональной выставке в г. (Ростов-на-Дону;
1989 г. - Заслуженный художник Северной Осетии - Алании;
1991 г. - Гран-при (в группе) на Биеннале Нового искусства, г. Санкт-Петербург.
С 1991 г. по 1998 г . - доцент кафедры становой графики факультета искусств Государственного Университета в г. Владикавказе.
С 2001 г . - доцент Московского Государственного Университета Сервиса на кафедре Художественной Технологии Сервиса и Рекламы.
Ведущий групп обучения изготовлению витражей в стиле "Тиффани"
Патимат.
Как все начиналось? Расскажите о своих первых выставках.
Эльбрус.
Самая первая выставка, проходила во Владикавказе, выставка графики «Советский Юг» от Ростова до Элисты собирали художников, вот там меня и заметили впервые.
Особенная для меня выставка проходила в Ростове, среди молодых художников. На этой выставке я был отмечен, впоследствии получил первую премий ЦК ВЛКСМ. Однажды, в 1983 году, когда по окончании института вернулся домой, одну из моих работ взяли и повесили в Манеже, приняли в союз художников, мне тогда было 28 лет. Потом уже все пошло само по себе. Работали для себя в первую очередь, не для выставок, потребность в работе ежедневная, как у музыкантов, если не будешь работать, то ничего не получится. Работали все равно для себя, не для выставки, потребность в работе ежедневная.
Патимат.
У вас много картин, на которых изображены горы. Это ваш аул? Часто там бываете?
Эльбрус.
Да, это мой аул Луар. Во Владикавказе бываю часто, а в ауле никто не живет, последний житель ушел еще до войны в 1936 году, остались одни развалины - остатки башень. Я родился уже в городе.
Цветы Луара.
Патимат.
А кем были ваши родители по специальности? Тоже художники?
Эльбрус.
Родители были педагоги.
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус.
Портрет поэта Коста Хетагурова
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус. Мать и сын
Цогоев Эльбрус.
Цогоев Эльбрус.
Патимат.
Как продвигали работы?
Эльбрус.
Мы ездили в дома творчества, участвовали в выставках. Было сложно, идеологическая выдержанность, не должно было быть абстракций, но мы старались, как то пробивались.
Патимат.
Как зарождается идея картины?
Эльбрус.
В основном это ассоциации, детские воспоминания
Патимат.
Работаете ли вы на заказ?
Эльбрус.
Конечно, а как иначе. Без мелких работ не будет крупных.
Патимат.
Вы пишите картины в каком то одном стиле?
Эльбрус.
Нет, стили разные. Каждая работа, каждый холст со своим стилем. Один стиль - это слишком скучно.
Патимат.
Бывало ли такое что вы не закладывали что -то в картину, а потом зритель видел это?
Эльбрус.
Да, бывало. Вот, например, работа, я считаю ее одной из лучших своих кртин
Ночь, мальчик в горах, аул, всполох освещения - а там лошадь разглядели. Я не видел, а зритель увидел.
Патимат.
Ваша супруга и сын тоже художники, расскажите о них?
Эльбрус.
Супруга закончила художественное училище в Махачкале. Ирина пишет в основном цветы, работает по ночам, занимается семьей
Цогоева Ирина
Цогоева Ирина
Цогоев Марат
Марат тоже художник. Он закончил художественный факультет Университета во Владикавказе. Он уже Член Союза Художников России. Работы у него образные, метафоричные, композиционные.
Патимат.
Как вы стали преподавателем?
Эльбрус.
Изначально пошел преподавать, чтобы не уйти в халтуру и зарабатывать педагогикой. Теперь педагогика не кормит, просто передаю опыт.
Патимат.
Какие предметы?
Я преподаю рисунок, графический дизайн, монументально-декоративное искусство.
Патимат.
Расскажите о Творческом союзе дизайнеров?
Эльбрус.
Мы начали создавать это объединение, несколько лет назад. Очень трудный процесс, как оказалось, но со всеми трудностями справились, и теперь помогаем молодым ребятам организовывать выставки, в группе то легче, чем одному. Снимаем залы и делаем различные выставки.
Патимат.
Какие ваши любимые художники?
Эльбрус.
В школе мне нравился Валентин Серов. Когда стал постарше, проникся такими художниками как Веласкес, Пикассо, Эль Греко, Гойя. Мне кажется, испанские художники близки по темпераменту к кавказским художникам.
Патимат.
Вы занимаетесь витражами. Можете описать технологию?
Используется стекло американское или немецкое, очень сложное. Детали обрабатываются с помощью станка. Это вечное стекло. По времени на витраж уходит до 10 дней.
В старину использовали свинец для спайки деталей. Но свинец экологически вредный металл. Теперь есть технология Тиффани. 100 лет назад художник Тиффани придумал медную полоску, впоследствии этот метод усовершенствовали. Берется стекло, обрабатывается на станке, стачивается до нужных размеров, затем наклеивается медная полоска, обрабатывается дополнительно, крепим вторую деталь, а потом пропаиваем. Это позволяет работать с очень маленькими кусочками стекла, создавать любые композиции.
Текст подготовила.
Гамзатова Патимат.
Координатор проекта.