Симфонический оркестр - это чрезвычайно сложное образование. Сам набор инструментов, их сочетание и даже расположение оттачивались многими десятилетиями. Симфоническая музыка построена на том, что могут одновременно звучать несколько (три, четыре, пять) разных музыкальных партий, образующих своим сочетанием ту самую сим-фонию, то есть со-звучие. Чтобы разные музыкальные инструменты не сливались в общую кашу, они очень точно разделены по октавам, громкости и тембру звучания. Рок-музыка построена по совсем другому принципу: жесткая ритм-основа на постоянно повторяющихся циклических фрагментах и один солирующий инструмент (обычно - гитара или синтезатор). Электрогитара с дисторшеном имеет крайне широкий и плотный спектр звука, в спектрограмме она занимает широчайшую полосу, оставляя место только в самом низу спектра для барабанов и баса. И когда к симфоническому оркестру добавляют такую гитару - все остальные иструменты "слипаются" по звуку, и никакая симфония уже почти невозможна. И получается, что группа из десяти скрипок, пяти гобоев и шести флейт просто играют в унисон одну партию, которая изначально предназначалась для синтезатора. Ну и смысл? Проще просто настроить нужный тембр у синтезатора и получить классический Пинк Флойд.
Вторая проблема в том, что рок-музыка изначально - песня. То есть в ней несколько повторяющихся идентичных музыкально куплетов и припевов (в "классическом" западном роке часто еще есть вставка-"бридж", но это всё). И, как я уже упомянул, относительная простота музыкального построения: максимум две взаимодействующие партии. Можно просто взять эти две партии (условно - голоса и гитары, либо ритм- и соло-гитары) и переложить их на рояль и скрипку. И это прекрасно работает (пример ниже) - но это НЕ симфоническая аранжировка:
Так вот, чаще всего когда делают "симфонические каверы" рок-песен, останавливаются на этом - только вместо одной скрипки играет десять. В унисон. Настоящая же симфоническая аранжировка требует фактически написать несколько новых партий, да еще и развивать главную тему (а не просто повторять ее) на протяжении нескольких куплетов. Это настоящая и довольно сложная композиторская работа, полноценное соавторство. А у меня есть подозрение, что тем композиторам, которые это действительно умеют, интереснее просто написать новую симфонию.
Спасибо за такой содержательный ответ. Сейчас очень много любой музыки (как сказал один человек, "Очень много искусства нынче"). Разумеется, добавив инструментов и звука при относительно небольших усилиях можно получить весьма впечатляющий результат. И пусть это опять не симфония, но это уже немного другой уровень, часто настолько отличающийся от привычных стандартов масс-культуры, что выглядит очень и очень круто.
Всех всё устраивает, как я теперь понимаю, - музыка для публики выглядит "гран оркестрА", для создателей и исполнителей не так много работы, как при создании симфонических номеров.
В то же время, думаю, есть немало музыки в поп-культуре если не рафинированно симфонической, но близкой по сложности. Сейчас, навскидку, много не назову. Таковой мне представляется эпическая музыка, современные каверы классики, кое-какая редкая музыка к фильмам. Так что всё не так плохо, все цветы цветут.
Разумеется, я не владею темой. Ваш ответ заставил почитать, послушать, подумать. Это такие,... размышления вслух.
Симфонический оркестр - это чрезвычайно сложное образование. Сам набор инструментов, их сочетание и даже расположение оттачивались многими десятилетиями. Симфоническая музыка построена на том, что могут одновременно звучать несколько (три, четыре, пять) разных музыкальных партий, образующих своим сочетанием ту самую сим-фонию, то есть со-звучие. Чтобы разные музыкальные инструменты не сливались в общую кашу, они очень точно разделены по октавам, громкости и тембру звучания.
Рок-музыка построена по совсем другому принципу: жесткая ритм-основа на постоянно повторяющихся циклических фрагментах и один солирующий инструмент (обычно - гитара или синтезатор). Электрогитара с дисторшеном имеет крайне широкий и плотный спектр звука, в спектрограмме она занимает широчайшую полосу, оставляя место только в самом низу спектра для барабанов и баса. И когда к симфоническому оркестру добавляют такую гитару - все остальные иструменты "слипаются" по звуку, и никакая симфония уже почти невозможна. И получается, что группа из десяти скрипок, пяти гобоев и шести флейт просто играют в унисон одну партию, которая изначально предназначалась для синтезатора. Ну и смысл? Проще просто настроить нужный тембр у синтезатора и получить классический Пинк Флойд.
Вторая проблема в том, что рок-музыка изначально - песня. То есть в ней несколько повторяющихся идентичных музыкально куплетов и припевов (в "классическом" западном роке часто еще есть вставка-"бридж", но это всё). И, как я уже упомянул, относительная простота музыкального построения: максимум две взаимодействующие партии. Можно просто взять эти две партии (условно - голоса и гитары, либо ритм- и соло-гитары) и переложить их на рояль и скрипку. И это прекрасно работает (пример ниже) - но это НЕ симфоническая аранжировка:
Так вот, чаще всего когда делают "симфонические каверы" рок-песен, останавливаются на этом - только вместо одной скрипки играет десять. В унисон. Настоящая же симфоническая аранжировка требует фактически написать несколько новых партий, да еще и развивать главную тему (а не просто повторять ее) на протяжении нескольких куплетов. Это настоящая и довольно сложная композиторская работа, полноценное соавторство. А у меня есть подозрение, что тем композиторам, которые это действительно умеют, интереснее просто написать новую симфонию.
Такое вот мое видение.
Reply
Сейчас очень много любой музыки (как сказал один человек, "Очень много искусства нынче"). Разумеется, добавив инструментов и звука при относительно небольших усилиях можно получить весьма впечатляющий результат. И пусть это опять не симфония, но это уже немного другой уровень, часто настолько отличающийся от привычных стандартов масс-культуры, что выглядит очень и очень круто.
Всех всё устраивает, как я теперь понимаю, - музыка для публики выглядит "гран оркестрА", для создателей и исполнителей не так много работы, как при создании симфонических номеров.
В то же время, думаю, есть немало музыки в поп-культуре если не рафинированно симфонической, но близкой по сложности. Сейчас, навскидку, много не назову. Таковой мне представляется эпическая музыка, современные каверы классики, кое-какая редкая музыка к фильмам. Так что всё не так плохо, все цветы цветут.
Разумеется, я не владею темой. Ваш ответ заставил почитать, послушать, подумать. Это такие,... размышления вслух.
Reply
Leave a comment